Урок по теме "Инструменты и материалы для вязания спицами. Начальный ряд. Основные приемы вязания". 6‒8-й класс

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель урока:

  • познакомить учащихся с новым видом рукоделия - вязанием спицами; инструментами и материалами, используемыми при вязании;

Задачи:

Обучающие:

  • научить подбирать спицы и нитки для вязания;
  • научить правилам подготовки пряжи к вязанию;
  • показать способы набора петель, приёмы вязания лицевых и изнаночных петель.

Воспитывающие:

  • чувство коллективизма, взаимопомощи и поддержки друг друга;
  • уважение к людям труда.

Развивающие:

  • наглядно-образное и пространственное мышление;
  • акцентировать внимание учащихся на возможностях информационных технологий при изучении данной темы.

Оборудование: Компьютер, проектор, образцы готовых изделий, связанных спицами; набор спиц из различных материалов; различные виды пряжи; образцы, выполненные лицевыми и изнаночными петлями.

Ход урока

I. Организация урока.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы и целей урока (Слайд 1).

II. Изучение нового материала.

1. Словесно-иллюстративный рассказ.

История вязания

Учитель. Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает. Но известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры, что люди владели техникой вязания в древнейшие времена.

В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили учёные - египтологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры.

А уже в начале нашей эры техника вязания и принципы составления узоров находились на очень высоком уровне.

Например, в древнем Евфрате были обнаружены превосходные образцы арабских вязаных изделий.

В одном из районов старого Каира в Египте найдено удивительнокрасивое многоцветное шелковое изделие. Полагают, что в Европу вязание проникло через египетских христиан - коптов. Как миссионеры они бывали в Испании, Франции, Италии и Англии, часто брали с собой в странствие вязаные изделия, которые привлекали всеобщее внимание.

С XII века вязание во Франции - уже доходная отрасль промышленности.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом. Так, в 1612 году пражские чулочники постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины, но и сейчас охотно вяжут мужчины в Африке, Индокитае. В современной печати можно встретить упоминания об искусных вязальщиках в Европе и США.

В 1589 году был изобретён первый вязальный станок. И казалось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную.

2. Ознакомление учащихся с предметами быта и одежды, при изготовлении которых использовано вязание.

Слайд 2. А что можно связать спицами? Связать можно все, что захочется. Сейчас рукоделие переживает новый подъем. Вязать, шить, вышивать и плести стало модно. В нашей суматошной жизни рукоделие - чуть ли не единственная возможность побыть наедине с собой, подумать, привести мысли и чувства в порядок.

Слайд 3 ,4. Можно связать различные игрушки.

Слайд 5. Модную шапочку, одежду для своих игрушечных пингвинов или любимого кота.

Слайд 6. Можно связать модную сумку и украсить её розами из лент,

Слайд 7. А можно сделать замечательные наряды на прохладную погоду: короткий жакетик с узором из "кос";

  • уютный кардиган с большим пушистым воротником;
  • оригинальный жилет в сочетании с большим беретом.

Слайд 8. А эти шарфы украсят любую девушку. Для их изготовления использовали меланжевую и однотонную пряжу, разные виды узоров, выполненные не только спицами, но и крючком.

Слайд 9 . На этом слайде вы видите, какие красивые и сложные узоры из "кос" можно связать спицами.

Слайд 10. Вязать можно и для малышей и для взрослых.

Слайд 11. А свитера идут практически всем.

Слайд 12. Джемпер - одежда не только для мужчин. В нем прекрасно выглядят и девушки.

Слайд 13. Эти замечательные пинетки понравятся малышам.

Слайд 14. В рукоделии, будь то шитье или вязание, есть свой большой плюс - мы можем сделать то, чего не будет ни у кого другого. Экономия - не основной, но все же мотив для нас. Эксклюзивная модель из дорогой пряжи обойдется раза в два дешевле, чем в магазине, к тому же станет предметом гордости.

Прежде,чем начать вязание, мы должны решить,что нам нужно, для кого и как это изделие должно выглядеть.

Слайд 15. Теперь мы подбираем пряжу, а её выбор очень богат. Если бы человек не создал нитки, то не появились бы в его жизни крючки, спицы и вязальные машины. А ведь разнообразие ниток, из которых вяжут, - огромно .Из ниток, тесьмы, шнуров, верёвки люди научились создавать прекрасные изделия Вязать можно из любых ниток: шерстяных и шелковых, хлопчатобумажных и синтетических, льняных и искусственных. Кроме того, если в пряжу добавить вискозные и акриловые нити, то они придадут ей золотистый или серебристый эффект.

Фасонная пряжа изготавливается по особой технологии с добавлением разных по качеству, цвету, свойствам нитей.

Фантазийная пряжа также состоит из смешанных нитей различной фактуры.

Как видите, разнообразие ниток и пряжи велико, но важно правильно определить, что лучше всего подходит для вашего изделия. Для этого лучше всего сначала связать образец, чтобы найти самые выигрышные стороны данных нитей

Слайд 16. Пора подумать и о количестве пряжи, ведь мы уже решили,что будем вязать.

Слайд 17. .Мы с вами уже много всего увидели и пора нашим глазам дать отдых.

Слайд 18 . При работе на компьютере мы должны делать паузы, вот одна из них . Отдохнули? Пора и за работу.

Я думаю, никто не сомневается, что вязание развивает художественный вкус, пространственное воображение, математические способности. Воспитывает характер: упорство, умение сосредоточиться, привычку доводить дело до конца; тренирует пальцы и кисти рук; развивает координацию движений.

3. Ознакомление учащихся с материалами и инструментами, используемыми при вязании.

Слайд 19. Все вы, конечно, видели спицы. Они бывают тонкими и толстыми, длинными и короткими, с открытыми и закрытыми концами, круговыми. Делают их из металла и пластмассы, дерева и кости. Спицы разделяют по номерам от 1 до 8. Номер спицы - это её диаметр в миллиметрах. Его надо знать для того, чтобы правильно подобрать спицы для вязания из выбранной пряжи.

Слайд 20. А приходилось ли вам вязать вот такими спицами?

Слайд 21. Для того, чтобы изделие получилось красивым, нужно правильно подобрать спицы - здесь даны полезные советы.

4. Практическая работа. Подобрать для разных видов пряжи спицы соответствующего размера или к имеющимся спицам подобрать нитки.

Слайд 22. А без условных обозначений петель нам будет трудно разобраться в узорах. Только следует учитывать, что не во всех журналах эти обозначения одинаковы.

Слайд 23. Прежде чем взять в руки спицы, вспомним о безопасности труда. Вязание должно приносить только пользу, поэтому важно помнить:

  • необходимо, чтобы положение тела при вязании было правильным. Садитесь поудобнее, откиньтесь на спинку стула;
  • рабочее место должно быть хорошо освещено. Свет должен падать на работу с левой стороны;
  • нельзя делать во время работы резких движений руками со спицами - можно поранить рядом сидящего.

III. Практическая работа. Основные приёмы вязания.

Слайд 24, 25, 26. Любое вязание начинают с набора на спицы определённого числа петель, которые образуют начальный ряд, Он затем становится нижней кромкой вязания.

При средней толщине пряжи на одну петлю расходуется 1-1,5 см нити. Поэтому для набора, например 30 петель небходимо отмерить конец нити длиной 1,5 * 30 = 45 см.

Задание 1: Научиться правильно набирать необходимое количество петель.

Слайд 27. Правильное положение рук при вязании уменьшает усталость.

Слайд 28. Маленькая хитрость: для того, чтобы край изделия получился красивым, первую петлю каждого ряда снимают с левой спицы на правую не провязывая.

Задание 2. Научиться вязать лицевые петли.

Слайд 29. Начинают учиться вязать с лицевых петель. После фронтального показа и объяснения начинается индивидуальная работа, а так как степень готовности к вязанию у каждой ученицы разная, то и подход должен быть различным. Одним достаточно объяснения учителя и наглядного пособия перед глазами, а с другими необходимо заниматься индивидуально, до полного усвоения материала.

В такие моменты очень помогает компьютерная поддержка: можно вернуться назад, ещё раз просмотреть пошаговые инструкции.

Слайд 30 . Так выглядит лицевая сторона изделия.

Учитель делает целевые обходы, следя за положением рук со спицами во время работы, контролирует приёмы выполнения петель.

Задание 3. Научиться вязать изнаночные петли.

Слайд 31. Так вяжутся изнаночные петли.

Слайд 32. А это образцы изделий, связанные изнаночными петлями.

Слайд 33. Освоив азы - девушки вяжут образцы платочного вязания - лицевыми петлями.

Слайд 34. Связав образец, необходимо закрепить петли последнего ряда.

Слайд 35. Чулочное вязание - лицевыми и изнаночными петлями

Слайд 36. Резинка получается при чередовании лицевых и изнаночных петель.

Слайд 37 . Полезные советы.

IV. Итог урока.

1. Беседа с учащимися по вопросам:

С каким новым видом рукоделия вы познакомились сегодня на уроке?

Почему, несмотря на развитие машинного производства трикотажных изделий, до сих пор сохраняется мода на изделия, связанные вручную?

2. Анализ урока.

Учитель. Итак, беседуя с вами, я убедилась, что вы заинтересовались этим видом рукоделия, поняли, что слова "сделано вручную" означают эксклюзивность данного изделия, его неповторимость.

Большинство из вас сегодня, впервые взяв в руки спицы, уже освоили последовательность набора начального ряда петель и приёмы выполнения лицевых и изнаночных петель. Хочется отметить несколько хороших работ, выполненных аккуратно, с нужной плотностью. Остальным нужно ещё потренироваться. Чем больше вы будете вязать, тем ровнее и красивее будут ваши образцы.

3. Выставление оценок, их аргументация.

4. Уборка рабочего места.

Домашнее задание: связать образцы платочного, чулочного вязания и резинку 2*2. Образцы приклеить в тетрадь.

Слайд 38. А в заключение послушайте шутливые стихи: и опять же про вязание

  • Svetlana-Businka (из интернета)
  • Носочки для змеючки.

Слайд 39. Сделаем небольшую паузу и полюбуемся движением иглы, переплетающей ниточки впрямую строчку. Ее движение завораживает как и вязание.

Слайд 40 Рукоделие - это удивительный вид творчества, позволяющий создать шедевр за короткий срок. Дерзайте, творите и вы получите истинное удовольствие от вашей работы.

Список использованной литературы.

1. Максимова Ю.А. Ручное вязание. М.,1959

2. Учусь вязать. Пособие для начинающих. Киев, 1991

3. Голондарева Н.Б. Технология 8 класс. Волгоград, 2003

4. Авт. сост. О.В. Павлова. - Технология 7 класс. Поурочные планы - Волгоград., 2006

5. Технология. Обслуживающий труд: 7 класс учебник под ред.Сасовой И.А. - М., Вентана-Граф, 2008