Развитие речевого общения в раннем возрасте

Разделы: Работа с дошкольниками


Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка.

Слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие, т. к. ребенок часто использует именно это орудие, нежели другое, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребенок практически за 2-3 года овладевает родным языком. При этом пассивная речь опережает развитие активной речи и ведет за собой ее развитие.

Речь у ребенка развивается благодаря тому, что он живет в речевой среде, и определяющим началом активной речи ребенка являются направленность мотивации взрослых на общение с ребенком.

В дальнейшем процессе развития речи важное место занимает вербальное общение с ребенком при использовании грамотной речи.

С возрастом у ребенка возникает настоятельная потребность в общении. Он хочет что-то получить, попросить, сказать. Эта потребность сопровождает всю его деятельность, обусловливает возникновение активной речи.

На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас. С ребенком надо постоянно общаться, добиваясь от него более четкого произношения.

В раннем возрасте дети усваивают первые уроки общения: здороваться, прощаться, благодарить, использование дружелюбного, спокойного тона общения.

Работа по развитию речевого общения представлена в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательной областью "Коммуникация", "Чтение художественной литературы". Содержание образовательной области "коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способностями средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • Развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками;
  • Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности);
  • Практическое овладение детьми нормами речи.

Проведенный анализ содержания задач речевого развития детей в вариативных программах с точки зрения соответствия ФГТ выявил следующее: во всех анализируемых программах задачи развития речи детей представлены в полной мере, знания и умения детей в области родного языка достаточно детализированы, в основе выделения речевых задач - учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В образовательной программе "Детство", по которой работает наш детский сад, внимание акцентируется на обогащении мотивации речевой деятельности детей, особо следует отметить выделение познавательных и речевых умений для младших дошкольников; реализация речевых задач предполагает использование развивающих игровых технологий, стимулирующих речевое творчество и самостоятельность ребенка. Говоря об образовательной области "Чтение художественной литературы, следует отметить, что ее содержание согласно ФГТ направлено на достижение цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Традиционно данный раздел программ предусматривал работу по ознакомлению детей с художественной литературой различными методами, ведущим из которых был метод - чтение художественных произведений (по книге или наизусть).

В федеральных государственных требованиях отмечается отождествление понятий "чтение" и "восприятие". Реализация содержания образовательной области "Чтение художественной литературы" предусматривает решение следующих задач:

  • Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • Развитие литературной речи;
  • Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Следует отметить, что чтение по отношению к детям раннего дошкольного возраста - условное понятие. Взрослый является своего рода посредником между ребенком и книгой, поэтому именно педагог формирует круг детского чтения.

Восприятие ребенком произведений художественной литературы рассматривается в данном ряду с восприятием изобразительного искусства и музыки; среди знаний, умений и навыков выделяют познавательные умения (слушать, запоминать), речевые умения (передача текста, выразительность речи) и отношения (эмоциональный отклик).

Таким образом, можно констатировать, образовательная область "Чтение художественной литературы" в полной мере соотноситься с ФГТ, в то же время в программе "Детство" наиболее полно представлена работа по организации литературного воспитания ребенка в семье.

Исходя из вышесказанного, вытекает цель моей работы: способствовать развитию речи и речевого общения детей 2-3 лет.

Развитие речевого общения осуществлялось мной через следующие виды деятельности:

Я начала свою работу с рассматривания, ознакомления с предметами, сравнения, называния частей, свойств предметов. По мере узнавания дети стали все чаще задавать вопросы: "Что это?", "А что это?", "Какое?" и т.д.

Проводили д/и "Волшебная коробочка", "Чудесный мешочек", "К Мишке в гости", "Едем к кукле в гости", "Накормим куклу обедом", "Кто что делает?" и др.

Особое внимание уделяла чтению художественной литературы: потешки, песенки, стихи, сказки.

Сказки "Репка" и "Курочка ряба" мы рассказывали с использованием пальчиковых игр. Ежедневно проводили комплексы пальчиковой гимнастики.

Выполняя требования взрослого и приобретая способность все точнее понимать его речь, дети все более овладевают новым типом взаимоотношений со взрослым.

Дети в этом возрасте способны выполнять ряд несложных поручений - выбрать названный предмет из нескольких других и принести его, взять предмет у одного и передать его другому.

В своей работе я использовала игры "Найди и принеси", "Посылка", "Передай другому", "Принеси и покажи", "Поручение" и др. Такие занятия с детьми развивают у них понимание речи и способность дифференцировать предметы и изображения, запоминать их название.

Необходимым условием для проявления ребенком речевой активности является игровая двигательная деятельность, общение со взрослыми, хороводные игры, малоподвижные игры, подвижные игры со словами; к концу года дети могли самостоятельно построить круг и организовать хороводную игру. Все это способствует развитию речи.

Результативность работы отслеживается с помощью показателей - диагностики.

Положительные результаты моей работы подтверждаются тем, что в процессе общения у детей стали проявляться первые умения монологической речи: т. е. дети могли рассказать об эмоционально значимом событии, используя выказывания из 2-3 предложений.

Так в конце года мы провели совместное мероприятие с родителями - развлечение по сказке "Теремок". Дети, не стесняясь своих родителей успешно сыграли свои роли.

Анализируя результаты своей работы, можно сделать вывод о том, что моя работа по развитию речевого общения послужила фундаментом в дальнейшем успешном обучении детей.

Перспективы своей работы я вижу в реализации ФГТ в младшем дошкольном возрасте, также через другие образовательные области.

Дальнейшая перспектива-это продолжать свою работу через реализацию ФГТ в младшем дошкольном возрасте.