Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать умение подбирать проверочные слова.

На уроке решались задачи:

  • формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
  • уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, наблюдательность, логическое мышление, навыки самостоятельной работы в тетради, моторику;
  • воспитывать интерес к родному языку, самостоятельность, способствовать гармоничному развитию личности.

Оборудование, которое способствует повышению учебной мотивации:

  • презентация к уроку "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне".
  • карточки со словами;
  • алгоритм проверки безударной гласной;

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
Ждет вас множество открытий, все задания для вас.
Я желаю всем удачи. За работу в добрый час.

- Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

- Что для этого нужно?

- Урок требует от вас внимания, сосредоточенности, активности, вежливости, умения слушать друг друга. Вы способные, умные дети, у нас с вами получится содержательный и интересный урок.

- Прислушайтесь к себе, с каким настроением вы пришли на урок? Какая карточка отражает ваше настроение? (солнышко, тучка)

- Все ваше хорошее настроение мы обозначим большим солнышком, которое будет светить нам весь урок.

- Изучение русского языка - это великое дело. Сегодня мы попробуем это доказать. (слайд№2)

2. Запись числа. Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите число - сегодня (слайд№3)

25 ноября.

Классная работа.

- Какое сейчас время года? (зима)

- Несмотря на то, что ноябрь ещё осенний месяц, но зима чувствует себя полноправной хозяйкой.

- Какие зимние явления природы вы знаете? (снегопад, буран, метель, вьюга, и др).

- Несколько снежинок к нам прилетели на урок. Но это необычные снежинки.

- Что вы заметили? Какие буквы? Что вы можете о них сказать? (слайд№4)

- Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой и как Мороз на окне в тетрадях составим узор из букв и соединений. А, Е, О, И, Я.

- Какую закономерность в чередовании букв заметили? (первая буква становится последней)

аоиея оиеяа иеяао ... запишите и продолжите   (еяаои   яаоие) (слайд№5)

- С какой целью выполняем минутку чистописания?

- Что это за буквы? (Гласные, которые требуют проверки без ударения)

3. Повторение изученного, на основе этого введение темы урока. Проблемная ситуация (слайд №6).

На доске написаны слова: ЛЕСНИК, ЛИСОНЬКА, ЛЕСОРУБ,ЛЕСОК, ЛИСЕНОК

- Прочитайте слова хором.

- Есть ли слово значение, которого вам непонятно?

Кто такой лесоруб (рабочий, занимающийся рубкой, валкой леса), лесник (работник лесного хозяйства, лесной сторож) (слайд№7)

- Как вы думаете, ребята, что можно сказать об этих словах? (имена существительные)

- Разделите эти слова на группы. По какому признаку вы разделили? (однокоренные слова)

Запишем эти группы в два столбика (слайд №8)

На доске и в тетради появляется запись:

лесник лисонька
лесоруб лисенок
лесок (слайд №9)

- Докажите, что эти слова однокоренные (дети называют два признака однокоренных слов: одинаковый корень и одинаковое лексическое значение) (слайд№10)

- Что вы можете сказать об этих словах? Давайте прочтем.

- Что вы заметили?(произносятся одинаково)

(Пропущена буква, обозначающая безударный гласный в корне. В зависимости от вставленной буквы меняется значение слова: лиса - это животное, леса - это деревья)

- Давайте выясним, как их нужно написать. Проведем исследовательскую работу.

- С чего начнем? (ударение)

- Что можно сказать о гласных е ,и?(в слабой позиции, поэтому вызывают сомнение)

- Как же узнать какая гласная спряталась? (подобрать проверочное слово)

Как?

В какой столбик запишем.

4. Постановка темы и цели урока

Мне хотелось бы, чтобы вы самостоятельно сформулировали тему нашего урока? А поможет вам стихотворение. (Тема нашего урока - "Правописание безударных гласных в корне слова".)

Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья. (слайд №11)

- Какие цели поставите перед собой? (учиться правильно, писать слова с безударной гласной в корне.)

- Исходя из темы будем отвечать на вопросы: Что, где, как и чем надо проверять?

(слайд№12)

Актуализация знаний.

- Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я - в слабой позиции.)

- Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

- Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

- Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

Стр.101 обратимся к умной книге и проверим правильно ли мы сделали вывод.(читаем хором)

- Чему учит правило? (проверять безударную гласную)

- Чтобы проверить безударную гласную, что нужно сделать?(изменить слово)

- КАК изменить? (чтобы безударный стал ударным)

- Найдите в правиле еще один способ проверки? (подобрать однокоренное слово с ударным гласным)

5. Работа над темой урока (на партах алгоритм)

Давайте составим алгоритм работы с безударными гласными.

Алгоритм проверки безударных гласных (Слайд № 13)

  • Прочитать слово.
  • Поставить ударение.
  • Выделить корень.
  • Определить безударную гласную.
  • Подобрать проверочное слово.

1) РАБОТА В ПАРАХ.

- Думаю, что легко справитесь и со следующим заданием, т. к. будете работать в парах. Чтобы дело спорилось, чтобы достигнуть успеха - хорошо работать с другом вместе. Но это не простое дело. Вспомним наши правила совместной работы.

(Слайд № 14) "ВМЕСТЕ "Думаем, Выбираем, Обсуждаем, Решаем"

- На каждой парте лежат конвертики. Рассмотрите их. Достаньте из конверта карточки со словами, какое задание вам нужно выполнить?

(Вставить пропущенные буквы, разложить слова, в зависимости от безударной гласной)

стр.жи, з.мля, т.шина, с.мена, н.беса, т.мно, в.черний, гр.бной, скр.пучий, з.мовать, гл.деть .

стрижи земля
тишина семена
грибной небеса
скрипучий темно
зимовать вечерний

ГЛЯДЕТЬ

- Начинаем работу, чья пара справится первой - поднимите руки.

- Какие слова с безударной гласной Е вы нашли?

- А какие слова с безударной гласной И?

Проверка: дети читают сначала слова с безударной гласной "е", потом с безударной "и", выявляют лишние слова: ГЛЯДЕТЬ.

- Что заметили? (Осталось лишнее слово)

- Какое?

- А почему

Физминутка. (слайд № 15)

2) РАБОТА ПО РЯДАМ

(слайд №16)

Сформулируйте задание

- Подумайте, из каких РНС взяты эти слова. (Петушок и бобовое зернышко. У страха глаза велики. Гуси-Лебеди.)

3). СОРЕНОВАНИЕ ПО РЯДАМ. (слайд№17)

Контролеры. Проверка. Оценка.

Составление мини-текста.

(Деревья зимой очень красивые. Тяжелые шапки снега висят на ветвях сосен. В лес прилетают снегири. Ребята делают для них кормушки. Дети очень любят лепить снеговиков. Зима прекрасное время года.)

6. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

- На какие вопросы искали ответы? (что, где, как, чем) (слайд №18)

- Чему учились на уроке?

- Какое задание особенно понравилось?

- Как чувствовали себя?

- Какое умение мы отрабатывали на уроке?

- Самооценка собственной работы на уроке.

Оцените работу. (слайд №19)

  • Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы поняли тему и можете помочь другим (красный жетон).
  • Вы считаете, что поняли тему, но вам ещё нужна помощь (зеленый жетон).
  • Вы считаете, что было трудно на уроке. (синий жетон)

Правило стр. 101 обязательно

Домашнее задание на выбор. (слайд №20)

1. синяя карточка

Вставить пропущенную букву и выбрать проверочное слово.

Л..нивый (линия, лень)

П..сал (песня, пишет)

В..зил (воз, ваза)

К..тал (кот, катит)

М..ряк( морж, море)

2. зеленая карточка

Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова.

Г..ра-

Ст..на-

В..сна-

С..сна-

Д..ска-

3. красная карточка

Запиши противоположные по смыслу слова (антонимы), найди в них безударную гласную и подбери проверочные слова

Белеть -

Сладковатый -

Темнеть -

Трудолюбивый-

Здоровый -

- Дорогие ребята, мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность, творчество! Спасибо за урок.

Уроку русского языка конец,
А кто работал - молодец.