Цель:
- познакомить учащихся с новым литературным жанром - загадками;
- тренировать учащихся в правильном и выразительном чтении;
- прививать любовь к чтению.
План урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Работа над скороговоркой.
- Вступительная беседа.
- Упражнения в правильном чтении.
- Жужжащее чтение.
- Работа над загадками.
- Физкультминутка.
- Знакомство с загадками (чтение учителем, детьми).
- Домашнее задание.
- Итог урока.
- Кроссворд.
- Дополнительный материал.
Оборудование:
- Скороговорка.
- Упражнения.
- Иллюстрации и детские рисунки зимней природы.
- Кроссворд
- Карточки с заданиями для кроссворда.
- Изображение Сфинкса.
Ход урока
1) Орг. момент.
- Ребята, произведения на какую тему мы с вами читали на последних уроках? (Устное народное творчество)
- Произведения каких жанров мы с вами уже читали? (Сказки)
2) Проверка домашнего задания.
Чтение и пересказ текста. (р. н. ск. "Два мороза").
- Почему Никола-мороз не сумел заморозить мужика?
3) Работа над скороговоркой.
- Чтобы не замёрзнуть на морозе, надо больше двигаться, прыгать, бегать. Ведь не зря говорят: В зимний холод - всякий молод.
4) Вступительная беседа.
- Мы с вами уже познакомились с народными сказками, анекдотами, скороговорками. А сегодня познакомимся с ещё одним жанром народного творчества - загадками.
- Как вы думаете, что такое загадка?
(Учитель выслушивает ответы детей и делает вывод: Загадка - это краткое образное и замысловатое описание какого-либо предмета или явления.)
- Сейчас загадывают загадки детям, а раньше это было занятием взрослых. Жизнь человека могла зависеть от одного удачного отгадывания.
Известна древнегреческая легенда о Сфинксе - чудовище с телом льва и головой женщины.
У всех путников Сфинкс спрашивал одно и то же:
"Что ходит утром на четырёх ногах, в полдень на двух, а вечером на трёх?"
Люди не могли ответить чудовищу, и оно пожирало их. Только один герой Эней сумел догадаться, что речь шла о человеке: в детстве ребёнок ползает, в зрелом возрасте человек свободно ходит, а в старости опирается на палку.
А также известно, что в древности юношу посвящали в мужчину. Сначала смотрели, как он выдержит тяжёлые испытания, чтобы доказать свою силу, мужественность. А ум проверяли загадками.
- А какие вы знаете загадки? (Выслушиваются ответы 2-3 учеников)
5) Упражнения, направленные на выработку безошибочного чтения.
Отгадайте загадку:
"Лежал, лежал, а весной в реку побежал". (Снег).
- Как догадались, что это снег?
Прочитайте плавно, без ошибок.
СНЕГ - СНЕЖОК - СНЕЖИНКИ - СНЕГОВИК - СНЕГИРЬ - СНЕЖНЫЙ - СНЕГУРОЧКА - ПОДСНЕЖНИК
"Невидимкой, осторожно он является ко мне,
И рисует, как художник, он узоры на окне".
МОРОЗ - МОРОЗЕЦ - ЗАМОРОЗКИ - МОРОЖЕНОЕ - МОРОЗИТЬ - МОРОЗНЫЙ - МОРОЗИЛЬНИК
"Кто, угадай-ка, седая хозяйка:
Тряхнёт перинки, над миром пушинки?"
ЗИМА - ЗИМУШКА - ЗИМНИЙ - ЗИМОВАТЬ - ЗИМОВЬЕ - ЗИМУЮЩИЙ - ОЗИМЫЙ
6) Жужжащее чтение.
Жужжащее чтение загадок из учебника.
Чтение загадок вслух, разгадывание.
- Кто сможет прочитать без ошибок, выразительно, как артист?
(Ответы сопровождаются показом иллюстраций.)
7) Физкультминутка.
8) Чтение загадок учителем и учениками. (Работа с книжками - коллективками).
9) Итог урока.
- Для чего нужны загадки?
(Загадка побуждает человека к рассуждению, сопоставлению признаков предметов и явлений. Загадки развивают сообразительность.)
10) Кроссворд.
Загадки для кроссворда дети читают по карточкам.
По горизонтали:
1.
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег.)
2.
Снег мешками валит с неба;
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так, что за месяц это? (Февраль.)
3.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима.)
4.
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней.)
По вертикали:
1.
Покружились звёздочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке. (Снежинки.)
5.
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу! (Лыжи.)
- Кто запомнил слова-отгадки?
(Назвать по памяти. Спросить 2-3 человека.)
11) Дополнительное задание.
- Попробуйте сочинить свои загадки. Помните, что надо назвать признаки предмета, но сам предмет называть нельзя.
(Спросить несколько человек.)
- Дома надо выучить 2-3 загадки наизусть.