Природные комплексы Московской области. Мещерская низменность. 8-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • продолжить формирование знаний о природных комплексах Московской области,
  • закреплять умение устанавливать взаимосвязи всех природных компонентов на примере природных комплексов родного края,
  • формирование нравственно-эстетического отношения и любви к природе своей "малой" Родины,
  • воспитание экологической культуры.

Оборудование:

  • физическая карта Московской области,
  • атласы Московской области,
  • контурные карты-заготовки Московской области,
  • компьютер с проектором для показа слайдов.

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Учитель называет тему и цели урока и предлагает детям прочитать на экране слова русского географа Ю.К. Ефремова, которые он использовал как эпиграф к своей книге "Природа моей страны".

"Люблю и знаю. Знаю и люблю.
И тем полней люблю, чем лучше знаю"

Затем дети вместе с учителем рассуждают над тем, что автор хотел сказать этими словами, и приходят к выводу, что чем больше мы узнаем о природе родного края, тем большей любовью мы к нему проникаемся.

2. Закрепление домашнего задания.

Детям давалось опережающее задание: найти описания природы Подмосковья в произведениях художественной литературы. Одно из них используется на уроке. Учащийся зачитывает небольшой отрывок из рассказа А. Перегудова   "Жемчужное утро":

"В конце марта, в первых числах апреля бывают утра, похожие на нежную, с великой любовью написанную акварель. Такие утра бывают в любом месте средней полосы нашей Родины, но мне кажется, что только в Подмосковье они полны такого очарования, трепета пробуждающейся земли и так трогают душу. Может быть, потому так кажется, что с детства ненасытно смотрю я на милую природу Подмосковья, полюбил ее  и научился видеть в ней то, что нередко ускользает от человека, равнодушного к лесам, полям, перелескам". На экране слайды "Жемчужное утро" и "Милая природа Подмосковья"

Учитель дополняет, что писатель, написавший такие прекрасные слова, - наш земляк, долгое время живший в г. Ликино-Дулево. Им написаны замечательные произведения о родном крае, его людях, природе.

Учитель отмечает, что природа Подмосковья очень разнообразна, предлагает детям открыть атласы Московской области и назвать крупные природные районы Московской области.

Один учащийся выходит к доске и показывает их на настенной физической карте Московской области. Затем дети отвечают на вопрос, какой главный признак положен в основу выделения этих районов на территории Подмосковья? (Рельеф местности)

Учитель предлагает детям посмотреть на экран, где они видят описание одного из природных районов Подмосковья и определить по описанию, о каком ПК идет речь.

Эта моренная холмистая возвышенность имеет среднюю высоту до 300 метров

В долинах рек, протекающих по ней, расположены обширные водохранилища.

Здесь находится самая высокая точка Московской области.

Дети определяют, что речь идет о Смоленско-Московской возвышенности.

Теперь учащиеся видят на экране слайд с пейзажами, один из которых наиболее характерен для Верхневолжской низменности, другой - для Заокской равнины. Они рассуждают и делают выводы, где можно встретить такие природные комплексы, называют компоненты природы, по которым они установили это соответствие. (рельеф местности и характер растительности)

3. Изучение нового материала.

Один ученик выходит к доске и читает стихотворение А. Сороколетовой "Родник души моей". Одновременно на экране открывается пейзаж. Дети определяют, что речь идет о ПК родного края - Мещерской  низменности.

Люблю места наши болотные,
Те, что лосиными зовут.
Туда всегда хожу охотно я
И нахожу в них свой приют.

Знакомы там мне все извилины,
Пни, кучи хвороста, кусты...
Живут там в старых дуплах филины,
В воде русалочьи цветы.

Растут и ивушки плакучие,
Тростник, лишайники, трава.
А у березок лезет кучами
Грибная разная братва.

Люблю места эти болотные...

Учитель дополняет, что стихи эти написала жительница Орехово-Зуевского района, поэтесса Алевтина Сороколетова, творчество и судьба которой неразрывно связаны с природой родного края. Слайд с ее портретом на экране.

Затем, используя тематические карты атласа Московской области, поочередно рассматривается каждый компонент природы  Мещеры, и данные заносятся в таблицу:

ПК Московской области Географическое положение Особенноcти рельефа Климат Почвы Растительность Животный мир
Ламско-Дубнинская низменность.            
Смоленско-Московская возвышенность            
Москворецко-Окская равнина            
Заокская равнина            
Мещерская низменность            

1. По физической карте атласа учащиеся определяют географическое положение и особенности рельефа, средние высоты, самую высокую точку Орехово-Зуевского района. На контурной карте подписывают Мещерскую низменность, у г.Куровское подписывают отметку 121 м. Затем отвечают на вопросы:

- Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае? (торф, песок ,гравий ,глину)

- Каким способом? (открытым). На экране слайд "Песчаные карьеры".

- Изменяется ли ландшафт при добыче полезных ископаемых открытым способом? ( да)

- Какие новые формы рельефа при этом появляются? (карьеры)

- Какие экологические проблемы при этом возникают? (образование свалок мусора в карьерах)

2. По климатической карте определяют среднюю температуру июля, января, количество осадков. Сравнивают температуру запада и востока области, отвечают на вопросы:

- Почему температура воздуха при движении с запада на восток уменьшается? (влияние западного переноса воздушных масс)

Учитель предлагает детям посмотреть за окно. На экране слайд "Климат.Сезоны года"

- Какой сезон года сейчас стоит?

- Какой тип погоды (циклональный или антициклональный) установился в настоящее время? Охарактеризуйте его.

- Происходили ли изменения погоды в последние дни? Почему?

3. По физической карте атласа учащиеся называют реки, озера Мещерского края, подписывают на контурной карте, отвечают на вопросы:

- Богат ли наш край внутренними водами?

- Каким образом хозяйственная деятельность людей влияет на состояние внутренних вод? (загрязнение вод)

4. По почвенной карте определяют, какие почвы преобладают в нашем крае. Учитель приводит в пример слова К. Паустовского: "Богатство Мещеры не в земле, а в лесах, торфе и заливных лугах". На экране слайд. Затем предлагает учащимся ответить на вопросы:

- Какие виды мелиорации нужно проводить в нашей местности, чтобы улучшить плодородие почв? (внесение удобрений, осушение почв, известкование)

- К чему привело чрезмерное осушение болот? (падение уровня грунтовых вод)

5. На экране слайды пожаров и их последствий. Ученики рассматривают их и отвечают на вопросы:

- В летний период в нашем крае возникают чрезвычайные ситуации, связанные с пожарами. В чем их причина? (осушение болот приводит к возгорание торфяников)

- Какой компонент природного комплекса наиболее страдает от пожаров? (леса)

Учащиеся по карте растительности определяют ее типы, характерные для Мещеры. На экране слайд "Леса Мещеры". Затем отвечают на вопросы:

- Какие породы деревьев преобладают в нашем крае? (Учитель дополняет, что 72 % - сосна, 22 % - береза, 4%- ель и 2% - ольха и осина - такое соотношение пород деревьев характерно для Орехово-Зуевского района).

- Какую роль играют леса? (являются сырьем для производства бумаги, мебели, музыкальных инструментов и др.)

После ответов учитель дополняет, что лес поднимает настроение, вызывает положительные эмоции. Русская природа всегда вдохновляла писателей, поэтов, художников. Учащийся читает стихотворение А. Сороколетовой:

И лес люблю я всей душой открытой
За гостеприимство и за красоту,
К нему хожу я горем поделиться,
Когда нет силы справиться одной.
И там, заслышав песенку синицы,
Вновь обретаю радостный покой.

Учитель говорит о том, что животный мир края так же разнообразен, как и растительный и предлагает по карте животного мира определить редких животных Мещеры. На экране появляются слайды с иллюстрациями выдры и выхухоли поочередно и слушаются сообщения учащихся об этих исчезающих животных.

Выхухоль

Выхухоль относится к одной из древнейших групп млекопитающих, представители которой жили еще 30 миллионов лет назад. Поэтому она по праву считается живым памятником природы. Этот зверек средней величины приспособлен к жизни в воде. Конусовидная голова его оканчивается длинным подвижным хоботком. Плотный, густой темный мех не намокает, потому что хорошо смазан жиром. В воде зверек чувствует себя почти, как рыба: по 10-12 минут может находиться под водой. На поверхности выхухоль показывается редко и большую часть времени проводит в воде или прибрежных норах. Питается, в основном, насекомыми, их личинками, червями. Поедает и растительную пищу. В прошлом этот зверек был широко распространен в Европе. Сейчас это животное сохранилось, в основном, в озерах бассейнов рек Волги, Дона, Днепра, Урала. Животное истреблялось ради ценной пушистой шкурки. И сейчас выхухоль находится на грани вымирания.

Выдра

Выдра - это крупный зверек с сильно вытянутым, гибким телом, обтекаемой формы длиной 55-95 см., массой 6-10 кг. Голова почти сливается с туловищем, которое заканчивается длинным мускулистым непушистым хвостом, длиной 26-55 см. Ноги укорочены, снабжены плавательными перепонками. Окраска сверху темно-бурая, снизу светлая, серебристая. Остевые волосы грубые, а подпушь очень густая и нежная. Мех не намокает в воде. Выдры приспособлены к полуводному образу жизни, хорошо плавают. Основные местообитания выдр - лесные реки, в меньшей мере - озера. Предпочтение отдают рекам с омутами, не замерзающим зимой быстринам. Питаются рыбой, лягушками, личинками, летом - грызунами. Распространены в Европе, Азии (кроме Крайнего Севера и Аравийского полуострова), северной Африке.

После сообщений учитель спрашивает:

- Что объединяет этих животных? (они исчезающие, но их еще можно встретить в Мещере)

- Какова среда обитания? (полуводный образ жизни)

- Почему они исчезающие? (Осушение болот - одна из причин).

Затем делает вывод, что все компоненты ПК находятся в тесной взаимосвязи, а изменение одного из них может привести к изменению остальных. Природа уязвима и требует к себе бережного отношения.

4. Заключительная часть урока.

Учитель подводит итог урока, говоря о том, что сказать о природе Мещеры лучше, чем сказал К. Паустовский, нельзя. Один ученик зачитывает вслух отрывок из рассказа К.Паустовского "Мещерская сторона". На экране слайды.

"В этом крае можно увидеть сосновые боры, лесные озера с темной водой, обширные моховые болота "мшары", покрытые ольхой и осиной, цветущие или скошенные луга, песчаные бугры, поросшие сосняком и папоротниками, на которых ночуют лоси. С каждым днем знакомства этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории".

Учитель говорит о том, что слова К. Паустовского здесь очень созвучны с тем эпиграфом, с которого мы начали сегодняшний урок.

На экране слова Ю.К. Ефремова.

В итоге учитель желает учащимся, чтобы после сегодняшнего урока у них прибавились не только знания, но и чувство любви к своему краю, его природе. Выставляет оценки за работу.