Культура и образование. Все профессии важны

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели урока.

  1. Дать ученикам представление о культурных и образовательных учереждениях.
  2. Обогатить знания детей о различных профессиях.
  3. Учить правильно вести себя в транспорте.

Оборудование: иллюстрации музеев, театров, библиотеки, выставочного зала, школы, института, училища.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Работа выполняется по вариантам. Учениками выдаются карточки с таблицами, которые необходимо заполнить примерами.

I вариант

Транспорт
Наземный Водный Воздушный Подземный
1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

1.

2.

1.

II вариант

Транспорт
Пассажирский Грузовой Специальный
1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

3. Беседа о правилах поведения в транспорте

- Знаете ли вы, как надо себя вести в транспорте? Сейчас мы это проверим.

Учитель раздает детям карточки с ситуациями:

1-я ситуация: “Что ты скажешь или как поступишь, если ты вошел в автобус с мамой и увидел своего друга?”.

2-я ситуация: “Ты сидишь в автобусе. На остановке вошел пожилой мужчина”.

3-я ситуация: “Ты с бабушкой вошел в троллейбус. Свободное место было одно”.

4-я ситуация: “Ты с другом громко смеялся и разговаривал в автобусе. Один из пассажиров сделал тебе замечание”.

5-я ситуация: “Тебе надо выходить. А впереди тебя стоят люди. Как ты обратишься к пассажирам?”.

Ученик читает ситуацию, отвечает на вопрос, учащиеся класса коллективно обсуждают.

После обсуждения последней ситуации учитель напоминает об остальных правилах поведения в транспорте:

- Входить в автобус и в трамвай полагается через заднюю дверь, а выходить через переднюю; маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь;

- Без родителей маленьким детям нельзя ездить в транспорте;

- В автобусе и троллейбусе надо разговаривать тихо, чтобы не мешать другим;

- Нельзя стоять у дверей, что мешает входу и выходу пассажиров. Это особенно важно потому что в городском транспорте двери открываются автоматически;

- Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна;

- Принято уступать место пожилым людям.

4. Работа над новым материалом

Дети рассматривают иллюстрации, принесенные учителем на урок, называют то, что изображено на картинках. Учитель делает обобщение:

- Музей - театр, цирк, выставочный зал, библиотека, концертный зал - это учреждение культуры

- Школа, лицей, гимназия, институт, университет - это образовательные учреждения

- Давайте в учебнике прочитаем рассказ об учительнице Сережи (с.123).

- Чтобы стать учительницей, где училась Татьяна Ивановна? (В школе, институте)

- А чтобы стать рабочим-столяром или плотником, надо ли учиться? (В школе, училище)

5. Физкультминутка

- А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

6. Учиться, учиться и учиться - лекция учителя

Да, оказывается, всему в жизни надо учиться. Сначала всем - в школе. Каждому мальчику, каждой девочке нашей страны приготовлено место за школьной партой.

Все ребята у нас имеют право учиться. Более того: учиться они обязаны.

Ведь если не учиться - вот что может получиться: взялся бы неуч дом строить - стена бы завалилась; пошел бы в моряки - корабль бы на мель посадил; решил бы стать портным – людей бы насмешил: рукав - на спине, воротник - на животе.

И чтобы ты ни мечтал делать в жизни: варить сталь или лечить людей, водить комбайн по золотому полю или самолеты в голубом небе, строить машины на заводе или новые города в тайге, перво-наперво тебе нужно учиться. Школа - начало пути к любой профессии.

Школьные науки даются нелегко. Иной раз вовсе не хочется готовить уроки - лучше бы погулять, поиграть, посмотреть телевизор. Вот школа и учит ребят делать не то, что сию минуту хочется, а то, что надо: учить упорству, настойчивости, учит учиться.

В школе 11 классов. Это как бы первые 11 ступеней бесконечной лесенки знаний. Чем выше поднимаешься по ней, тем дальше видно вокруг. Но последний класс школы - вовсе не последняя ступенька знаний. Много ребят идут в училища, техникумы, где вместе со знаниями приобретают профессию рабочего. Но и у рабочих есть свои ступеньки - разряды. Чем больше умеет рабочий, тем выше его разряд: сначала был 1-й, потом 2-й, затем 3-й, 4-й, 5-й и, наконец, самый высокий- 6-й разряд. Будет рабочий совершенствоваться дальше - станет мастером и, значит, поднимется еще на одну ступеньку выше.

Ну а тот, кто стал врачом, инженером, агрономом, он что же, перестал учиться? Нет, конечно же, нет! Врач- хирург не смог бы сделать новую, вчера еще казавшуюся невозможной операцию, не разобрался бы в новейшей аппаратуре. Агроном не знал бы о свойствах новых удобрений и способов выращивания новых сортов растений. А учитель! Он, хоть и учит других, но и сам обязательно должен все время учиться. Иначе безнадежно отстанет от жизни. Учатся даже самые знающие люди на свете - профессора, академики, известные на весь мир ученые. Словом, учатся все от мала до велика, все время пополняя свои знания.

Вот почему 1 сентября - не только школьный праздник, а праздник всего нашего народа, людей всех возрастов и профессий. И называется он Днем знаний. День знаний бывает только раз в году, а добываются все эти знания каждый день, из года в год, всю жизнь.

7. Знакомство с различными профессиями

- Какие профессии вы знаете? (Ответы детей)

- Какие профессии у ваших родителей?

- Давайте вспомним части экономики и назовем профессии, с ними связанные.

Учитель называет отрасль экономики, а ученики - профессии, которые с ней связаны:

- Промышленность. (Сталевар, металлург, ткачиха, кузнец, прокатчик.)

- Сельское хозяйство. (Доярка, агроном, телятница, зоотехник, пчеловод, полевод.)

- Транспорт. (Водитель, шофер, кассир, контролер.)

- Торговля. (Продавец, кассир.)

Можно сыграть в игру “ Доскажи словечко”. Учитель читает начало предложения, а ученики должны закончить:

Трактор водит … (тракторист).

Электричку - … (машинист).

Стену выкрасил … (маляр).

Доску выстругал … (столяр).

В доме свет провел … ( монтер).

В шахте трудится … (шахтер).

В жаркой кузнеце - … (кузнец).

Кто все знает - молодец!

8. Работа по учебнику (с.126-127).

- Рассмотрите иллюстрации. Составьте рассказ “Кем бы тебе хотелось быть?”. В своем рассказе ответьте на вопрос: “Что я знаю об этой профессии?”.

Заслушиваются несколько рассказов детей.

- Можно ли назвать самую главную профессию? (Нет, потому что любая профессия важна)

9. Закрепление изученного. Итог урока

С целью закрепления изученного можно выполнить в тетради “Проверим себя” задания 1, 2 (с. 22-23), задания 1, 2 (с. 24).

Домашнее задание.

1. Прочитать в учебнике рассказ “Кто сделал хлеб?” (с.128-129).

2. Выяснить у родителей их профессию, и где они учились.