На орбите загадочной планеты

Разделы: Физика, Иностранные языки, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “История развития космонавтики”, полученные в рамках школьной программы, проектной деятельности и внеклассных мероприятий.

Задачи урока:

  • Научить учащихся применять знания в новой ситуации, развивать умение объяснять окружающие явления.
  • Совершенствовать умения анализировать, сравнивать, систематизировать знания.
  • Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.
  • Формировать способности участвовать в непосредственном диалоге по теме.
  • Развивать кругозор учащихся, уважение к культуре, науке, народам других стран, развивать навыки общения на английском языке.
  • Дать возможность показать эрудицию, проявить творчество.
  • Воспитывать патриотические качества у обучающихся.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся с применением групповой технологии.

План проведения урока

  1. Организационный момент: приветствие, объявление темы урока, постановка целей и задач урока на русском и английском языках.
  2. Дебаты между учащимися на тему “Соперничество и сотрудничество в освоении космоса: СССР и США”. Класс предварительно разделен на две группы: “Байконур” (разговаривают на русском языке) и “Канаверал” (разговаривают на английском языке). Учитель физики зачитывает сводки советской газеты “Вечерняя Москва” о первых достижениях в области освоения космоса и предлагает командам вступить в дебаты. Учитель английского языка помогает учащимся дебатировать.
  3. Путешествие к неизвестной планете. Решение задач по физике на определение параметров планеты. Условия задач даны на русском и английском языках.
  4. Выявление лидеров команд для высадки на планету. Блиц-опрос “Космический алфавит”.
  5. Выполнение задания на словообразование в формате ЕГЭ по английскому языку по теме “Планета Марс”. Актуализация знаний по грамматике “Наречие. Прилагательное. Степени сравнения”.
  6. Проблемная ситуация. Дискуссия на русском и английском языках на тему “Можно ли жить на Марсе землянину?”
  7. Игра-викторина на обобщение материала “Звездные дали”.
  8. Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок.
  9. Домашнее задание поискового характера: найти информацию и подготовить сообщения об участниках последней космической экспедиции, о летательном аппарате “Фобос”. По выбору учащиеся могут подготовить эту информацию на русском и английском языках.

Сценарий урока

Учитель физики:

Людей всегда манили дали,
Их вечно океаны звали.
И космос жил не торопясь,
Он был загадочен и страшен.
А. Семёнов

Приветствие учителя английского языка:

- Hello everybody! Today we have an extraordinary lesson. We have Physics and English together. So we’ll have much work to do. We hope you’ll be active and creative to show all your abilities today at the lesson.

The theme of our lesson is “On the orbit of a mysterious planet”.

Today we’ll remember the time of the competition in the exploring space between the USA and the Soviet Union and discuss it.

You’ll become the participants of the flight into one planet solving the problems, doing different tasks and sums.

You’ll find out new things and also you’ll be able to exchange your knowledge, skills with each other.

Good luck!

Приветствие учителя физики:

- Добрый день, уважаемые гости и участники открытого мероприятия “На орбите загадочной планеты” (слайд №1). Мы собрались здесь, чтобы в завершение юбилейного года космонавтики обобщить знания, приобретенные по теории космических полетов в рамках школьной программы, проектной деятельности и внеклассных мероприятий.

Мы находимся с Вами в студии канала “Наука и космос” в прямом эфире программы виртуальный телемост “Байконур – Канаверал”. Нам предстоит обсудить исторические аспекты освоения космоса двумя крупнейшими державами мира: СССР и США, а также международное сотрудничество в космосе (слайд №2-).

Газета “Вечерняя Москва” (слайд №3). 4 октября 1957. “Сегодня в СССР запущен первый в мире искусственный спутник Земли. В течение Международного геофизического года Советский Союз предполагает осуществить пуски еще нескольких искусственных спутников Земли, которые проложат дорогу к межпланетным путешествиям и реальностью станут самые дерзновенные мечты человечества”.

12 апреля 1961 года (слайд №4). “В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник “Восток” с человеком на борту. Пилотом-космонавтом является гражданин СССР летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич”.

Уважаемые гости студии, как оказалось, что, разрушенная Великой отечественной войной страна, через 12 лет после ее окончания начала осуществлять успешные запуски космических аппаратов и с человеком на борту в том числе?

Команды вступают в дебаты (разговаривают на английском и русском языках).

Учитель физики:

- “Вечерняя Москва” (слайд №5). 16 июня 1963 года. “На космическом корабле “Восток-6” в космос стартовала первая женщина-космонавт Валентина Терешкова”. “Вновь русские оказались первыми” - пишет газета “Дейли экспресс”. “Гагарин и Терешкова были посланы в космос первой страной в мире, которая покончила с капитализмом” - пишет “Дейли уоркер”, - “Где же та капиталистическая страна, которая может послать в космос женщину? Нет такой страны... СССР далеко опередил США в космосе”.

“Сегодня, 18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени при полете космического корабля “Восход-2” впервые осуществлен выход человека из корабля в открытое космическое пространство (слайд №6). На втором витке полета второй пилот летчик-космонавт подполковник Леонов Алексей Архипович в специальном скафандре удалился на 5 метров от корабля, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль”.

Русские опять первые. Почему развитые и благополучные США вновь не успели?

Продолжаются дебаты.

- “Вечерняя Москва” (слайд №7). “17 июля 1975 года в 19 часов 12 минут по московскому времени осуществлена стыковка советского космического корабля “Союз-19” и американского корабля “Аполлон”. Впервые в истории космонавтики в совместном полете одновременно принимают участие исследователи космоса двух стран: советские космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов и американские Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дональд Слейтон. Космос стал ареной международного сотрудничества”.

В разгар “холодной войны” ученые оказались дальновиднее политиков или какая-то другая причина заставила научное сообщество объединить свои усилия по дальнейшему освоению космического пространства? С чем связано примирение интересов?

Продолжаются дебаты.

(Слайд №8). Перемена дат. 2050 год. Сообщение с Земли о постановке задач перед международным экипажем космолета на английском и русском языках.

Учитель английского языка (слайд №9):

Attention, please! All the members of the crew! You are approaching to one object being explored now. You have 30 minutes to get ready. How did you get me!

Учитель физики (слайд №10):

- Экипаж! Я – Земля! Вы вышли на расчетную орбиту! Готовность 30 минут. Еще раз проверьте параметры идентификации планеты и вероятность возможной посадки. Как поняли? Прием!

Учитель английского языка:

- Now you’ll be offered the sums to do. They are in English. Your task is to translate the sums and do them.

Учитель физики:

- Члены экипажа! Вы получили задание - задачи на расчет параметров планеты. Выполните его. Время выполнения 5-7 минут.

Задачи на русском языке.

  • Рассчитайте ускорение свободного падения на планете “Х”, если ее радиус R=3400 км, а масса М=6,4* 10 ^23кг.
  • Определите Вашу силу тяжести на планете “Х”, если радиус планеты R=3400 км, а масса М=6,4*10^23 кг. Сравните эту силу тяжести с земной силой тяжести.
  • Радиус окружности, по которой движется естественный спутник планеты “Х”, равен R=9400 км, а период его обращения равен 7 часов 40 минут. Найдите массу планеты “Х”.
  • Масса планеты “Х” М=6,4*10^23 кг, а ускорение свободного падения на его поверхности равно g=3,7 м/с^2. Каков радиус планеты?

Задачи на английском языке.

Will you find the acceleration of free fall on the planet “X”, if its radius R = 3400km and mass M=6,4 *10^23 kg?

The acceleration of free fall – ускорение свободного падения

Will you determine your gravitation on the planet “X”, if the radius of the planet R=3400km and mass M=6,4*10^23 kg? Compare this gravitation with terrestrial one.

Gravitation - сила тяжести

3) The radius of the circle on which the sputnik of the planet “X” moves is R = 9400 km and its period around the planet is T=7h 40 min. Find the mass of the planet “X”.

4) The mass of the planet “X” M=6,4*10^23 kg and the acceleration of free fall on its surface is g = 3,7m/s^2. Find the radius of the planet “X”.

Acceleration of free fall – ускорение свободного падения

Учитель физики:

- Внимание! Контрольная сверка параметров! Контрольная сверка параметров! Члены экипажа! Подпишите работы; обменяйтесь решениями; проверьте правильность решения, сверив ответы с записями бортового журнала (слайд №11).

- Итак, всем ли участникам полета к неизведанной планете удалось справиться с задачами? Земля отправила Вам таблицу параметров для Меркурия, Венеры, Марса и Сатурна. Сравните рассчитанные Вами параметры с табличными; определите, на орбиту какой планеты Вы вышли (слайд №12).

- А сейчас экипаж для продолжения исследования планеты должен выявить лидера сильного духом и интеллектом, который осуществит посадку на поверхность планеты. Для тестирования на космическом полиграфе Вы предлагаете кандидатуры...

Тест называется “Космический алфавит”. Вам зачитывается вопрос. Вы даете ответ на поставленный вопрос одним словом каждый раз на следующую букву алфавита. Кто быстрее реагирует и правильно отвечает, тот и спускается на планету.

Буква Вопрос Ответ
А - человек, летавший в космос. Астронавт
Б - космодром в Казахстане Байконур
В -корабль Юрия Гагарина “Восток”
Г -первый космонавт планеты Гагарин Ю.А.
Д -старейший из американских кораблей многоразового использования “Дискавери”
Е -13-й космонавт планеты, совершивший полет на первом трехместном КК “Восход” Егоров Борис Борисович
Ж -что дороже всего на свете Жизнь
З -устаревшее название астролога Звездочет
И -международная организация космической связи Интерспутник
К -генеральный конструктор, осуществивший запуск первого ИСЗ Королев Сергей Павлович
Л -первая собака, совершившая орбитальный полет вокруг Земли Лайка
М -советско-российская долговременная орбитальная космическая станция “Мир”
Н -Американское национальное космическое агентство НАСА
О -траектория движения вокруг Земли Орбита
П -российская ракета–носитель для вывода тяжелых спутников “Протон”
Р -явление, опасное для космонавтов Радиация
С -один из этапов полета спутника Старт
Т -первая женщина космонавт Терешкова В.В.
У -процесс получения знаний и умений Учение

- Лидер определился. Им является ... Он и отправится на встречу с марсианами.

Учитель английского языка:

- Attention, please! A new message has been delivered through the cosmic channels. Your task is to fill in the correct word derived from the word in bold. Will you be attentive not to make mistakes. You have 3-4 minutes to do this task ( задание на слайде №13).

Учитель физики:

- Внимание! По каналам космической связи поступило новое сообщение. Примите меры к обработке информации и сообщите о результатах (проверка задания на слайде №14).

- Расчетный Центр планеты Земля интересуется, насколько безопасным будет посещение человеком Марса? Не навредит ли это здоровью? Возможны ли долгосрочные поселения на Марсе? Можно ли на красной планете проводить Олимпийские игры и соревнования по подъему тяжестей, прыжкам в высоту? (команды выдвигают свои предположения, мнения, знания)

- Конечно и на орбите такой загадочной планеты, какой является Марс, могут быть минуты отдыха. Для продолжительного полета будут выбираться люди умные, грамотные. Мы приглашаем Вас в интеллектуальное казино (команды соревнуются в игре “Звездные дали”, см. слайды №15-40).

- Победителем объявляется...

- Наше загадочное учебное путешествие подходит к концу. Давайте обсудим наш урок. Что получилось, что не получилось? Что нового для себя Вы узнали? Как раскрылись Вы и Ваши одноклассники? Кто удивил? Было ли интересно?

Учителя выставляют оценки за урок.

- А сейчас, как и полагается, домашнее задание. Оно носит поисковый характер. Найти и подготовить для обсуждения материал: про участников последней космической экспедиции на орбите Земли; про “судьбу” космического аппарата “Фобос”.

При подготовке урока были использованы:

  1. Игра “Космический алфавит”, akids.org.ru>stati/igra-viktorina… alfavit;
  2. Игра “Звездные дали”, Вешнякова Валентина Александровна;