Разработка урока "Астраханское восстание 1705–1706 годов"

Разделы: История и обществознание


Модульную технологию можно использовать как на уроках повторения, так и в процессе усвоения нового материала. Думается, что изучение экономической истории или социальных движений уместно полностью организовать на основе уроков модулей.

Мною был разработан модульный урок по теме “Астраханское восстание 1705-1706 гг.” (7 класс).

Цель урока:

- определить причины, ход и итоги восстания;

- развивать умение работать с источниками, находить нужную информацию, работать в группе;

- формировать любовь к родному краю и интерес к его истории.

Этапы урока:

  1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели.
  2. Входной контроль.
  3. Работа с источниками. Обсуждение проблемных вопросов.
  4. Поэтапный контроль.
  5. Завершающий контроль.
  6. Рефлексия.

Урок начинается с мотивационной беседы, в процессе которой учащиеся узнают от учителя о том, какая обстановка сложилась на Нижнем Поволжье накануне восстания и о том, когда оно началось. Формируется интегрирующая цель урока и дается список источников, которые можно использовать.

Далее проводится входной контроль в виде письменного задания, которое дает возможность подготовить учащихся к изучению новой темы и способствует развитию мышления у учащихся.

Задание заключается в том, что учащимся предлагается вспомнить, в каких восстаниях участвовали астраханцы в XVII веке; представители каких социальных групп участвовали в восстании и почему; по каким причинам восстания потерпели поражение.

На следующем этапе урока идет знакомство с причинами и поводом к восстанию.

На этом этапе урока работа осуществляется в учебных подгруппах (4-5 человек). В группу входят как сильные, так и слабые ученики. Они совместно работают над заданиями, обсуждают варианты ответов.

Задание №1. Сформулируйте главные причины восстания.

Задание №2. Что послужило поводом к восстанию?

Задание №3. В какой социальной среде возникла мысль о восстании? Почему?

Задание №4. Каковы были ближайшие задачи заговорщиков?

Контрольное задание.

Задание №5. Выберите те факты из, перечисленных ниже, которые вы считаете главными причинами восстания в Астрахани:

  • введение новых сборов с лавок и промыслов
  • указ Петра I о запрещении носить русское платье и бороду
  • невыполнение воеводой Ржевским жалованной грамоты Петра I татарам, в которой они освобождались от поборов с мечетей и свадеб;
  • введение государственной монополии на продажу соли;
  • введение налога с саней и телег;
  • ликвидация права стрельцов на лов рыбы;
  • уменьшение стрельцам хлебного жалования;
  • забота за хлеб и одежду “значительной части посадских людей в Астрахани;
  • введение налога с бань и погребов;
  • самодурство местных начальных людей.

Данное задание выполняется индивидуально, письменно. Максимальная оценка – 5 баллов.

На следующем этапе урока, работая в подгруппах, учащиеся изучают захват восставшими города и управление им; распространение восстания на другие территории.

Задание №6. Как и когда началось восстание? Кто в нем участвовал?

Задание №7. Какие мероприятия были проведены восставшими после захвата власти в городе?

Задание №8. Каковы были цели восстания? Используя карту, укажите территорию, на которую распространилось восстание.

Далее следуют индивидуальные контрольные задания. Промежуточный контроль проводится в целях выявления пробелов в знаниях и трудностей, возникающих в процессе усвоения материала. Таким образом, преподаватель управляет процессом обучения.

Контрольное задание.

Учащимся предоставляется возможность выполнить письменно одно задание на выбор. Максимальная оценка – 5 баллов.

Задание №9. О каком событии идет речь в этом отрывке: “…И вот, в воскресенье 29 числа, церкви были открыты, венчали свадьбы, в один день повенчали сто пар… Свадьбы, хотя и сыгранные второпях, при печальных обстоятельствах, не могли, однако обойтись без пирушек, к ночи гости охмелели. Надеясь на этот хмель и подготовку толпы, заговорщики в четвертом часу ночи собрались у Никольской церкви в числе трехсот человек и вломились в Белый город через Пречистенские ворота. Загудел набат, в город сбежались стрельцы и толпы разного рода людей…?”.

В связи с чем второпях играли так много свадеб?

Задание №10. Назовите те факторы из нижеперечисленных, которые доказывают, что после захвата власти в Астрахани, восставшие управляли городом по казачьему образцу:

  • решали наиболее важные вопросы в городском магистрате;
  • выбирали атамана и старшин кругом, т.е. собранием мужского населения;
  • решение кругом основных вопросов в жизнедеятельности города;
  • законодательные акты городской жизни создавались воеводой и другими начальными людьми Астрахани;
  • лица назначались на основные должности воеводой;
  • старшины коллективно создавали систему законодательных актов местного самоуправления.

После выполнения индивидуальных заданий учащиеся, работая в группе, обсуждают задания №11, 12, 13, 14 с целью выяснить итоги восстания и причины поражения.

Задание №11. Чем закончился первый поход на Царицын?

Задание №12. Почему было решено организовать новый поход на Царицын. Чем он закончился?

Задание №13. Как астраханцы восприняли приказ Петра I прекратить смуту?

Задание №14. Чем закончилось восстание.

Контрольные задания.

Выполняются самостоятельно. Правильное выполнение 15- 16 заданий оценивается 4 баллами, 17 – 5 баллами.

Задание №15. Почему фельдмаршал Шереметьев, возглавивший карательные войска для подавления восстания, отдал распоряжение захватить или сжечь Ивановский монастырь?

Задание №16. Выполнил ли Шереметьев обещание о прощении восставших, данное им после взятия города? Каковы были последствия восстания?

Задание №17. Сопоставьте и обдумайте все изученные факты и перечислите причины поражения восстания.

Когда работа завершена, представитель группы отчитывается о выполнении своего задания перед классом. Чтобы группа работала в интересах каждого ее участника, она не должна знать, кто будет отчитываться. В процессе работы группы, ученики проявляют большую ответственность, учатся отстаивать свои взгляды и выслушивать мнение товарищей. Пред завершающим контролем учитель делает обобщение и напоминает ребятам о поставленных в начале урока целях, кратко характеризует итоги работы подгруппы, класса в целом. Цель завершающего контроля – проверить, как ученики усвоили новый материал. Школьникам предлагается выполнить на выбор одно из трех заданий. Задания выполняются письменно в тетради, самостоятельно (без использования учебника). Тетради сдаются учителю на проверку. Максимальная оценка за 18 задание – 3 балла, 19 задание – 4 балла, 20 задание – 5 баллов.

Задание №18.

1. Восстание в Астрахани началось:

а) 30 мая 1705 года;

б) 30 июля 1705 года;

в) 6 августа 1705 года.

2. Войска Шереметьева подошли к Астрахани:

а) 11 марта 1706 года;

20 декабря 1705 года;

в) 14 марта 1706 года.

3. Какие имена лишние в перечне: Иван Шелудяк, Василий Ус, Прохор Носов, Яков Носов, Иван Заруцкий.

4. Продолжите предложение: “Шелудяк, приняв у митрополита печать и ключи от города, объявил астраханцам, что по указу Петра I…”.

Задание №19. Представьте, что вы Астраханский стрелец Никита Васильев. Какова была ваша жизнь до восстания? Почему вы решили в нем участвовать? Что случилось с вами и вашими товарищами после подавления восстания?

Задание №20. Составьте сочинение “Отзыв Петра I о деятельности астраханского воеводы Тимофея Ржевского в 1705 году”.

На завершающем этапе урока – рефлексии – учащимся даётся возможность оценить свою работу и работу товарищей на уроке, и степень усвоения материала по 10-бальной шкале. Оценка осуществляется как бы в трех измерениях, которые можно условно обозначить словами “дело”, “я”, “мы”. Таким образом, ребята уясняют, чего они достигли в деле изучения исторического материала, что они получили как индивиды и члены коллектива. А также предлагается сформировать свое мнение об уроке и высказать пожелания. Ученические самооценки и суждения дают учителю немалую пищу для размышлений о выборе форм работы, о доступности предлагаемых заданий, о способах достижения поставленных целей.

Таким образом, модульный урок способствует активизации познавательного интереса учащихся, созданию атмосферы сотрудничества между одноклассниками. Такая работа значима и интересна.

Литература

1. Кучерук И.В. Задачник по истории Астраханского края. – АОИ УУ, Астрахань, 1997 г.

2. Макаренко Ю.А. История Астраханского края/ с древнейших времен до конца XIX века/ Учебное пособие. –Астрахань: АОИ УУ, 1996 г.

3. Природа и история Астраханского края. - Астрахань: Изд. АГПИ, 1996. - 364 с.