Ребенок в мегаполисе. Реалии жизни в контексте детской субкультуры

Разделы: Работа с дошкольниками


Мы часто слышим высказывание: “Все из детства”. Это универсальная форма, позволяющая объяснить те или иные особенности зрелой личности. А часто ли мы вспоминаем наше детство?...

Именно в пору беззаботного и счастливого дошкольного детства маленький человек постигает азы общения, взаимодействия со сверстниками, осознается себя как личность, познаёт радость творчества и красоту окружающего мира. Всё это происходит посредством участия в играх, общения с друзьями и с взрослыми.

В старшем дошкольном возрасте, общение в среде сверстников характеризуется появлением специфических присказок, дразнилок, считалок, а порой даже страшилок, иногда другими проявлениями детской субкультуры.

Так что же такое детская субкультура? В.В.Абраменкова [1] охарактеризовала её так: “В широком смысле — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития”.

Дети, живущие в мегаполисе, часто лишены возможности участия в традиционных направлениях субкультуры, то есть им не доступны самостоятельные прогулки, общение со сверстниками без надзора родителей, однако они являются носителями традиционного и уникального субкультурного направления – считалок, дразнилок и присказок.

Считалки используются детьми в качестве признанного всеми участниками игры способа определить водящего в играх. Этот механизм работает, он принят в детском обществе и позволяет избегать конфликтов в определённых ситуациях.

Тексты считалок могут быть абсолютно разными. Смысл может присутствовать:

Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана,
Буду резать,
Буду бить,
Всё равно тебе водить.
а может отсутствовать:
Эни бэни лики паки,
Цуль буль каляки шмаки...

но у считалок есть ещё одно важное предназначение: проговаривая такие тексты, дети освобождают себя от внутренних блоков и зажимов. Даже самые застенчивые дети не откажутся произнести текст считалки.

Дразнилки, так же как и считалки заучиваются и передаются из поколения в поколение. С помощью этих незамысловатых стишков, ребенок может в доступной и общепринятой в детской среде форме показать другому ребенку, что не одобряет и даже осуждает особенности его поведения.

Присказки часто служат способом договорится, принять правило общее для всех, например:

Ехали цыгане,
Кошку потеряли,
Кошка сдохла,
Хвост облез,
Кто промолвит,
Тот и съест.

Эта присказка служит способом договориться о том, что все участники игры должны помолчать. Дети охотно идут на такое соглашение.

Раньше, в 80 и 90 годах прошлого века дети имели возможность провести время с друзьями во дворе возле дома с энтузиазмом воспринимая науку общения со сверстниками через спонтанно организуемы игры:

  • Казаки-разбойники,
  • съедобное - несъедобное,
  • классики,
  • прятки,
  • войнушки,
  • вышибали,
  • прыгалки на скакалках и на резиночках,
  • море волнуется раз,
  • выше ноги от земли,
  • платочек,
  • третий лишний,
  • пятнашки,
  • горячая картошка,
  • испорченный телефон...

Наверное, в разных регионах игры были разными, но везде они были средством объединения детей и возможностью научиться общаться в коллективе. В играх создавалась ситуация успеха для одних играющих, которые учились правильно реагировать на эту ситуацию и ситуация поражения для других, и эти другие учились правильно принимать поражение. В играх происходил колоссальный взрыв эмоций, в основном положительный. А кроме прочего игры чаще всего были подвижными, что помогало сбросить накопившееся напряжение и поддержать физическую форму.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что в мегаполисах дети дошкольного возраста не гуляют одни, без родителей. Это, конечно, обусловлено определённой социальной ситуацией и страхом родителей за жизнь своих детей. Но чем это чревато? Дети сидят дома, их партнёром по играм оказывается компьютер, ПСП, их собеседниками становятся детские круглосуточные каналы.

Уже в дошкольном возрасте современные дети говорят, что не любят слушать сказки, что они большие и сказки им не нужны (особенно мальчики), а кроме того сказок они просто не знают. Порой, дети не могу озвучить названия, казалось бы всеми любимых сказок, так вместо названия “Репка” Миша С. 6-ти лет сказал “Дед и репка”.

Предпочтения детей находятся не в области сказок, традиционно воспитывающих и учащих младшее поколение доброте, красоте, социально одобряемым качествам, а в области современных пластиковых монстриков. Ребенок не осознанно хочет находиться в нише своей возрастной субкультуры, а чтобы попасть в эту нишу, он должен быть обладателем некоторых сокровищ. Раньше, в конце прошлого века этими сокровищами были фарфоровые и стеклянные плиточки, фантики от конфет и жвачек, марки, открытки, спичечные коробки. Дети были полноправными владельцами этих богатств, и взрослые не имели доступа к детским сокровищам. Дети могли устраивать обмены сокровищами, предварительно договариваясь об условиях обмена, выбирая объект обмена и взвешивая в уме ценность данного объекта. Это была прекрасная возможность научиться договариваться на взаимовыгодных условиях. Сегодня предметом собирания стали бакуганы, нинзяки, куклы “Vincs” и машинки из мультика “Тачки”, полноправными хозяевами этих игрушек детей считать нельзя, ведь без разрешения родителей обмен такими игрушками дети совершить не могут. Как результат потеряна ещё одна ценная возможность научиться договариваться.

Возможно если взрослые, в первую очередь родители дошкольников, будут чаще вспоминать своё детство, они смогут немного иначе посмотреть на мир, в котором живут их дети, смогут помочь, подсказать своим малышам небольшие секреты общения и взаимодействия со сверстниками.

Список литературы.

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. М., ПЭР СЭ, 2008.
  2. Осорина М. Секретный мир детей. СПб., Питер, 2011.
  3. Якобсон С.Г. Соловьева Е.В.Дошкольник. Психология и педагогика возраста М., Дрофа, 2008.