На современном этапе проблема развития речи детей стала более актуальна, чем прежде.
Как известно, речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность.
Дошкольный возраст - уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается его модель. Поэтому одной из поставленных мною задач является развитие связной монологической и диалогической речи.
80% воспитанников нашего дошкольного образовательного учреждения, для детей с ослабленным здоровьем, имеют отклонения в речевом развитии.
Изучив результаты обследования речи детей, пришла к выводу, что помочь в развитии речи и эмоциональной сферы дошкольников может театрализованная деятельность, т.к. игра в театр является одним из средств решения данной проблемы, а так же обучения детей культуре речи.
Культура речи - явление много аспектное, главным её результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка: это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения.
Прежде чем научить ребёнка самостоятельно и умело творить, его необходимо научить навыкам обыгрывания театра. Поэтому, на первом этапе работы проводила с детьми игровые упражнения по формированию выразительности исполнения, что является своеобразным прологом к будущим театрализованным играм. К ним относятся:
- игровые упражнения и этюды на развитие мимики и выразительности жеста;
- упражнения на развитие внимания, памяти, воображения;
- этюды на выражение основных эмоций, воспроизведение отдельных черт характера. Большую помощь в организации данной работы мне оказали: программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста Крюковой СВ., Слободяник Н.П. “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь и радуюсь”; технологии Г.П. Федоровой “Заглянет солнце и в наше оконце”; Г.П. Ивановой “Театр настроений”; Н.Л. Кряжевой “Развитие эмоционального мира детей”. Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям, подвижнее и выразительней становилась мимика, движения приобретали большую уверенность, управляемость. Дети легче переключались с одного движения на другое.
Следующим этапом была работа над развитием выразительности речи, которая включала в себя два этапа:
- сначала формировала навыки восприятия интонации,
- затем - навыки её использования в собственной речи.
Используя приём сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста, показывала детям роль интонации в речи. Первый раз читала текст не выразительно, второй раз с интонационным оформлением. Дети видели разницу, и им было легко понять то, что она заключается в выразительности речи. Объясняла детям: интонация помогает более точно передать образ театрального героя. После этого переходила к формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов: мелодики, темпа, ритма, тембра, логического ударения.
Для привлечения внимания к мелодике (основному тону голоса) и показа её значимости использовала такой приём, как “рассказ проблемной истории”. Объясняла детям, что человеческий голос может изменяться -“подниматься и спускаться с горки”.
При развитии восприятия темпа речи проводила предварительную работу: знакомила детей с понятиями “быстро”, “медленно”, “умеренно”. Сначала вводила противоположные образцы темпа, затем предлагала образец умеренного темпа. На этом этапе учила детей соотносить темп движений и темп речи. В качестве речевого материала использовала потешки, поговорки, подвижные игры “Карусели”, “Курочка и цыплята”.
Работая над ритмом, предлагала детям отхлопывать в ладоши сначала ритм слоговых серий (Та-та-Та-та-Та-та-Та), затем стихотворений, имеющих двусложную или трёхсложную ритмическую структуру. Ритм задавала в виде хлопков, ударов в бубен, музыкальных отрывков, серии слогов, коротких стихотворений.
Формирование навыков восприятия тембра начинала со знакомства детей с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной. Это, в последствии, стало основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнев, испуг, удивление и т.д. В качестве наглядного материала использовала пиктограммы, фотографии; речевого материала - “проблемные речевые истории”, связанные с сюжетами литературных произведений или личным опытом детей. Такие игры - упражнения обогащали эмоционально-экспрессивную лексику и развивали речевой слух детей.
Работу по формированию навыка использования логического ударения в собственной речи начинала со знакомства с этим понятием, с уточнения звуковых средств его выражения. Детям объясняла: те слова, которые считаются важными, произносятся громче или медленнее остальных слов в предложении. При выполнении упражнений:
- прослушивали речевой материал и называли слово - носитель логического ударения;
- слушали речевой материал и при повторном его воспроизведении, услышав выделенное слово, хлопали в ладоши.
Речевым материалом для упражнений служили как отдельные фразы, так и знакомые связные тексты, не большие по объёму. Эти упражнения включала в занятия по развитию речи, так как в них заложены возможности обогащения лексического запаса, уточнения грамматических конструкций.
Основным средством синтеза всех приобретённых навыков явилось разучивание диалогов, состоящих из коротких реплик, инсценировка сказок и рассказов. Так, для закрепления различения мелодики, повествовательных и вопросительных предложений, а так же навыков темпо-ритмической организации речи, тембровой окраски использовала небольшие рассказы: “Сорока и медведь” по Н.Сладкову, “Медведь” по Г.Виеру. Для автоматизации навыков дифференциации вопросительных и восклицательных предложений разыгрывала с детьми по ролям следующие диалоги и сюжеты: “Волк и Лиса”, “Аист и Лягушка” по С.Михалкову, “Лиса и Петух”, “Теремок” по сказкам С.Маршака, “Медведь и солнце” по Н. Сладкову.
При обучении детей средствам речевой выразительности использовала знакомые детям и любимые ими сказки и потешки, в которых собрана вся совокупность выразительных средств русского языка. Они предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Инсценировала с детьми разные по жанру литературные тексты в различных видах театров. Так, текст потешки “Тень-тень-потетень” дети инсценировали с куклами из театра “Рукавичка”, а в театре масок показывали как спектакль.
Затем, переходила к театрализованным играм. При этом пользовалась программой Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович “Театр - творчество - дети” с методическими рекомендациями Н.Ф. Сорокиной “Играем в кукольный театр”, учебно-методическим пособием М.Д. Маханевой “Театрализованные занятия в детском саду”. Игра осуществлялась по традиционному плану: знакомство с содержанием текста, распределение ролей, подбор или изготовление оборудования и костюмов. Разучивания реплики в вопросно-ответной форме вместе с детьми выявляли, какие свойства характера присущи каждому персонажу, какими должны быть выразительные движения, а главное, интонация действующих лиц. Подбирала литературный материал, насыщенный глагольной лексикой. Так детям легче показать разнообразные движения персонажей, например, потешки “Ходит конь по бережку”, “Тень-тень-потетень”, сказки “Теремок”, “Два барана” С. Маршака.
В нашей группе создана атмосфера для творчества, развития у детей интереса к театрально-игровой деятельности, имеется много атрибутов, побуждающих детей к обыгрыванию сказок, потешек и знакомых художественных произведений. Игра в театр стала частью занятия и режимных моментов. На занятиях при знакомстве с художественной литературой, а так же в свободной художественно-творческой деятельности использовала разные виды театров.
Все это побуждало детей к самостоятельному театрализованному творчеству.
Репертуар детских выступлений был несложный, но дети исполняли эти сценки с интересом и желанием, выступали перед детьми ДОУ и их родителями. Наилучшие отклики получили спектакли: “Радуга” по М. Козлову, “Миша и его друзья” по В.Степанову, сказка “Теремок”, “Волк и Лиса” по С.Михалкову.
Проведенная работа подтвердила целесообразность выбранного мною направления, дала положительные результаты в развитии речи детей, формировании их культуры речи и развитии творческих способностей: увеличился и активизировался словарный запас, усовершенствовались грамматический строй речи, выразительность и навыки связной речи.
Литература
- О.С. Ушакова “Развитие речи дошкольников”, изд. Института Психотерапии, 2001 г.
- М.Д. Маханева “Театрализованные занятия в детском саду”, изд. ТЦ Сфера, М. 2001 г.
- М.Д. Маханева “Театрализованная деятельность дошкольников”, ж. Д/в №11/99 г.
- Т. Доронова “Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности”, ж. Ребенок в д/с. №2/2001 г.
- Ю. Родионова “Развитие интонационной выразительности речи дошкольников”, ж. Ребенок в д/с. №5/2006 г., № 1/2007 г.