Интегрированное занятие в подготовительной группе "В мире снежинок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  1. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира. Дать научные знания о снежинке, её форме, размере, составе.
  2. Развивать фантазию, умение в движении передать образ снежинки, соответствуя характеру музыкального произведения. Создать атмосферу заинтересованности и творчества.
  3. Закреплять умение складывать базовую форму «воздушный змей» в технике оригами, развивать конструктивное творчество, воображение при создании новых образов снежинок.
  4. Расширять словарный запас детей, обогащая его новыми понятиями, терминами, связанными со снежинкой (узорчатая, мерцающая, неповторимая, воздушная, снежинка-балеринка, завьюжило).
  5. Воспитывать любовь к природе, интерес к зимним явлениям природы.

Музыкальный зал поделён на III зоны: «Гостевая», «Снежная мастерская», «Музей снежинок».

Ход занятия

При входе в зал детей встречают музыкальный руководитель и педагог ИЗО. Негромко звучит «Вальс майских снежинок».

Педагог Изо: Ребята, сегодня при сильном порыве ветра в наше окно залетело письмо, адресованное вашей группе. Интересно, от кого оно и зачем? А вам интересно? Тогда вскрываем?

В конверте загадка:

«Белым-бела и холодна,
Когда одна – едва видна.
И от подруг, летящих мимо,
В пути совсем неотличима».

- Ребята, что это может быть? Вы догадались? (Снежинка.)

В это время усиливается звучание музыки. Она напоминает метель. «Вальс снежинок» М. Минкова, из к/ф «Тайна Снежной Королевы».

Муз. руководитель: Ребята, слышите? Что это такое? Что происходит? О чём нам хочет рассказать музыка? (Ответы детей: ветер, метель, закружило, завьюжило ...) Такое впечатление, что она нас с вами куда-то зовёт, приглашает. Может быть, в гости? Путешествие? В дальнее странствие? Вы готовы отправиться вслед за снежинками? Тогда в путь. Но дорога нам предстоит извилистая, сложная, иногда широкая, а иногда наоборот, узкая. В этом нам поможет разобраться музыка.

Музыкально-ритмическая разминка «По заснеженной дорожке».

Под музыку дети идут то змейкой по извилистой дорожке, то с высоким подъёмом ног «пробираются через сугробы», то парами по широкой тропке на f, то по узкой в одного на p.

Дети останавливаются около закрытого занавеса, на котором «висит сказочный замок».

Муз. руководитель: Ну вот, музыка стихла, успокоился ветер, а снежинки куда-то исчезли… А может быть, они там, за замком? Как же нам его открыть, ведь ключа-то у нас нет? (Варианты ответов детей.) Правильно, я тоже думаю, что нам поможет добрая песенка о снежинках.

Исполняют песню Г. Гладкова «Белые снежинки» из к\ф «Джентльмены удачи».

Замок «открывается», занавес раздвигается и мы оказываемся в «Музее снежинок».

Муз. руководитель:

Кто вяжет снежинки и с неба бросает?
Узоров таких даже мама не знает.
И пряжи нигде не встречали такой –
Наш город весь белый, слегка голубой.
А, может быть, их вырезают из ситца,
И тихо спускают ко мне на ресницы?
Слезой на щеках они медленно тают…
Откуда снежинки? Хоть кто-нибудь знает?

(Н.Родивилина)

Педагог Изо: Ребята, так вот куда нас привела музыка и снежинки! Мы оказались с вами в необычном месте – «Музее снежинок». Посмотрите, как их много и сделаны все из разного материала. Здесь снежинки и из бисера, и связанные крючком, и вырезанные из бумаги в виде снежинок-балеринок и т.д. (рассматривание). Ребята, что можно сказать о снежинках, какие они? (Изящные, узорчатые, необычные и т.д.) А самое главное, эти снежинки не тают, и мы можем любоваться ими бесконечно. А настоящие снежинки, которые слетают на нас с неба какие, из чего же они состоят? (Ответы детей.) Правильно вы говорите, и знаете что интересно – настоящие снежинки на 95% состоят из воздуха и только лишь маленькие 5% из воды. Вот поэтому они так медленно, красиво опускаются на землю, деревья, на нас с вами. Многие учёные посвящают всю свою жизнь изучению снежинок. Они рассматривают их в микроскоп, фотографируют, изучают их строение, форму, рисунок, размеры. И вот что удивительно, самая известная крупная снежинка в мире, которая встречалась учёным, была размером 38 мм (показать образец). Учёными доказано, что каждая снежинка неповторима, уникальна. Мы не встретим никогда двух одинаковых снежинок в природе. Давайте ещё раз полюбуемся снежинками в музее. Ребята, а из чего бы ещё вы могли создать снежинку для музея? (Варианты ответов детей.) А хотите научиться складывать снежинку в технике оригами? (Да.) Тогда, приглашаю вас пройти в «Снежную мастерскую». Но перед тем, как начать работу, подготовим наши пальчики.

Пальчиковая игра «Снежинки».

Стою и снежинки в ладошку ловлю (Ритмичные удары пальцами л.р., начиная с указательного по ладони пр.р.)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю. (Поменять руки.)
Но где же снежинки? (Сжать кулаки.)
В ладошке вода! (Разжать кулаки.)
Куда же исчезли снежинки? (Сжать кулаки.)
Куда? (Разжать.)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи... (Потряхивание расслабленными кистями рук.)
Как видно, ладошки мои горячи. (Потереть ладошкой об ладошку.)

Педагог Изо: Занимайте места в нашей «Снежной мастерской». Итак, мы приступаем к созданию своей неповторимой снежинки, которая будет состоять из основных 6 лучиков – «воздушных змеев» (рисунок 1).

Рисунок 1

Дети складывают снежинки (рисунок 2).

Рисунок 2

Во время работы фоном звучит нежная, зимняя музыка по выбору муз. руководителя.

По окончании творческой деятельности, педагог Изо предлагает полюбоваться созданными снежинками (рисунок 3).

Рисунок 3

Педагог Изо: Какие получились снежинки? (Лёгкие, воздушные, красивые, разнообразные ...) Сколько лучиков у ваших снежинок? (6)

Муз. руководитель: Какие чудесные, неповторимые у вас получились снежинки. Я предлагаю вам их оживить.

Белые, узорные,
Звёздочки-малютки!
На ладошку приземлитесь,
В снежном вальсе закружитесь!

«Вальс» Г. Свиридова из «Метели» (танец импровизация).

Педагог Изо: Ну что ж, мы, как и хотели, пополнили с вами «Музей снежинок» новыми экспонатами, выполненными в технике оригами. Но, слышите? Музыка нас с вами зовёт возвращаться обратно, в детский сад.

Дети под музыку покидают зал.