Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста через обучение анималистическому рисованию

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время отношение к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Основным требованием этого принципа является сохранение и улучшение природной среды во имя каждого человека и всего общества.

С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического воспитания и образования населения. Указ президента РФ "Об охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" соответствующие постановления правительства, возводят экологическое воспитание и образование в разряд первостепенных государственных проблем.

Всё нарастающие в окружающем мире экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у детей дошкольного возраста.

Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь богатства, необходимо прививать ему это чувство с раннего возраста. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностных ориентаций в окружающем мире.

В повседневной жизни и художественной литературе дети часто встречаются с животными, образы которых пытаются изобразить в своих рисунках, но не всегда успешно, поскольку представления у детей не очень устойчивы. Чтобы помочь детям преодолеть эти затруднения необходимо дать им определённые знания и научить способам изображения.

В сложном комплексе проблем этап экологического воспитания выделяется своей актуальностью. Методика экологического воспитания переживает процесс своего активного становления. В педагогической науке и практике достаточно полно разработаны и внедрены в практику теоретические положения и основные идеи образования и воспитания детей в области экологии (И.Д.Зверев, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Н.М. Мамедов, Т.А. Бабакова, Л.Д. Бобылёва, А.А. Плешаков, Н.М. Чернова и др.).

Поиском адекватных методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них начала экологической культуры заняты такие ведущие педагоги как Н.А. Рыжова, С.Н. Николаева, В.М. Воробьёва. Поэтому актуальность данного вопроса определяется той огромной ролью, которую играет экологическое воспитание в развитии и формировании личности ребёнка.

Слово "экология" и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но суть экологического воспитания - это не только любовь к природе. Понятие "экологическое воспитание" подразумевает правильное поведение людей в повседневной жизни путём сбережения естественных ресурсов: воды, воздуха, земли, энергии, растений, животных.

Изучив программу экологического воспитания Н. Рыжовой "Наш дом - природа", соглашаемся, что "экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с

другом и окружающей средой, поэтому акцентируем внимание на развитии у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в природе взаимоотношений и связей".

В процессе эволюционного развития человечество освоило новые формы общения с животным миром: в прирученном звере человек нашёл защитника своего благополучия и преданного друга. Животное становилось не только источником материального существования, но и средством его духовного развития, воплощения красоты и совершенства.

Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве. Появился отдельный жанр, который получил название "анималистический" (от латинского "анимал", что означает "животное").

В России анималистический жанр появился лишь в 19 веке. Создание правдивых изображений животных требует пристального изучения их жизни, внешнего облика, поведения, характера и строения тела, а также особенностей среды обитания, накладывающих свой отпечаток на животных.

Таким образом, в настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания, которая может быть обеспечена созданием определённой системы.

Образ животного занимает значительное место не только в изобразительном искусстве, но и в душе детей. Дети желают много знать, рисовать, творить, фантазировать. Изучая и изображая животных, у детей формируется самосознание, осознанно-правильное, ответственное и бережное отношение к ним.

Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир и природу.

Для решения данной проблемы поставили ЦЕЛЬ: способствовать формированию экологических знаний о жизни животных у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью нами были поставлены следующие ЗАДАЧИ:

1. Разработать и использовать диагностику для выявления уровня сформированности у старших дошкольников экологических знаний о животных.

2. Создать систему работы по формированию экологических знаний о животных у старших дошкольников.

3. Организовать необходимую предметно - развивающую среду группы в соответствии с возрастными особенностями детей и требованием программы.

Для реализации данных проблем работу проводили поэтапно:

  • Диагностический.
  • Информационно-деятельностный.
  • Результативный.

На I этапе - диагностическом, для выявления уровня сформированности экологических знаний из раздела "Животные" использовали контрольные задания с учётом практических рекомендаций Е.В. Короповой, эколога административного округа Москвы.

Цель.Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Результаты обследования детей указывает на достаточно низкий уровень экологических знаний о животных, так как преобладает уровень ниже среднего, который составляет 60% всей группы обследуемых детей. Средний уровень - 40%. Высокий уровень отсутствует совсем. Результаты диагностического обследования представлены в Таблице 1 (Приложение 1).

Анализ данных обследования указывает на необходимость проведения систематической работы по формированию экологического воспитания детей дошкольного возраста по теме "Животные".

На II этапе - информационно-деятельностном, задачами экологического образования для наших детей являются следующие:

  1. Усвоение системы знаний о природе (о её компонентах и взаимосвязях между ними).
  2. Уточнение, углубление и систематизация знаний о живой природе.
  3. Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, сопричастности и сопереживания живой природе, экологического сознания.
  4. Воспитание потребности в общении с природой.

Экологическое воспитание в нашей группе начинается с момента прихода детей и их родителей в дошкольное учреждение. Для реализации экологических задач нами была создана необходимая предметная среда, где главным направлением являлось создание новых элементов среды. К ним относятся: экологический центр, экологическая тропинка, оформление живого и природного уголков, оснащение книжного центра энциклопедической литературой.

Решению поставленных задач, повышению их эффективности также способствуют разнообразные формы и методы, применяемые в работе с нашими детьми:

  • специально организованные экологические занятия.
  • экологические экскурсии, наблюдения
  • экологические конкурсы и выставки - для демонстрации возможностей и способностей детей в сотворчестве с их родителями (Приложение 2);
  • экологические игры;
  • чтение художественной литературы;
  • экологические сказки, сочиняя которые дети проявляют творчество, инициативу (Приложение 3);
  • экологические проекты - это не только форма экологического просвещения детей, а также инновационная форма взаимодействия с родителями (Приложение 4);
  • инсценировки, театрализации, где дети могут проявить не только свои творческие способности, но и научиться понимать проблемы различных животных;
  • просмотр видеофильмов, телепередач, где дети узнают много достоверной, научной информации;
  • изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных способов рисования, результатом которой служат альбомы - книги, составленные из рисунков детей и фотографий с поделками, которые обладают гораздо большим познавательным потенциалом, чем книги, изданные типографским способом;
  • исследовательская и трудовая деятельность, способствующая развитию логического мышления, трудовых навыков;
  • самостоятельная деятельность детей помогает применять полученные ими знания и накопленный опыт в деятельности, приближённой к реальной действительности.

В результате использования разнообразных форм и методов мы выяснили, что дети любят рисовать природу, играть в разнообразные игры, читать, но самым притягательным из всех природных объектов для них являются животные. Именно потому большое значение в работе с детьми по данной теме уделяем формированию представлений о животных. Полученные знания помогают детям группы приобщиться к практической деятельности, так как дети хотят не только много знать о животных, но и научиться их рисовать.

Должную роль в обучении дошкольников рисованию животных уделяли технике рисования, а также знакомили детей с приёмами изображения животных (Приложение 5). Для работы в данном направлении использовали ряд методик, способствующих эффективному проявлению творчества (Приложение 6).

При обучении детей 3-4 лет решали следующие задачи:

  • учить рисовать животных: кошку, зайца, медведя;
  • дать понятие об основных частях тела животных;
  • познакомить с двумя способами изображения животных;
  • учить использовать в изображении животных яркие цвета;
  • учить располагать крупное изображение в центре листа;
  • научить детей рисовать округлые формы методом "от пятна" и дуги кистью плашмя;

вызвать интерес к рисованию животных.

При обучении детей данного возраста изображению животных учили рисовать двумя способами. В основе первого лежит игрушка-неваляшка, в основе второго - дуга.

Рисование животных на основе определённых фигур.

Дети 3-4 лет способны нарисовать гриб. А на его основе можно нарисовать много интересных зверей: мышка, ёж, заяц и пр.

М. Трунова предлагает приём изображения животных, где основной формой является "капелька" (Приложение 6).

Рисование животных на основе определённых фигур способствует развитию у детей воображения и умения видеть разнообразных животных в одной форме.

К 4-5 годам возможности детей стали шире, поэтому задачи обучения рисования животных заметно усложняются. В этом возрасте решаем следующие задачи:

  • учить детей более реально передавать образы животных;
  • познакомить со способом рисования туловища и головы от овала;
  • учить изображать животных в движении:
  • показать способы передачи настроения животных;
  • учить использовать цвета, характерные для данного животного;
  • учить подбирать формат листа в зависимости от положения животного: если стоит или сидит - вертикальный, если лежит - горизонтальный.

Для детей среднего возраста игрушки - участники игр. Поэтому, прежде чем рисовать животных, мы с детьми их внимательно рассматривали, затем создавали игровую ситуацию.

Детям легче рисовать животное, если они перед этим его слепили. В процессе лепки дети полнее усваивают строение животного, воспроизводят его черты.

Рисование животных по методу Пала Корчмароша.

За основу изображения частей тела используют геометрические формы: для туловища - полукруг, большая трапеция, овал, прямоугольник; для головы - овал, маленькая трапеция, треугольник (Приложение 6).

В старшем дошкольном возрасте интерес наших детей к животному миру стал глубже и осознаннее, так как заметно увеличился объём представлений о животных, их строении, повадках, движениях, что позволило нам расширить тематику и поставить более сложные задачи:

  • учить детей рисовать домашних и диких животных, животных жарких стран, образы которых максимально приближены к реальным;
  • дать детям понятие о последовательности изображения животных (по алгоритму);
  • познакомить детей с обобщёнными способами рисования животных;
  • учит находить различия во внешнем виде животных и отображать их в рисунке;
  • показать способы передачи позы животного: стоит, сидит, бежит, принюхивается и т.д.;
  • учить проводить осевые линии карандашом перед рисованием красками;
  • закреплять умения передачи фактуры меха, используя приём набивки;
  • учить связному рассказыванию о последовательности рисования, о различиях и особенностях частей тела животного;
  • закреплять умение правильно подбирать формат в зависимости от изображения положения животного.

Овладев ранее приёмами изображения животных, дети данного возраста сравнительно легко научились передавать их в движении. Проявлением интереса детей к животному и желанию его нарисовать на данном этапе нам помогало наблюдение за живым объектом. У многих детей нашей группы дома есть кошки и собаки, что даёт возможность повторного наблюдения за животными. Предлагали детям и их родителям поиграть дома с питомцем, а в детском саду рассказать всем о своём четвероногом "друге". Такая предварительная работа ещё более возбуждала интерес детей к животным и увеличивала желание его нарисовать.

В этом возрасте нами широко использовалась методика Н.А. Вершининой (Приложение 6). По её рекомендации педагог задаёт детям последовательность рисования животных:

  1. Изображение туловища, в изображении которого лежит видоизменённый овал.
  2. Голова (с прорисовыванием мелких деталей: уши, глаза, мордочка, усы и пр.)
  3. Плавное соединение головы и туловища шеей.
  4. Лапы (бедро-колено-ступня).
  5. Хвост (разный по форме, размеру в зависимости от вида и породы животного).

Все эти особенности должны быть отражены в рисунках детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения большей выразительности проводили работу с детьми по использованию штрихов разного характера: короткий и длинный штрих - шерсть животного (Приложение 6). Наиболее сложный штрих (от центра круга) помогает создать художественный образ детёнышей животных (щенок, котёнок и т.д.) При помощи штриха можно передать характер, настроение, лёгкость, воздушность, мягкость и нежность объекта, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.

Таким образом, в процессе решения с детьми поставленных задач по данной проблеме и обучения их разнообразным приёмам и техникам изображения рисунки детей о животных стали разнообразными, подчиняются содержанию, изображения животных обогащаются новыми подробностями и представлены достаточно широко (Приложение 7).

На IV этапе - результативном, провели повторное обследование детей на данном этапе проводилось по тем же направлениям, что и на диагностическом. Данные приведены в таблице 2. (Приложение 1)

Анализ диагностического обследования детей выявил позитивные изменения в области формирования у детей экологических знаний и умений. Появился высокий уровень, который составил 70%. Средний уровень составляет 30%. Низкий уровень отсутствует.

Итак, благодаря систематической работе по данной проблеме у детей произошли значительные изменения экологического мировоззрения:

  • повысился уровень сформированности элементарных экологических знаний и представлений о живой природе;
  • дети более ответственно и бережно стали относиться к домашним животным и животным природного уголка;
  • продолжает развиваться интерес и любовь к родному краю, природе, лесу и к его обитателям;
  • заметны изменения в развитии уровня воображения, фантазии, мышления;
  • проявляют дальнейшее желание к изучению данной темы, эстетическому отношению к окружающей действительности.

Для достижения высоких результатов использовали разнообразные формы работы. Знания, приобретённые нашими детьми, использовали как средство развития творческих способностей. Изображая воспринятое, дети уточняли представления о животных и благодаря этому активнее и глубже познавали их.

Опыт работы показал, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы педагога, родителей и детей. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.

Таким образом, решая задачи по экологическому воспитанию дошкольников, мы не только способствуем развитию экологической культуры, экологического сознания и мышления, а одновременно воспитываем в детях доброту, формируем способность к сопереживанию и милосердию, способствуем развитию у них эмоциональной сферы.