Урок-турнир "Законы постоянного тока"

Разделы: Физика


Цель урока: обобщение, систематизация и проверка знаний по разделу физики “Законы постоянного тока”.

Задачи урока.

Образовательные: повторить, углубить изученный материал по теме: “Законы постоянного тока”, закрепить умения обучающихся по сборке электрических цепей.

Развивающие: развивать навыки решения расчетных качественных и экспериментальных заданий, устную речь обучающихся, мышление, память и познавательные умения; способствовать развитию коммуникативных способностей; в игровой форме развивать интерес к предмету физика и процессу обучения в целом.

Воспитательные: воспитывать нравственные качества учащихся, способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование: мультимедийная техника, лабораторное оборудование из набора по постоянному току (источник тока, проволочные резисторы, реостат, лампочка, ключ, соединительные провода, амперметр, вольтметр).

Пояснения: Данный турнир может быть проведен между учащимися одной группы, а также между командами разных групп; в зависимости от сложности заданий в нем могут принимать участие обучающиеся не только 1 курса, но и 2.

Каждая из команд - участниц выбирает своего капитана. Команда разбивается на теоретиков, экспериментаторов и историков. Теоретики должны хорошо знать законы постоянного тока, соединения проводников, расчет цепей. Историки должны будут познакомиться с биографией и наиболее интересными моментами жизни и научной деятельности ученых, работающих в области электродинамики. Экспериментаторы должны быть готовы к сборке электрических цепей и проведению исследований.

Для оценки итогов конкурсов выбирается жюри из преподавателей образовательного учреждения. Результаты конкурсов жюри оценивает с учетом сложности вопросов, глубины и оригинальности ответов. Каждый конкурс комментируется одним из членов жюри, результат которого фиксируется на специальном табло. Для профессиональной оценки результатов конкурсов члены жюри заранее знакомятся с вопросами конкурсов, верными ответами. За компетентность жюри несет ответственность учитель физики.

Результаты каждого конкурса жюри фиксирует в оценочной таблице. (Приложение 1)

Ход урока

Организационный момент; вводное слово преподавателя:

“В турнире принимают участие команды знатоков физики. Через минуту капитаны представят своих эрудитов. А нашему уважаемому жюри предстоит нелегкая задача – принять объективное решение в пользу сильнейшего. Пожелаем всем участникам турнира удачи”.

I. Конкурс “Представление команды”

Каждая команда представляет название, девиз, капитана, участников-экспериментаторов, теоретиков, историков.

Данный конкурс оценивается в 2 балла.

II. Турнир “Физическая эстафета”

Задания эстафеты, состоящей из пяти этапов, представлены в презентации. (Приложение 2, слайды 2–5. Приложение 3). Участники - теоретики по очереди подходят к доске и выполняют каждый свое задание, используя в качестве исходных данных ответ предыдущего игрока.

Каждый этап жюри оценивает одним баллом. Исправления допускаются, но за них команда штрафуется на 0,5 балла. За скорость жюри добавляет один балл.

III. Конкурс экспериментаторов

По два экспериментатора команд вытягивают задания (Приложение 4) и отправляются его выполнять. Результаты этого сложного тура максимально оцениваются десятью баллами.

IV. Конкурс “Начерти схему”

В конкурсе принимают участие по три знатока от команды. По одному игроку остается, двое выходят из кабинета. Первым участникам в течение 30 секунд на экране показывается электрическая схема (Приложение 2, слайд 6). Они пытаются ее запомнить. Изображение убирается. Входит второй игрок и, в течение 30 секунд, первый игрок по памяти описывает схему. Затем второй игрок, как понял, описывает цепь третьему участнику, который по описаниям чертит схему на доске. В зависимости от правильности выполнения жюри начисляет баллы. Максимальная оценка конкурса – 3 балла.

V. Конкурс “Физическая мозаика”

Для данного конкурса раздаются карточки, на каждой из которых написана всего одна буква (Приложение 5). Каждая буква обозначает некоторую физическую величину, известная из раздела физики “Постоянный ток”. В течение трех минут команды должны “сложить” из полученных карточек физические законы и формулы, затем написать эти формулы на доске и по возможности назвать имя автора физического закона. За каждую правильную формулу команда получает 1 балл.

VI. Конкурс историков “Морской бой”

В конкурсе принимают участие все игроки команд. На экране высвечивается “поле боя” (Приложение 6). На поле 16 клеток, за ними “спрятаны” 10 “одноклеточных кораблей”, оцененных в 1 балл. Капитан команды выбирает клетку “поля боя”, и после непродолжительного обсуждения команда отвечает. На каждый “выстрел” дается возможность ответить на один вопрос. Если ход выпал на пустую клетку, то за правильный ответ засчитывается 0,5 балла. Если ответ неверный или ответа совсем нет, в этом случае команде - сопернице предоставляется шанс заработать дополнительные баллы. Все ходы каждый участник отмечает крестиком в таблице (Приложение 7), чтобы не было повторных “выстрелов” по одному и тому же квадрату, там же можно записывать количество полученных очков.

Ответы игроков комментируются преподавателем дополнительными историческими подробностями. Например, что Резерфорд у своих сотрудников за внушительные габариты и громкий голос получил прозвище “Крокодил”; Наполеон Бонопарт, присутствующий на демонстрации вольтова столба перед французскими учеными был настолько впечатлен, что за свои исследования Александро Вольта получил титул графа и стал рыцарем Почетного легиона; или, например, что срок службы первых ламп накаливания Лодыгина составлял всего лишь 30–40 мин, и основным элементом таких ламп был тонкий угольный стерженек.

VII. Конкурс “Кто я?”

Участвуют в конкурсе по одному участнику-историку от команды. Знатокам одевается корона с надписью имени ученого, например Л. Гальвани, Ш. Кулон, А. Вольта, А. Ампер, А.Н. Лодыгин. Эту надпись они не видят. Задавая сопернику вопросы, например, “Я работал и жил в XIX веке?”, “Я исследовал зависимости силы тока в цепи от сопротивления?” или “Не я ли создал первым гальванический элемент?”, участники пытаются определить надпись на своей короне. Победитель приносит своей команде 3 балла.

VIII. Конкурс капитанов

Капитан корабля, как и бригадир команды, распределяет работы, координирует, проверяет. От его умелого руководства зависит успех всей команды. И, наконец, он последним покидает тонущий корабль, до последнего старается спасти и команду, и корабль.

В течение одной минуты капитан команды быстро отвечает на краткие вопросы преподавателя, которые будут представлены на слайдах (Приложение 2, слайды 7–15). Если капитан не может быстро ответить на поставленный вопрос, то говорит “Дальше”. После каждого ответа учитель говорит “Верно” или “Неверно” и в случае неверного ответа дает правильный (Приложение 8). Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Чем быстрее отвечает капитан на вопросы, тем на большее количество вопросов он ответит, и тем больше баллов в “копилку” своей команды в последнем конкурсе турнира он положит.

Подведение итогов: после подсчета командных очков, подведения общего итога турнира членами жюри объявляется команда – победитель, участникам которой торжественно вручаются нагрудные знаки с символом мудрости – совой; специальными призами удостаиваются лучшие “теоретик”, “экспериментатор” и “историк”.