В концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников особо важная роль в воспитании россиянина, гражданина и патриота отводится общеобразовательной школе.
Работая в школе более 30 лет, убедилась на практике, что школьный возраст действительно наиболее восприимчив для гражданского воспитания. Несомненно правы авторы концепции, что пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Я отношусь к поколению, рожденному в 50-ые годы, обучавшихся в школе 60-х, работаю в школе, где основной костяк - педагоги моего возраста. Ведь это действительно люди - патриоты школы, станицы, района, области, страны. Им присущи такие нравственные ценности как справедливость, верность, забота и уважительное отношение к старшему поколению, т.е. нравственные ориентиры, которые делают нас единым народом, Россией. Главную роль в формировании этих качеств гражданина - патриота, сыграла именно наша российская школа и учителя. Негативные явления в развитии страны, свойственные любой стране в период крупных социально-политических потрясений, не привели к деградации этой части нашего общества. Поэтому считаю, что школа, педагоги и сейчас, несомненно, главные действующие лица в духовно нравственном воспитании учащихся, в возрождении важных нравственных норм и ценностей, установок, традиционных для России.
Как развивать чувство патриотизма, уважения и бережного отношения к культуре и традициям своего народа. Поделюсь опытом своей работы.
С 2007 года наша школа - "казачья". Цель реализации регионального (казачьего) компонента государственного общего образования: воспитать всесторонне развитую личность гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего его историю.
Основным "строительным материалом" формирования личности по определению С.Л. Рубинштейна, являются не мероприятия, а те психические состояния, которые пробуждаются благодаря участию в них. Активное участие в общественно значимой патриотической деятельности дает возможность почувствовать личную причастность к делу защиты Отечества, открыть для себя ее новый смысл. Включаясь в социальные связи и отношения, ученик видит самого себя в новом свете, начинает ощущать себя нужным другим людям. У него меняется самооценка, возникает желание всегда и всюду приобретать общественное признание. И результат - личностные состояния закрепляются и становятся нравственной привычкой. Важен выбор учащимися общественно значимых дел (где ни могут проявить свое мужество, показать силу, храбрость, организаторские способности). Задача педагога - тактично скорректировать и направить их деятельность.
В нашей школе средствами приобщения ребят к реальной жизненной ситуации являются военно-спортивные игры, поисковая, историко-патриотическая деятельность (походы по местам боевой славы, поиск неизвестных героев, летопись военных подвигов и событий, шефская помощь ветеранам), работа по программе "Моя малая Родина" на базе школьного комплексно-краеведческого музея.
Важно включить учащихся в деятельность, способствующую практической подготовке молодежи к служению Отечеству.
В ходе переживания чужого опыта молодой человек может задать себе вопрос: "А как бы я поступил на его месте?"
Патриотическое воспитание строится на высших человеческих ценностях (любовь к Родине, готовность к ее защите, верность воинскому и гражданскому долгу). Ни одно направление воспитания не ориентируется на подобную систему ценностей.
Актив музея ведет активную поисковую работу. Это сбор материалов о земляках - ветеранах войны, тружениках тыла, "детях войны", современниках, участниках афганской и чеченской войн.
Каждый класс закреплен за ветераном Великой Отечественной, а это и поздравления с праздниками, и изучение боевого пути в личных беседах, и волонтерская работа учащихся.
В прошедшем учебном году при изучении курса "История Донского края" в 9 классе каждый школьник готовил компьютерную презентацию на основе встреч, бесед с земляками, сбора документов, фотографий, впечатлений. Какие интересные работы! Живое общение, собственные впечатления учащихся придают каждой работе неповторимость. Работы пронизаны где-то чувством гордости за ветерана, где- то сквозит сопереживание за тяжелые испытания, которые легли на плечи детей, матерей в годы войны. Отношение старшеклассников к этой работе - это результат всей предыдущей работы, который виден невооруженным глазом. Причем познавательную активность проявили учащиеся внешне пассивные. А это значит, что их "задело за живое".
Добрые слова хочется сказать в адрес районного совета РС РОСТО (ДОСААФ). Здесь работают неравнодушные люди, которые реально помогают школам района в патриотическом воспитании молодежи. Организуют экскурсии в музеи военной истории, в города-герои, военные учебные заведения. Так, например, наши учащиеся посетили музей воинов-афганцев в Новочеркасске. Впечатления потрясающие, экскурсовод - бывший воин - интернационалист, сам переживший все ужасы войны, Ливенцев Валерий Иванович, который, к стати сказать, работает на общественных началах. Его рассказ превратился в диалог со школьниками. Вопросов была масса, подростки поистине окунулись в атмосферу юности своих родителей, некоторые из которых проходили службу в Афганистане.
А встречи с Усть-Донецким клубом моряков-подводников! Благодаря старшему мичману Николаю Николаевичу Красий, рассказы которого, проникнуты любовью к морю, к славной истории Российского флота и огромным желанием передать эту любовь и лучшие флотские традиции новым поколениям, делают встречи яркими и незабываемыми.
Турниры по стрельбе из пневматической винтовки среди учащихся школ района, посвященные памяти героя Советского Союза Эрдни Деликова, ежегодная военно-спортивная игра "Орленок" - это демонстрация физических данных, организованности, дисциплинированности, выносливости старшеклассников. Подготовка, условия проведения, результаты - все это способствует патриотическому воспитанию.
Трудно переоценить тот положительный эффект, который имеют встречи и общение учащихся с интересными людьми, боевыми офицерами, офицерами запаса, совместные мероприятия с патриотическими общественными организациями и работниками музеев разного уровня. Такой была незабываемая встреча с начальником ФГУ Центрального Пограничного музея ФСБ, боевым офицером, полковником Берсеневым Н.Н. Навстречу со школьниками Николай Николаевич привез фильмы, созданные центральным пограничным музеем и непосредственно им самим, которые пронизаны беспредельной любовью к Родине, в них показаны лучшие человеческие качества, присущие русскому солдату. Это побуждает молодежь к служению Отечеству, вызывает у детей чувство гордости за героическое прошлое наших предков.
А как приятно было получить благодарственное письмо Председателя общественной организации ветеранов - пограничников Ростовской области полковника запаса Полуяна Александра Константиновича от участников автопробега и информационно - патриотической акции Пограничной службы ФСБ России "Беречь Отчизну -Долг и Честь", посвященных 70-летию начала Великой Отечественной войны. "Проведенная вместе с Вами настоящая акция явилась ярким свидетельством уважительного отношения к старшему поколению, их жизненному, боевому и трудовому опыту. Спасибо Вам за теплый прием, внимание и заботу:"
В результате этих встреч сложились добрые отношения и реальное плодотворное сотрудничество школьного историко-краеведческого музея и музеев пограничного управления Ростовской области и Центрального пограничного музея ФСБ России. Созданы новые экспозиции в школьном музее. Встречи, общение, мероприятия продолжаются. Подростки воочию видят образцы того, как относиться к долгу гражданина и патриота.
В заключении хочется сказать, что будучи оптимистом по натуре, я верю в возрождение духовности и нравственности молодежи и России в целом.
На мой взгляд, хорошим подспорьем для педагогов в вопросе духовно-нравственного воспитания может стать "Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников" коллектива авторов под руководством А.Н. Вырщенкова, которой с удовольствием пользуюсь.