Урок математики в 3-м классе "Закрепление устных вычислений в пределах тысячи"

Разделы: Начальная школа


Цель: Закрепить знания, умения, навыки устного способа сложения и вычитания, умножения и деления в пределах 1000; повторение решения задач пройденного вида, действия с величинами. Воспитывать активную жизненную позицию. Развивать любознательность, навыки самоконтроля и самооценки.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор; картинки с изображением Земли и Луны, карточки с числами, индивидуальные карточки с заданиями, «фонарики», «космическая» музыка.

Тип урока: урок повторения изученного материала.

Ход урока

Слайды

1. Организационный момент

Слайд 1 (Приложение 1)

2. Устный счёт

а) – В начале урока займёмся устным счётом.

– Наименьшее трёхзначное число разделить на 50 (2)

– Назовите наименьшее натуральное однозначное число (1)

Подставим перед 2 (12)

– Наименьшее четырёхзначное число увеличьте на 961 (1961)

– Как называется 4 по счёту месяц? (апрель)

– Какая получилась дата? (12 апреля 1961 года)

– Что это за дата?

Слайд 2

б) Математический диктант

(1 ученик работает за доской, все остальные – в тетрадях)

– Хотите узнать, за сколько минут облетел Гагарин весь Земной шар?

Тогда 54 увеличьте в 2 раза и переведите это значение в часы и минуты. (1 час 48 минут)

– Первый космический корабль был небольшой, поэтому учитывался и рост космонавта. Хотите узнать рост первого космонавта?

300 уменьшите на 130 и переведите это значение в метры и сантиметры. (1 м 70 см)

– Во сколько раз 270 больше 10? (в 27 раз)

– Начало освоения космоса было положено 4 октября 1957г., когда был запущен первый искусственный спутник Земли.

– Первый спутник Земли просуществовал в космосе 92 дня, второй на 70 дней больше. Сколько дней просуществовал в космосе 2 спутник? (162 дн.)

– На Луне все предметы весят в 6 раз меньше, чем на Земле. Сколько килограммов будет весить на Луне космонавт, масса которого на Земле составляет 72 кг? (12 кг)

– Космический корабль «Восток» пролетел за 20 секунд 160 км. С какой скоростью летел корабль? (8 км/с)

– Проверяем (открываем доску). Просигнальте «фонариками».

– Поставьте «+» на полях в тетради, у кого всё верно.

Аналогично проверяйте все самостоятельно выполненные задания. У кого в конце урока будет 7 «+» – тот получает «5», 6 «+» – 4.

Слайд 3, Слайд 4

в) Продолжаем устный счёт

Хотите узнать, вблизи какого города приземлился Гагарин? Если будете считать правильно, то узнаете.

– Чему равно частное чисел 7 и 7?

– Умножить на 64.

– Разделить на 8.

– Увеличить на 72.

– Уменьшить в 10 раз.

– Увеличить в 5 раз.

– Увеличить на 2.

– Разделить на 6.

– Умножить на 9.

– Прибавить 7.

(70)

– Проверяем: покажите «фонариком» – красный или зелёный?

– Около какого города?

– Правильно, но должен был приземлиться в Караганде.

– Поставьте « +», у кого ответ равен 70.

Слайд 5

3. Сообщение темы урока.

– Ребята, я предлагаю вам отправиться в воображаемое путешествие на спутник Земли – Луну.

– В этом путешествии нас ждут математические испытания. Мы повторим действия с многозначными числами, решим примеры, уравнения, задачи.

– Мы не имеем права допускать ошибку, иначе наш полёт закончится катастрофой.

– И так, в путь! 3-2-1 пуск! (звучит музыка)

– Мы должны вести корабль по следующему курсу.

(На доске: картинки с изображением Земли и Луны, между ними карточки с перевёрнутыми ответами)

– Для этого вам придётся выполнить ряд расчётов

Слайд 6

4. Работа над темой урока

1) Работа с выражениями

а) Запишите выражения по данной таблице

Слагаемое

Слагаемое

Сумма

150

120 ∙ 3  

 

720 : 2

440

 

 

420 : 3

600

(выходят по одному человеку к доске, записывают выражения, решают, а затем проверяют, правильно ли следуют по курсу – открывают карточки на доске).

б) Самостоятельная работа

– Кто первым побывал на Луне?

– Когда?

– Сейчас вы узнаете, как назывался их космический корабль, если правильно запишите выражение и найдите его значение (карточки в двух вариантах)

1 вариант: Запиши выражения и найди их значения. Расположи ответы в таблицу в порядке возрастания и узнай название космического корабля.

Л 1) частное чисел 630 и 3 увеличь в 4 раза;

И 2) сумму чисел 310 и 180 уменьшить в 7 раз;

Г 3) произведение чисел 170 и 4 уменьши на 3 сотни

 

 

 

 

 

 

2 вариант: Запиши выражения и найди их значения. Расположи ответы в таблицу в порядке возрастания и узнай название космического корабля.

Л 1)  частное чисел 320 и 2 увеличь в 5 раз;

И 2) 760 уменьшите на произведение чисел 150 и 3;

Г 3) 8 сотен уменьшить на разность чисел 350 и 70

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

Проверка

– Какое слово у вас получилось? Проверим, правильно ли следуем по курсу (открывают карточку на доске).

– Поставьте « +», у кого получилось слово «ИГЛ»

Слайд 8

Физминутка

– Мы преодолели первый этап нашего пути, нам нужно дозаправиться.

Я называю действие, а вы показываете мне его движение.

  1. сели, приготовились к старту
  2. взлетели
  3. остановились
  4. дозаправились горючим
  5. проверим работу нашего двигателя
  6. продолжаем наш путь
  7. сели
 

2) Уравнения

– Запишите уравнение:

– Произведение чисел 140 и 3 вычесть из неизвестного числа, то получится 160 (1 человек у доски записывает уравнение и решает с объяснением).

– Проверим, правильно ли следуем по курсу (открывает карточку на доске).

Самостоятельная работа по вариантам (2 ученика решают за доской).

1 вариант

2 вариант

Х ∙ 4 = 30 ∙ 8

120:Х = 360 : 180

– Просигнальте «фонариками»

– Проверим, правильно ли следуем по курсу (открывают карточки на доске)

– Поставьте «+», у кого правильно решено уравнение

Слайд 9

3) Решение задач

Задача 1 (решение с объяснением у доски)

За 15 лет Луна удалилась от Земли на 60 см. Сколько лет потребуется Луне, чтобы удалиться от Земли на 8 метров?

– Проверим, правильно ли следуем по курсу (открывают карточку на доске).

Задача 2 (по карточке, самостоятельная работа)

Сутки на Луне длятся 29 часов и 1/2 земных суток. Сколько часов в сутках на Луне?

Проверим, правильно ли следуем по курсу (открывают карточку на доске).

– Поставьте «+», у кого верно

Слайд 10

4) Цифровой диктант

– Мы приближаемся к Луне. Осталось ввести цифровой код в компьютер – и мы у цели. Чтобы ввести код, вы должны на каждый вопрос ответить либо «да», либо «нет». «Да» обозначайте в тетради цифрой «1», «нет» – цифрой «0». Группируйте ответы по 3 цифры.

  • Луна – спутник Земли
  • Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца, их 9.
  • Частное чисел находим умножением.
  • Числа при умножении называем так: множитель, множитель, произведение
  • Сумму чисел находим вычитанием
  • Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое
  • Площадь прямоугольника – это сумма длин его сторон
  • Периметр прямоугольника – это произведение его длины и ширины
  • Если один множитель увеличить в 10 раз, произведение увеличится в 10 раз

– Цифровой код: 110, 101, 001, проверяем (переворачиваю карточку)

– Те, у кого цифровой код набран верно, поставьте плюс на полях.

– Мы у цели.

Слайд 11

5. Итог урока