Цель: формировать умение подбирать проверочные слова.
На уроке решались задачи:
- формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
- уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, наблюдательность, логическое мышление, навыки самостоятельной работы в тетради, моторику;
- воспитывать интерес к родному языку, самостоятельность, способствовать гармоничному развитию личности.
Оборудование, которое способствует повышению учебной мотивации:
- презентация к уроку "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне".
- карточки со словами;
- алгоритм проверки безударной гласной;
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
Ждет вас множество открытий, все задания для вас.
Я желаю всем удачи. За работу в добрый час.
- Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
- Что для этого нужно?
- Урок требует от вас внимания, сосредоточенности, активности, вежливости, умения слушать друг друга. Вы способные, умные дети, у нас с вами получится содержательный и интересный урок.
- Прислушайтесь к себе, с каким настроением вы пришли на урок? Какая карточка отражает ваше настроение? (солнышко, тучка)
- Все ваше хорошее настроение мы обозначим большим солнышком, которое будет светить нам весь урок.
- Изучение русского языка - это великое дело. Сегодня мы попробуем это доказать. (слайд№2)
2. Запись числа. Минутка чистописания.
- Откройте тетради, запишите число - сегодня (слайд№3)
25 ноября.
Классная работа.
- Какое сейчас время года? (зима)
- Несмотря на то, что ноябрь ещё осенний месяц, но зима чувствует себя полноправной хозяйкой.
- Какие зимние явления природы вы знаете? (снегопад, буран, метель, вьюга, и др).
- Несколько снежинок к нам прилетели на урок. Но это необычные снежинки.
- Что вы заметили? Какие буквы? Что вы можете о них сказать? (слайд№4)
- Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой и как Мороз на окне в тетрадях составим узор из букв и соединений. А, Е, О, И, Я.
- Какую закономерность в чередовании букв заметили? (первая буква становится последней)
аоиея оиеяа иеяао ... запишите и продолжите (еяаои яаоие) (слайд№5)
- С какой целью выполняем минутку чистописания?
- Что это за буквы? (Гласные, которые требуют проверки без ударения)
3. Повторение изученного, на основе этого введение темы урока. Проблемная ситуация (слайд №6).
На доске написаны слова: ЛЕСНИК, ЛИСОНЬКА, ЛЕСОРУБ,ЛЕСОК, ЛИСЕНОК
- Прочитайте слова хором.
- Есть ли слово значение, которого вам непонятно?
Кто такой лесоруб (рабочий, занимающийся рубкой, валкой леса), лесник (работник лесного хозяйства, лесной сторож) (слайд№7)
- Как вы думаете, ребята, что можно сказать об этих словах? (имена существительные)
- Разделите эти слова на группы. По какому признаку вы разделили? (однокоренные слова)
Запишем эти группы в два столбика (слайд №8)
На доске и в тетради появляется запись:
лесник лисонька
лесоруб лисенок
лесок (слайд №9)
- Докажите, что эти слова однокоренные (дети называют два признака однокоренных слов: одинаковый корень и одинаковое лексическое значение) (слайд№10)
- Что вы можете сказать об этих словах? Давайте прочтем.
- Что вы заметили?(произносятся одинаково)
(Пропущена буква, обозначающая безударный гласный в корне. В зависимости от вставленной буквы меняется значение слова: лиса - это животное, леса - это деревья)
- Давайте выясним, как их нужно написать. Проведем исследовательскую работу.
- С чего начнем? (ударение)
- Что можно сказать о гласных е ,и?(в слабой позиции, поэтому вызывают сомнение)
- Как же узнать какая гласная спряталась? (подобрать проверочное слово)
Как?
В какой столбик запишем.
4. Постановка темы и цели урока
Мне хотелось бы, чтобы вы самостоятельно сформулировали тему нашего урока? А поможет вам стихотворение. (Тема нашего урока - "Правописание безударных гласных в корне слова".)
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья. (слайд №11)
- Какие цели поставите перед собой? (учиться правильно, писать слова с безударной гласной в корне.)
- Исходя из темы будем отвечать на вопросы: Что, где, как и чем надо проверять?
(слайд№12)
Актуализация знаний.
- Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я - в слабой позиции.)
- Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
- Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)
- Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)
Стр.101 обратимся к умной книге и проверим правильно ли мы сделали вывод.(читаем хором)
- Чему учит правило? (проверять безударную гласную)
- Чтобы проверить безударную гласную, что нужно сделать?(изменить слово)
- КАК изменить? (чтобы безударный стал ударным)
- Найдите в правиле еще один способ проверки? (подобрать однокоренное слово с ударным гласным)
5. Работа над темой урока (на партах алгоритм)
Давайте составим алгоритм работы с безударными гласными.
Алгоритм проверки безударных гласных (Слайд № 13)
- Прочитать слово.
- Поставить ударение.
- Выделить корень.
- Определить безударную гласную.
- Подобрать проверочное слово.
1) РАБОТА В ПАРАХ.
- Думаю, что легко справитесь и со следующим заданием, т. к. будете работать в парах. Чтобы дело спорилось, чтобы достигнуть успеха - хорошо работать с другом вместе. Но это не простое дело. Вспомним наши правила совместной работы.
(Слайд № 14) "ВМЕСТЕ "Думаем, Выбираем, Обсуждаем, Решаем"
- На каждой парте лежат конвертики. Рассмотрите их. Достаньте из конверта карточки со словами, какое задание вам нужно выполнить?
(Вставить пропущенные буквы, разложить слова, в зависимости от безударной гласной)
стр.жи, з.мля, т.шина, с.мена, н.беса, т.мно, в.черний, гр.бной, скр.пучий, з.мовать, гл.деть .
стрижи земля тишина семена грибной небеса скрипучий темно зимовать вечерний
ГЛЯДЕТЬ
- Начинаем работу, чья пара справится первой - поднимите руки.
- Какие слова с безударной гласной Е вы нашли?
- А какие слова с безударной гласной И?
Проверка: дети читают сначала слова с безударной гласной "е", потом с безударной "и", выявляют лишние слова: ГЛЯДЕТЬ.
- Что заметили? (Осталось лишнее слово)
- Какое?
- А почему
Физминутка. (слайд № 15)
2) РАБОТА ПО РЯДАМ
(слайд №16)
Сформулируйте задание
- Подумайте, из каких РНС взяты эти слова. (Петушок и бобовое зернышко. У страха глаза велики. Гуси-Лебеди.)
3). СОРЕНОВАНИЕ ПО РЯДАМ. (слайд№17)
Контролеры. Проверка. Оценка.
Составление мини-текста.
(Деревья зимой очень красивые. Тяжелые шапки снега висят на ветвях сосен. В лес прилетают снегири. Ребята делают для них кормушки. Дети очень любят лепить снеговиков. Зима прекрасное время года.)
6. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
- На какие вопросы искали ответы? (что, где, как, чем) (слайд №18)
- Чему учились на уроке?
- Какое задание особенно понравилось?
- Как чувствовали себя?
- Какое умение мы отрабатывали на уроке?
- Самооценка собственной работы на уроке.
Оцените работу. (слайд №19)
- Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы поняли тему и можете помочь другим (красный жетон).
- Вы считаете, что поняли тему, но вам ещё нужна помощь (зеленый жетон).
- Вы считаете, что было трудно на уроке. (синий жетон)
Правило стр. 101 обязательно
Домашнее задание на выбор. (слайд №20)
1. синяя карточка
Вставить пропущенную букву и выбрать проверочное слово.
Л..нивый (линия, лень)
П..сал (песня, пишет)
В..зил (воз, ваза)
К..тал (кот, катит)
М..ряк( морж, море)
2. зеленая карточка
Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова.
Г..ра-
Ст..на-
В..сна-
С..сна-
Д..ска-
3. красная карточка
Запиши противоположные по смыслу слова (антонимы), найди в них безударную гласную и подбери проверочные слова
Белеть -
Сладковатый -
Темнеть -
Трудолюбивый-
Здоровый -
- Дорогие ребята, мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность, творчество! Спасибо за урок.
Уроку русского языка конец,
А кто работал - молодец.