Символьные переменные. Операторы работы с символьными переменными

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Класс:  10 класс.

Цели:

  • Образовательные:
    • Сформировать у учащихся понятие символьной переменной.
    • Объяснить отличия числовых переменных от символьных.
    • Познакомить с операцией и функциями, работающими с символьными переменными, научить использовать эти функции при решении задач.
    • Научить использовать команды QBasic для работы со строковыми переменными.
    • Закрепить ЗУН учащихся при работе с символьными переменными.
    • Проверить усвоение учебного материала, умение анализировать решение задач.
  • Развивающие:
    • Продолжить обучение учащихся логически мыслить, умение выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать.
    • Содействовать воспитанию интереса к предмету.
    • Отрабатывать умения и навыки работы с клавиатурой.
  • Воспитательные:
    • Воспитание аккуратности, точности, внимания, терпения в работе, ответственного отношения к учебной деятельности.
    • Воспитание творческой личности.

Задачи:

  • Рассмотреть способы задания символьных переменных, простейшие операции над ними.
  • Провести самостоятельную работу с целью выявления ЗУН учащихся по изученной теме.
  • Научить рационально использовать свое время на уроке.

Тип урока:

  • Урок изучения нового материала.
  • Урок формирования навыков и умений.

Методы обучения:  Репродуктивный и частично поисковый.

Форма урока:  лекция, практикум.

Форма организации урока: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, проблемно-поисковый.

Оборудование:

  • ПК, ОС-Windows XP
  • Мультимедиа проектор
  • Экран
  • Среда QBasic
  • Презентация

Время проведения: 1 урок (40 минут)

План урока:

  1. Организационный момент.  (1 мин.)
  2. Устная работа. Актуализация опорных знаний и способов действий. (3 мин.)
  3. Сообщение темы и цели урока. (2 мин.)
  4. Изучение нового материала с использованием презентации (11 мин.)
  5. Домашнее задание. (2 мин.)
  6. Физкультминутка. (1 мин.)
  7. Формирование способов действия и  их последовательности. (2 мин.)
  8. Самостоятельная работа учащихся за ПК. (15 мин.) (Обход рабочих мест с целью помощи и контроля.)
  9. Подведение итогов. Оценка за практическую работу за ПК.  (3 мин.)

 ХОД УРОКА

1) Организационный момент. (Отметить присутствующих в классе.)

2) Актуализация опорных знаний и способов действий.

Цель: Актуализировать тему урока. Повторить основные теоретические знания.

Может ли кто-нибудь из учащихся ответить на все вопросы?

?  ВОПРОСЫ:

  • Какие типы переменных вы знаете?
  • Чем отличается запись числовых переменных от  записи символьных переменных?
  • Что такое длина слова?
  • Какая функция используется для определения длины слова?
  • Какая функция используется для выделения из слова его части (слева, справа, середины)?

? Рассмотрим фрагмент программы №1:

INPUT “Введите ваше имя =”; а$
INPUT “Введите вашу фамилию =”; b$
LET        S$= а$ +”  ” + b$ + “.”
 PRINT “Здравствуйте, ”; S$
PRINT “Начнем урок. ”

? Фрагмент программы №2:

INPUT “Введите значение a=”; а
INPUT “Введите значение b =”; b
 LET   S=a + b
PRINT “результат S=”; S

Вопрос?

  • Какие новые символы (знаки) и последовательности символов встретились Вам в данной программе?
  • Найдите общее и различие.

3) Сообщение темы и цели урока. (Объявить тему и цель урока, рассказать о том, что будет происходить на уроке.)

Символьные переменные. Операторы работы с символьными переменными.

Цели:

  • Сформировать  понятие символьной переменной.
  • Объяснить отличия числовых переменных от символьных.
  • Познакомиться с операцией и функциями, работающими с символьными переменными.
  •  Научиться использовать эти функции при решении задач.
  • Вспомнить и применить  команды QBasic для работы со строковыми переменными.
  • Закрепить ЗУН и проверить усвоение учебного материала через самостоятельное решение задач с символьными переменными.
  • Уметь анализировать решение задач.
  • Научиться логически  мыслить,
  • Уметь выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать.
  • Воспитание аккуратности, точности, внимания, терпения в работе, ответственного отношения к учебной деятельности.
  • Отрабатывать умения и навыки работы с клавиатурой.

Задачи

  • Рассмотреть способы задания символьных переменных.
  • Простейшие операции и функции над символьными переменными, их применение к решению задач.
  • Проведём самостоятельное решение задач с целью выявления ЗУН  по изученной теме.
  • Научиться рационально использовать свое время на уроке.

4) Изучений нового материала с использованием презентации.

Символьные переменные

  • Программа на языке QBasic обрабатывает не только числовую, но и текстовую информацию (символьную).
  • В качестве значения символьной переменной используется любой символ.   Всего в информатике существует 256 различных символов, их принято  нумеровать от 0 до 255.
  • Номер символа называется его кодом. Существует специальная таблица кодов называемая – ASCII коды.

Символьная переменная – это  последовательность символов заключенная в кавычки.

Пример: «ИНФОРМАТИКА»

«Я учусь в 10Д классе»

  • чтобы не путать имя числовой переменной с символьной, в конце имени символьной переменной ставится знак $

Идентификатор        – a$

ЗАДАНИЕ:

Найдите ошибки в записях символьных величин:

а) A8 = «Информатика важна для развития ума»
б) D$ = компьютер
в) 4K$ = «вычислительная техника»
г) СК2 = «монитор»

? Основные понятия:

Длина слова – число символов в слове.
Выделение в слове его части:        Крокодил         Рок
Соединение слов:         КОМ + ПОТ = КОМПОТ
Сравнение: больше то слово, которое стоит в словаре дальше: СЛОН > МОСЬКА

?  Устное задание:

Придумайте примеры  слов, результат соединения которых не зависит от порядка соединения:    па + мять = память
Дано слово ИНФОРМАТИКА. Какое слово получится в результате выделения части слова, имеющей длину 5, начиная с 3 символа.       (ФОРМА)
В равенстве стерли 1 слагаемое. Какое?
... + коза = стрекоза
Не + ... + хочу = Не хочу
Найдите слово русского языка, которое больше чем слово ПАР, и меньше чем ПАРУС:   ПАРАД

Операторы работы с символьными переменными

  • ПРИСВАИВАНИЕ: – присваиваем  переменной некоторое значение (слово, предложение) в программе

LET  a$=“ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК”

  • ВВОД значения переменной: – вводим произвольное значение переменной с клавиатуры

INPUT  “введите слово = ” , a$
INPUT  “введите предложение = ” , a$

  • ВЫВОД значения переменной:

1) выводим необходимую информацию

PRINT  “ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК”

2) Выводим полученный результат

PRINT  a$

  • СЛОЖЕНИЕ (слияние) – КОНКАТЕНАЦИЯ

b$=“ЖЕЛЕЗНО”
c$=“ДОРОЖНИК”
a$=b$+c$
a$= “ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК”

b$=“ЖЕЛЕЗНО”
a$=b$+“ДОРОЖНИК”
a$= “ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК”

c$=“ДОРОЖНИК”
a$=“ЖЕЛЕЗНО”+c$
a$= “ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК”

ПРИМЕР:    ГРАД+УС;  КОМ+ПОТ;   БОР+ОДА:
х$=“ГРАД”
у$=“УС”
z$= x$+y$
Ответ: z$=“ГРАДУС”

  • оператор нахождения ДЛИНЫ – количество символов

a$=“Ж Е Л Е З Н О Д О Р О Ж  Н  И  К”
        1  2  3  4 5 6 7  8  9 1 11 121314 15

L=LEN(a$)
L=15

ПРИМЕР: найдите длину слова – количество символов

a$=“И Н Ф О Р М А Т И К А”
        1  2  3  4  5  6 7  8 9  10 11

L=LEN(a$)
L=11  

  • функция вырезания СЛЕВА:

a$=“ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК”
x$=LEFT$(a$, k)
x$=LEFT$(a$, 4)
x$=«ЖЕЛЕ»

  • функция вырезания СПРАВА:

a$=“ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК”
x$=RIGHT$(a$, k)
x$= RIGHT$(a$, 3)
x$=«НИК»

  • функция вырезания из ЦЕНТРА (произвольной части слова)

a$=“ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК”
x$=MID$(a$, i, k)
x$= MID$(a$, 6, 3)
x$=«НОД»

ПРИМЕР:

a$=“ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК”
x$=MID$(a$, 8, 2)+MID$(a$, 5, 1) +MID$(a$, 9, 2)
Ответ:    x$=«ДОЗОР»

ПРИМЕР:

Вырезать и составить
из слова ДИРЕКТИВА слово _ _ _ _ _ _.

РЕШЕНИЕ:

a$=“Д И Р Е К Т И В А”
        1 2    4   5 6   7 8  9

b$=MID$(a$,3,1)+ RIGHT$(a$,1)+ MID$(a$,5,1)+ MID$(a$,4,1)+ MID$(a$,6,1)+RIGHT$(a$,1)
PRINT   “наше слово =”, b$

Ответ: РАКЕТА

5) Домашнее задание

  • Все операторы работы с символьными переменными выучить наизусть (конспект).
  • Составьте программу получения из слова «МАШИНОСТРОЕНИЕ», используя функции «вырезки» и операцию конкатенацию,  максимальное количество слов.

6) Физкультминутка  (в самой презентации, по карточкам, на стенде – картинки).

7) Формирование способов и последовательности действий.

Цель:  Подготовка к работе на ПК

  • Раздать задание,
  • Повторить ТБ,
  • Повторить, как войти в QBasic,
  • Довести до учащихся цель проведения работы.
  • Довести до учащихся способ подведения итогов.

8) Самостоятельная работа учащихся за ПК.

(Обход рабочих мест с целью помощи и контроля.)

Самостоятельное решение задач

В-1.

Составьте программу, которая:

1) Из слова “ПРОГРАММА” составляет слова: “ГРАММ”, “РОГА”;
2) Из слов “СТРАХ”, “БЕЛКА”, “ЦЫПЛЕНОК” получает слово “СТОЛБЕЦ”.

В-2.

Составьте программу, которая:

1) Из слова “ФОТОКОПИРОВАНИЕ” составляет слова: “ПЕРО”, “КОРОВА”;
2) Из слов “МОЛОКО”, “САД”, “РОЩА” получает слово “РАМКА”.

В-3.

Составьте программу, которая:

1) Из слова “ИНСТРУМЕНТЫ” составляет слова “ТРУС”, “СТРУНЫ”;
2 Из слов “ШИШКА”, “ФЛАГ”, “ТРОС” получает слово “ШРИФТ”.

В-4.

Составьте программу, которая:

1) Из слова “ИНФОРМАЦИЯ” составляет слова “ЦИФРА”, “ФИРМА”;
2) Из слов “ТУЧА”, “ГРИБ”, “АРКА” получает слово “ТРУБКА”.

9) Подведение итогов. Оценка за практическую работу за ПК.

? Вопросы для закрепления:

  • Какие типы переменных вы знаете?
  • Чем отличается запись числовых переменных от  записи символьных переменных?
  • Что такое длина слова?
  • Какая функция используется для определения длины слова?
  • Какая функция используется для выделения из слова его части (слева, справа, середины)?

Дополнительное задание:

  • Составьте программу на языке QBasic, которая выделит из слова следующие слова «ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ» ––>
  •  «ЛЕКЦИЯ», «ТАРИФ», «ТРЕК», «ЦИРК».
  • Из слов «АРИФМЕТИКА» и «ОПЕРА» с помощью операций + и MID$ составить слово «АРИФМОМЕТР»

Самостоятельное решение задач

В-1.

Составьте программу, которая:

1) Из слова “ПРОГРАММА” составляет слова: “ГРАММ”, “РОГА”;
2) Из слов “СТРАХ”, “БЕЛКА”, “ЦЫПЛЕНОК” получает слово “СТОЛБЕЦ”.

Самостоятельное решение задач

В-2.

Составьте программу, которая:

1) Из слова “ФОТОКОПИРОВАНИЕ” составляет слова: “ПЕРО”, “КОРОВА”;
2) Из слов “МОЛОКО”, “САД”, “РОЩА” получает слово “РАМКА”.

Самостоятельное решение задач

В-3.

Составьте программу, которая:

1) Из слова “ИНСТРУМЕНТЫ” составляет слова “ТРУС”, “СТРУНЫ”;
2) Из слов “ШИШКА”, “ФЛАГ”, “ТРОС” получает слово “ШРИФТ”.

Самостоятельное решение задач

В-4.

Составьте программу, которая:

1) Из слова “ИНФОРМАЦИЯ” составляет слова “ЦИФРА”, “ФИРМА”;
2) Из слов “ТУЧА”, “ГРИБ”, “АРКА” получает слово “ТРУБКА”.

Дополнительное задание:

ПРИМЕР:  Составить программу для решения задачи: Из слов «секрет», «материя», «сериалы», «волшебные» с помощью операций + и MID$ составить предложение:

«Секретные материалы»

 LET A$= “СЕКРЕТ”
LET B$= ”МАТЕРИЯ”
LET C$= “СЕРИАЛЫ”
LET D$= “ВОЛШЕБНЫЕ”
LET E$= “  “
LET F$= A$+MID$(D$,7,3)
LET X$= MID$(B$,1,5)+ MID$(C$,4,4)
LET Y$= F$+E$+X$
PRINT “предложение = ”,Y$

 

3) Задача:                Вариант №1, №3

Составить программу для решения задачи: Из слов «солнце», «небыль», «округ», «вечный»  с помощью операций + и MID$ составить предложение:
«Солнечный круг, небо вокруг!»

3) Задача:                Вариант №2, №4

Составить программу для решения задачи: Из слов «любовь», «старая», «действие», «щука», «ела», «программист» с помощью операций + и MID$ составить предложение:
«Любая действующая программа – устарела!»