Урок по биологии растений по теме "Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности"

Разделы: Биология


Цели урока:

  • продолжить развивать представления учащихся о многообразии живых организмов на Земле;
  • познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников;
  • раскрыть роль лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека;
  • продолжить совершенствование навыков работы с  природными объектами;
  • продолжить формирование умений обобщать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный, практическая работа "Внешнее строение лишайников".

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Структура урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Изучение нового материала
    1. История изучения лишайников
    2. Внутреннее строение лишайников.
    3. Внешнее строение лишайников. Практическая работа "Внешнее строение лишайников".
    4. Размножение лишайников.
    5. Значение лишайников в природе и жизни человека.
  3. Закрепление. Подведение итогов.
  4. Домашнее задание.

Основные понятия темы: Лишайники, симбиоз, автотрофы, гетеротрофы, слоевище.

Оборудование: презентация; гербарий "Виды лишайников"; таблица "Лишайники"; образцы лишайников на камнях, веточках и спилах деревьев. 

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников
1. - С какими живыми организмами мы познакомились на прошлых уроках?

- А кто из вас вспомнит, как называются те и другие организмы?

- Верно. Один из ваших ответов ляжет в основу нашего сегодняшнего урока. Начинаем...

Называют живые организмы (растения, грибы).

Растения - это автотрофы.

Грибы - симбиотрофы. Те, которые могут жить в симбиозе с растениями. Гетеротрофы - питаются готовыми органическими веществами.

2. - Вы когда-нибудь смешивали что-либо? Давайте пофантазируем и попробуем представить, что получиться, если соединить два организма из разных царств вместе? Возможно ли это? Если да, то, какое название будет иметь новые организмы? Каково будет их строение, образ жизни и главное - какое положение в системе органического мира они будут занимать? Сложная задача, но мы с вами так много уже знаем, что я уверена - мы с ней справимся. Слайд 1, Слайд 2.

На сегодняшнем уроке нас ждет необычное путешествие и встреча с интересным ученым. Итак, мы начинаем:

С помощью волшебных часов времени мы перенесемся с вами в 371-286 года до н.э. в гости к ученому Теофрасту. Слайд 3. Теофраста называли "отцом ботаники" и в его коллекции мы обнаружили два интересных биологических объекта - Уснею и Рочеллу. Слайд 4.

- Как вы думаете, к какой группе можно отнести эти организмы?

Вы отчасти правы, т.к. во времена Теофраста их действительно называли то мхами, то водорослями, а иногда именовали "хаосом природы" и "убогой нищетой растительности".

Карл Линней в 1735 год в своей работе "Система природы" описал 90 видов лишайников и включил их в состав наземных водорослей. Слайд 5.

Русский ученый А.Н. Бекетов в1860 году предложил назвать эти организмы лишайниками. Слайд 6.

В 1867 году немецкий ботаник Симон Швендер описал биологию лишайников как "двойных организмов" состоящих из гриба и водоросли. Слайд 7.

Тема нашего урока "Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности". Слайд 8.

На доску вывешиваются рисунки учащихся, которые они выполнили заранее. Учащиеся называют свои "созданные" организмы.

 

 

 

Ученый историк (ученик в роли ученого).

 

 

Дают ответы.

 

 

 

Записывают число и тему "Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности".

Работа с учебником. Зачитайте определение лишайников.

- Как вы думаете, к какой группе живых организмов можно отнести лишайники? К грибам, к растениям?

Сейчас лишайники выделены в отдельную группу и их изучением занимается наука лихенология. Слайд 9. Эти живые организмы известны были еще в IV - III в.в. до н.э.. Живут лишайники долго до 80-100 лет. В северных областях можно встретить лишайники, возраст которых около 600 лет. Слайд 10. Растут лишайники медленно, вырастая за год на 1,5 мм. В настоящее время известно около 25 тыс. видов лишайников, некоторые из них занесены в Красную книгу. Но до сих пор почти каждый год ученые обнаруживают и описывают новые неизвестные виды лишайников.

Я предлагаю вам ненадолго стать учеными лихенологами.

И вместе с нашим гостем, ученый лихенолог, детально познакомиться с этими интересными организмами, с их внутренним строением.

Тело лишайника называется слоевищем или талломом.

- Скажите, при изучении какой группы живых организмов мы встречали это название? В чем особенности слоевища?

- Обратите внимание на экран. Слайд 11.

Мы видим переплетение гиф гриба и клеток водоросли. Самый верхний слой (обратите внимание, образован плотно переплетенными нитями гриба) называется корой.

- Как вы думаете, какова его функция?

Верно. Защита от повреждений и высыхания. Следующий слой - водорослевый, где между гифами расположено много клеток водорослей.

- Как вы думаете, какую роль могут играть водоросли?

Лишайники являются автогетеротрофными Слайд 12. компонентами биогеоценозов они аккумулируют солнечную энергию, образуя определенную биомассу, и в то же время разлагают органические вещества до минеральных. В результате их жизнедеятельности подготавливается почва для поселения растений.

Молодцы! Совершенно верно. Центральная часть-это сердцевина, образованная рыхло переплетенными грибными гифами.

- Ребята, вспомните, какую функцию выполняет сердцевина у дерева?

Верно. Считают, что у лишайников она выполняет ту же функцию, а также проводит воздух к клеткам водорослей. И последний слой это нижняя кора. От нее у многих лишайников отходят органы прикрепления - ризоиды, образованные гифами гриба.

Симбиоз гриба и водоросли называется лишайником.

Дают ответы.

Записывают название науки, изучающей лишайники, лихенология.

 

 

 

 

Записывают количество видов.

 

 

 

Ученый лихенолог (ученик в роли ученого)

Дают ответы.

У водорослей. Тело водорослей не имеет тканей, не разделено на органы.

 

 

Дают ответ. Защита.

 

Дают ответ. Участие в процессе фотосинтеза.

 

 

Дают ответ. Запасающую функцию.

- Итак, обобщим. Что же такое лишайник?

 

Слоевище лишайников может быть крайне разнообразным по своей форме, размеру, цвету, строению.

- Следующим этапом нашего урока станет практическая работа. (Приложение 1).

- Какие же бывают слоевища у лишайников? Слайд 13.

Став единым организмом, лишайники выработали свои собственные способы размножения: Слайд 14.

мельчайшими клубочками, состоящими из нескольких клеток водоросли окруженных гифами гриба;

просто отламывающимися кусочками слоевища;

особые выросты, содержащие оба компонента, которые отслаиваются и разносятся ветром и водой;

гриб и водоросль, входящие в состав лишайника, сохраняют свои способы размножения - спорами и вегетативно.

Значение лишайников в природе и в жизни человека огромно, это:

являются первопоселенцами безжизненных пространств (лишайники первыми поселяются в самых бесплодных местах); Слайд 15.

принимают участие в первичном почвообразовании (отмирая, они образуют перегной, на котором могут жить другие растения);

разрушители горных пород (выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы); Слайд 16.

пища для диких копытных и человека (лишайник Аспицилия съедобная в виде шаровидных комочков переносится ветром на большие расстояния, а оседая в новых местах, образует наносы. С этим лишайником связана библейская легенда. В ней говорится о том, что по бесплодной пустыне шли люди истощенные голодом и трудным переходом встретили на земле массу мелких сухих крупинок подгоняемых ветром. Ветер поднимал их к верху, и казалось, что они падают с неба: "Манна! Манна! С неба падает Манна!". Изможденные люди стали есть эти крупинки и, насытившись, обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки и есть этот съедобный лишайник. Серые комочки этого растения ветер перекатывает по пустыням Африки и Малой Азии. Встречается он и в Кыргызстане и Туркмении);

корм для одомашненных животных (корм для северных оленей, ягель - олений мох); Слайд 17.

сырье для химической промышленности

(скалистые берега южной части Атлантического океана и стран Средиземноморья обжиты лишайниками рогеллами. Из него получают лакмус - специальный реактив, который используется в химических лабораториях для определения реакции раствора);

получение различных природных красителей

использование в медицине (в Исландии лишайник "исландский мох" растет на сухих местах, которые занимает обычно вереск, или в хвойных лесах. Его заготавливают в большом количестве как сырье для получения превосходной медицинской глюкозы);

использование в парфюмерной промышленности (стволы дубов часто обживаются лишайником, который известен под названием "дубовый мох", парфюмеры считают его незаменимым в производстве пудр, приготовлении различных косметических экстрактов и настоев);

использование в пищевой промышленности (в Египте и Турции "дубовый мох" с давних пор употребляется еще для ароматизации хлеба. Некоторые виды лишайников накапливают довольно много крахмала и небольшое количество сахара. Поэтому при переработке из них получают патоку и спирт);

индикатор загрязнения воздуха (лишайники очень требовательны к чистоте воздуха, не выносят дыма, копоти и особенно сернистых газов промышленных районов (индикаторы), особенно к соединениям серы и свинца).

- Для закрепления изученной сегодня темы попробуйте выполнить следующие задание: Слайд 18.

- Что такое симбиоз?

- Где встречаются лишайники?

- Какое значение имеют лишайники для биогеоценозов?

- Почему лишайники считают индикаторами состояния окружающей среды?

- Какова роль лишайников в образовании почвы?

- Составьте цепь питания, в которой участвует лишайник.

 

Удивительные организмы - эти лишайники. Слайд 19, Слайд 20.

Выступит ли из волн океана утес, оторвется ли

Обломок от скалы, обнаружив свежий, невыветренный

Излом, выламывается ли валун, века пролежавший под Землей, везде на голой бесплодной поверхности

Первым появляется лишайник, разлагая горную породу

Превращая её в плодоносную почву. Он забирается

Далее всех растений на север, выше всех в горы

Ему нипочем зимняя стужа, летний зной;

Медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли

И только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни.

Так писал о лишайниках К.А. Тимирязев в своей книге "Жизнь растений"

Дают ответы. Лишайники - это симбиотические организмы, состоящие из гриба и водоросли. Водоросли создают в процессе фотосинтеза органические вещества. Грибы обеспечивают водой и минеральными веществами, а также, выполняют роль каркаса.

Выполнение практической работы.

Слоевища лишайников

  • накипные
  • листоватые
  • кустистые

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают значение лишайников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы. составляют схему цепи питания

Составляют схему цепи питания.

Ягель
|
Северный олень
|
Волк

Домашняя работа: Слайд 21.

Прочитать текст учебника параграф 56, знать основные термины, отвечать устно на вопросы в конце параграфа.

Творческое задание. Попробуйте получить краску из лишайников.

Задание для учеников, интересующихся биологией. Подумайте, какой способ питания характерен для лишайников? Свой ответ обоснуйте.

Приложение

Литература.

  1. Хрыпова Р.Н. Растения, Бактерии. Грибы. Лишайники. 6класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / - М.: Мнемозина, 2010.
  2. Википедия. Свободная энциклопедия. // http://ru.wikipedia.org. Режим доступа - свободный.
  3. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника: В 2-х т. Т. 1: Пер. с англ. - М.: Мир, 1990. - 348 е., ил.