В школе МОУ СОШ №1 г. Мирного, кроме уроков технологии я веду дизайн-студию «Театр моды», программу которой разработала сама. В основе тематического и поурочного планирования закладываю дифференцированный подход, создавая такие условия, чтобы девушка любого уровня подготовки и развития чувствовала себя свободной личностью, зная, что она сама выбирает уровень сложности работы, а учитель – помощник и проводник на сложном пути постижения профессионального мастерства. В методике преподавания дизайн – студии использую метод проектов. Он ориентирует учащихся на самостоятельную деятельность – это может быть индивидуальная, парная, групповая форма работы. Одной из самых интересных творческих проектов, выполняемых учащимися, посещающими дизайн-студию «Театр моды» в рамках блока тем «Художественная обработка материалов» учащимися выполнены проекты, которые опираются на богатые русские национальные традиции. Сегодня я хочу поделиться с Вами своими наработками по изучению северного национального костюма, а именно работой по проекту. «Магия Русского северного костюма». Много раз замечала, как меняются выражения лиц у посетителей краеведческих музеев, когда люди попадают в зал, где выставлены народные костюмы, бытовавшие на здешней земле. Изящные узоры вышивки, строгие рисунки тканья, сложные головные уборы, шейные украшения, сделанные из простых материалов, но превращённые в драгоценности искусными руками женщин, очаровывают зрителей. Впрочем, восхищение неожиданной встречей с красотой народного костюма временами уступает место какой-то растерянности, раздумью. Человек, привыкший к современной жизни, начинает смотреть на народный костюм с недоумением. Почему наши предки тратили так много времени и труда на свою одежду? Почему они делали её такой нарядной? Как в курной избе крестьянина, задавленного тяжким трудом и постоянной нуждой, создавалось и жило "Чудо чудное, диво дивное" – народный костюм? Не случай и не мода творили его. И смысла в нём было не меньше, чем в доме, чем в лице человека. Человек далекого прошлого чувствовал себя крепко связанным с природой. Он был неотъемлемой частью её, а не господином, небрежно и безоглядно уничтожающим её богатства и "язык" одежды был поэтому красочным, поэтичным, и доступным для всех. Поясок был очень важной частью всего народного костюма, он прижимал рубашку к телу, сохранял тепло и в таком положении становился образом круга, а круг был символом солнца, солнце же было такой же силой природы, как и вода. Первая рубашка была и оберегом и защитой от холода. Красота же была сродни здоровью. Нет, не магия создавала народный костюм, а выисканная, высмотренная в природе мудрость жизни: солнце – круг – пояс, а коли мудрость пронизала всё, то и красота приходит. Красота была равнозначна здоровью и благополучию – костюм отражал это, но не только отражал, он красотой своей призывал здоровье и радость! Долгое время казалось, что народный костюм и современный модный – антиподы. Если первый традиционен, тесно связан с обычаями и всем укладом жизни старой деревни, то второй, считалось, всегда привлекателен своей новизной и соответствием условиям нашей шумной, стремительной жизни. Но всё чаще и чаще залезаем мы в бабушкины сундуки, и старые сарафаны не кажутся нам диковинными, а просто прекрасными, выражающими суть человеческого бытия. Напоминает костюм песню дивную, уже не совсем понятную, но обворожительную. Вслушиваемся в неё, разбираем слова, родней становится мелодия, и припадаем к роднику, мимо которого, не замечая, проходили много лет.