Цель: помочь ребёнку адаптироваться в школе в 5 классе.
Оборудование: проектор, компьютер, белые листы А4, клей, шаблоны лепестков, фломастеры, ножницы.
(Родители сидят за 3-4 столиками по группам)
Ход собрания
I. Введение в тему.
Учитель: Добрый вечер, уважаемые родители!
Тема нашего собрания… (Слайд 1. Презентация)
Начнём с того, что же такое адаптация? (Слайд 2)
Адаптация (по мнению психолога Битяновой М.Р.) – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
- В чём смысл адаптационного периода в школе?
Думаю, что для ответа на этот вопрос, прежде всего, необходимо разобраться в смысле понятия “социальная адаптация”, “социальная среда” (Слайд 3)
Социальная адаптация – это приспособление человека к условиям социальной среды.
Она предполагает:
- адекватное (правильное) восприятие окружающей действительности и самого себя;
- адекватную систему отношений и общения с окружающими;
- способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
- способность к самообслуживанию и самоорганизации;
- изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других (т.е. умение изменять своё поведение).
II. Основная часть
Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
В связи с переходом в 5 класс меняется социальное окружение и система деятельности. То есть в начальной школе был 1 учитель, 1 коллектив,
1 кабинет. Дети общаются в среде своего классного коллектива.
В 5-ом же классе среда меняется, педагог не один, а несколько – каждый со своими требованиями. Кабинеты разные, на разных этажах. Ритм деятельности очень быстрый. В 5 классе – всё для детей новое.
- А что же детям? Им ещё труднее, потому что их жизненный опыт мал.
Ситуация новизны является для любого человека в определённой степени тяжелой и трудной (возьмите себя – при переходе на другую работу, в новый коллектив и др.).
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений.
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации идёт. Вопрос только в том, сколько времени уйдёт у ребёнка и учителя на адаптацию. И насколько этот процесс будет эффективен. (Слайд 4)
Цель адаптационного периода – помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами ученика среднего звена.
В разной среде ребёнок раскрывается по-разному. Дома он один – в школе другой. Поэтому классному руководителю, принимающему 5 класс, необходимо ознакомиться со всеми характеристиками, составленными учителем начальных классов и подробно изучить мнение родителей о своём ребёнке.
Сегодня мы с вами попытаемся выразить своё мнение о ребёнке, но в творческой форме.
III. Творческий проект “Цветик-семицветик”
Как мы хотим, взрослые, чтобы наша Земля была усыпана ковром цветов. А дети – это и есть цветы! Наши цветы, цветочки!!! И мы сегодня постараемся создать свой волшебный цветик-семицветик.
- У вас на столах весь необходимый инструментарий: белый лист, клей, фломастеры, лепестки (разноцветные).
- Ребёнок – это чистый лист бумаги, на котором можно написать всё плохое и хорошее.
- Напишите вверху белого листа Ф.И. своего ребёнка.
У нас с вами сегодня сложная задача – составить портрет своего ребёнка. Лепестки будут отражать черты характера вашего ребёнка.
Самое главное у человека – сердце.
- Напишите в сердцевине цветочка имя – как вы любите обычно называть своего ребёнка дома. (Пр: “солнышко”, “дочурка” и т.п.)
- А лепестки, согласно нашим критериям, вы будете собирать сами.
Каждый цвет соответствует качествам характера ребёнка.
Критерии. (Слайд 5)
Красный – активность, инициативность.
Желтый – доброта, честность, бескорыстие.
Синий – смелость, настойчивость, самообладание.
Светло-зелёный – скромность, застенчивость, обидчивость.
Розовый – аккуратность, организованность.
Сиреневый – общительность, вежливость.
Оранжевый – самокритичность, самоконтроль.
Малиновый – агрессивность, вспыльчивость.
Коричневый – леность, безответственность.
Фиолетовый – невнимательность, рассеянность.
Голубой – замкнутость, неуверенность.
Тёмно-зелёный – трудолюбие, ответственность.
Учитель: Будьте предельно внимательны при выборе лепестка.
Сегодня на цветок мы поместим только добрые качества ребёнка, но не будем забывать о том, что у каждого человека есть и такие качества, над чем надо работать. Эти лепестки мы приклеим внизу цветочка.
(Под песню “Лети лепесток” родители выполняют работу)
(Готовые работы вывешиваются на доске, создаётся “цветочная клумба”)
III. Итог.
Мне очень понравилось, как вы сегодня поработали. У наших цветиков преобладают вот такие добрые цвета.
Мне хочется сказать вам спасибо, за то, что вы воспитываете детей такими добрыми, отзывчивыми, вежливыми и др. А те лепестки, которые лежат под цветком – это тема для размышления. Над этими качествами мы вместе будем работать в последующих классах.