Цели: Закаливание организма, совершенствование основных движений, формирование правильной осанки во всех видах деятельности.
Образовательные задачи:
- совершенствовать двигательные умения и навыки;
Воспитательные задачи:
- воспитывать красоту, выразительность движений, осознанное отношение к ним.
Оздоровительные задачи:
- способствовать укреплению здоровья дошкольников;
- привлекать детей к занятиям физической культуры и спортом;
- повышать эмоциональное настроение у детей:
Место проведения: спортивный зал.
Оборудование: канат, волшебная палочка, сундучок, мешочки с песком по числу детей, 7 обручей, массажные коврики, массажная дорожка с камешками, 2 больших мяча, 4 конуса, шишки по числу детей, корзины, яблоки; фонограмма песни “Дождя не боимся, музыка для разминки, эстафет и релаксации; звуковоспроизводящая аппаратура, аудиокассеты, диски, микрофоны.
Костюмы: костюм Доктора Айболита, спортивная форма.
Методы и приемы: Словесные, наглядные, практические, сюрпризность, использование стихотворных строк, личный пример и др.
Структура занятия:
- Вводная часть(6 минут)
- Общеразвивающие упражнения (17 минут)
- Заключительная часть (7 минут)
Ход занятия
1. Вводная часть
ИНСТРУКТОР: В двери к нам стучится осень, а за осенью – зима, и многие начинают, простывать, болеть. Ребята, а вы часто простываете?
ДЕТИ: Да!
ИНСТРУКТОР: А как вы думаете, что нужно делать, чтобы меньше болеть?
Ответы детей: ...
Входит Доктор Айболит:
ДОКТОР АЙБОЛИТ:
Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки.
Всем добрый день!
Я рад всех вас видеть.
Ведь невниманием
Нас так легко обидеть!
Это кто тут часто болеет? А я слышал, что в далекой волшебной стране живут маленькие пилипилюльки, которые знают секрет здоровья и никогда не болеют. Давайте отправимся к ним в гости и спросим, как они остаются здоровыми в любое время года. Только знайте, путь предстоит нелегкий. Много опасностей может встретиться на пути.
В этой сказке все возможно:
Здесь то тихо, то тревожно,
То таинственно, то важно,
То волшебно, то отважно.
Вы готовы к испытаниям?
ДЕТИ: Да!
ДОКТОР АЙБОЛИТ: В волшебную страну пилипилюлек, попасть не так-то просто. К тому же, они не любят гостей и поэтому прячутся. А живут они в маленькой стране, которая спрятана в большой горе. Но мы с вами дружные, сильные и справимся со всеми трудностями. Прямо сейчас мы отправляемся в путь!
Вот волшебный сундучок, (открывается музыкальный сундучок )
В нем серебряный клубок.
По дорожке красоты побежим и я, и ты. (кидает клубок)
Ходьба в колонне по одному.
ДОКТОР АЙБОЛИТ: (коррегирующие виды ходьбы):
идем, как маленькие пилипилюльки, - на полусогнутых ногах, руки на коленях;
идем, как великаны, – на носках, руки вверху;
впереди большие камни, перешагивайте их – ходьба, высоко поднимая колено;
осторожно, впереди болото, перепрыгивайте с кочки на кочку – прыжки влево-вправо с продвижением вперед;
впереди река, плывем – ходьба широким шагом, с попеременными круговыми движениями руками;
дальше едем на лошадях – прямой галоп, руки вместе, вытянуты вперед;
пересаживаемся на машины, включаем первую скорость – медленный бег, вторую скорость – бег с ускорением, третью скорость – быстрый бег, вторую скорость – бег с ускорением, включаем первую скорость – медленный бег;
еще немного осталось - шагом марш!
Упражнение на дыхание.
2. Общеразвиваюшие упражнения
ДОКТОР АЙБОЛИТ: Давайте разделимся на три колонны и поищем вход в пещеру – перестроение в колонну по три.
ДОКТОР АЙБОЛИТ:
Над нами огромная туча, начинается дождь. Вы дождя не боитесь?
ДЕТИ: Нет!
ДОКТОР АЙБОЛИТ: Здорово! Тогда давайте покажем дождю, что мы его не боимся. А заодно немного разомнемся и подготовимся к предстоящим трудностям.
Ветер, ветер, поскорей Качают руками над головой
Тучу темную развей. вправо-влево.
Солнце, солнышко, гори, “Рисуют” рукой в воздухе солнце.
Всем нам радость подари.
(под фонограмму песни “Дождя не боимся”)
1.“В ПУТЬ!”
И.п.: о.с., руки на поясе.
Попеременный подъем/спуск с пятки на носок.
Повторить 6-7 раз
2. “МЫ СИЛЬНЫЕ!”
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены.
1-2: поочередно ставим руки на пояс;
3-4: поочередно ставим руки к плечам;
5: разводим руки в стороны;
6: возвращаем руки к плечам, зажав пальцы в кулаки;
Возвращаемся в и.п.
Повторить 6-7 раз.
“СИЛАЧИ”
И.п.: ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны и согнуты в локтях.
Повороты в стороны.
Повторить 4-5 раз в каждую сторону.
“ЛЮБОПЫТНЫЕ!”
И.п.: о.с., руки опущены.
Выпад вправо, приложить руку ко лбу.
Вернуться в и.п. То же влево.
Повторить 4-5 раз в каждую сторону.
“СПУСКАЕМСЯ В ТОННЕЛЬ!”
И.п.: пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.
1-3: пружинистые приседания, вытянув руки вперед;
вернуться в и.п.
Повторить 6-7 раз.
“ПОМОГИ ДРУГУ!”
И.п.: дети садятся на пол парами, лицом друг к другу, соединив стопы и взявшись за руки.
Наклоны вперед-назад. Дети по очереди тянут друг друга за руки.
Повторить 6-7 раз в каждую сторону.
7. “УЛИТКА”
И.п.: сидя на полу, руки согнуты в локтях.
Передвигаться вперед на ягодицах, не касаясь руками пола.
То же, двигаясь назад.
Повторить 5-6 раз в каждую сторону.
8. “МЫ СПРАВИМСЯ!” (серия различных прыжков в сочетании с ходьбой)
И.п.: о.с., руки опущены.
Прыгать будем мы сейчас
На обеих ножках,
Но сначала на одной
И другой немножко.
1)
“Мы были сильными!” - прыжки: ноги врозь - вместе, руки сгибать-разгибать в локтях, пальцы зажаты в кулаки.
Раз, два, три, четыре
Расставляем ноги шире.
2)
“Мы были ловкими!” - прыжки: на двух ногах из стороны в сторону.
И направо и налево,
Чтоб ничто не заболело.
3)
“У нас все получится!” - прыжки на двух ногах с хлопками над головой.
Будем руки поднимать,
чтобы им работу дать.
ДОКТОР АЙБОЛИТ: Ну что ж, мои маленькие путешественники, мы уже почти подошли к горе, в которой живут пилипилюльки. Осталось совсем немножко. Идем дальше?
Впереди Узкая тропинка
Ходьба в колонне по одному.
Поднялась пыль
Бег с закрытыми глазами.
Спокойная ходьба.
ДОКТОР АЙБОЛИТ: Ребята, впереди туман. Давайте его раздуем – упражнение на дыхание (дети, приложив руки ко рту, дуют влево/вправо).
Основные виды движений
ДОКТОР АЙБОЛИТ: Ребята, мы с вами дошли до нужного места. Но попасть в страну пилипилюльки могут только люди такого же маленького роста, как они. Но это не беда. У меня есть волшебная палочка, которая поможет вам стать такого же роста, как пилипилюльки. Для этого нужно подпрыгнуть и коснуться палочки (бег с прыжком до волшебной палочки).
1. Разбежаться, подпрыгнуть до палочки.
ДОКТОР АЙБОЛИТ: Вот вы и стали такими же маленькими, как пилипилюльки. Теперь вы сумеете пройти в пещеру. В пещере вас ждут опасные лабиринты, каменистые дороги (доска с камешками), ущелья, где надо будет прыгать с камня на камень (коврики массажные). А еще пилипилюльки не любят лентяев. В своей стране они все время трудятся, занимаются спортом, заботятся о лесе. А природа за это дарит им здоровье. Давайте же и мы, как настоящие пилипилюльки, пройдем по опасным дорогам волшебной горной страны и поможем им осмотреть их владения. Может быть, таинственная пещера и нам здоровье подарит. Тогда мы станем крепкими и здоровыми. Дети проходят все этапы поточным методом.
2. Пролезание в обручи, скрепленные между собой, боком с продвижением.
3. Перепрыгивание с коврика на коврик на двух ногах.
4. Ходьба по массажной дорожке с мешочком на голове.
5. Ходьба по канату, положенному на пол, боком приставным ИНСТРУКТОР: Ребята, пилипилюльки- очень загадочный народ. У них есть волшебные палочки, которыми они рисуют не руками, а ногами. Хотите попробовать?( рисование ногами) Давайте оставим пилипилюлькам свои рисунки на память.
ДОКТОР АЙБОЛИТ: Теперь, когда мы смело прошли горными тропами, научились рисовать волшебными палочками ногами, самое время поиграть.
Игры –эстафеты
1. “Очистим дорогу”
Для игры понадобятся: 2 мяча, 2 корзины.
Правила: разбиться на пары, добежать до корзины, вдвоем неся мяч. Вернуться. Команда, первая справившаяся с заданием, побеждает.
2. “Собери шишки”
Для игры понадобятся: 3 корзины, шишки по числу детей.
Правила: добежать до корзины, взять 1 шишку и отнести ее в свою корзину. Команда, первая справившаяся с заданием, побеждает.
3. “Кто вперед”
Для игры понадобятся: 2 больших мяча с ручками, 4 конуса.
Правила: допрыгать на мяче до конуса, вернуться назад. Команда, первая справившаяся с заданием, побеждает.
ДОКТОР АЙБОЛИТ: Ну вот, наше волшебное путешествие подошло к концу. Вы были сильными и ловкими, быстрыми и внимательными.
Здорово, братцы, пришлось состязаться?
Сразу видно - молодцы, не ребята - удальцы!
И давайте за все это поблагодарим себя!
Релаксация и самомассаж
1. Давайте скажем спасибо нашим глазкам, ведь они внимательно смотрели, были зоркими (дети гладят себя по лицу, говорят спасибо).
2. Как вы думаете, кроме глаз нам кто-то еще помогал? Наши ушки. Они внимательно слушали задания и команды. Давайте сделаем им небольшой массаж (дети массируют мочки ушей, говорят спасибо).
3. Кому мы еще скажем спасибо? (Нашим носикам, ведь они помогали нам дышать - спасибо.)
4. А кто помогал нам быстро бегать? (Наши ноги. Поглаживают ноги, говорят спасибо).
5. Кто помог переносить сокровища гномов? (Наши руки. Поглаживают руки, говорят спасибо.)
6. А сами вы старались? Тогда поблагодарите себя, погладьте по голове, скажите себе спасибо.
ДОКТОР АЙБОЛИТ: Ребята, а теперь закройте глаза, послушайте музыку и немного отдохните.
Дети закрывают глаза, звучит спокойная музыка.
ДОКТОР АЙБОЛИТ ставит в середину круга корзину с яблоками.
ДОКТОР АЙБОЛИТ: Представьте, как волшебные силы здоровья вливаются в ваши тела, какими сильными становятся ваши руки, ноги, каким ровным становится ваше дыхание. Послушайте, как ровно бьется ваше сердце.
Откройте глаза! Посмотрите, пилипилюльки подарили нам с вами витамины – сочные яблоки! Давайте скажем им спасибо!
Дети говорят спасибо.
ДОКТОР АЙБОЛИТ: Сейчас я превращу вас из пилипилюлек обратно в детей. (Дотрагивается до голов детей волшебной палочкой.)
Ну вот, мы отдохнули, расслабились. Впереди еще обратный путь. Посмотрим, такие же вы внимательные и быстрые, как и прежде? Как только я досчитаю до трех, нужно будет быстро встать на ноги и построиться в колонну по одному. (Считает, дети выстраиваются в колонну по одному у входа.)
В нашем путешествии мы узнали о секретах здоровья. А теперь скажите мне, ребята, в чем же секрет здоровья пилипилюлек?
Ответы детей (в том, что они занимаются спортом, трудятся, едят вкусные и полезные витамины...).
ДОКТОР АЙБОЛИТ:
Если будем мы стараться,
Спортом будем заниматься,
Будем сильными, тогда...
Очень рад я и доволен, что теперь никто не болен, каждый весел и здоров, и к занятиям готов.
Дети прощаются, выходят из зала.
Литература
- Воспитание и обучение в подготовительной группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Сост. В.В.Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 192 с.
- Буцинская П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.
- Картушина М.Ю. Праздники для детей. Сценарии для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. (Вместе с детьми).
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2011. – 176 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Физические упражнения для дошкольников М.: Просвещение, 1966. – 156 с.
- Праздники и развлечения в детском саду. Составитель С.И. Бекина. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. М.: Просвещение, 1982. – 320 с.