Цели урока.
Оборудование: иллюстрации музеев, театров, библиотеки, выставочного зала, школы, института, училища.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Работа выполняется по вариантам. Учениками выдаются карточки с таблицами, которые необходимо заполнить примерами.
I вариант
Транспорт | |||
Наземный | Водный | Воздушный | Подземный |
1. 2. 3. 4. |
1. 2. 3. |
1. 2. |
1. |
II вариант
Транспорт | ||
Пассажирский | Грузовой | Специальный |
1. 2. 3. 4. 5. |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
3. Беседа о правилах поведения в транспорте
- Знаете ли вы, как надо себя вести в транспорте? Сейчас мы это проверим.
Учитель раздает детям карточки с ситуациями:
1-я ситуация: “Что ты скажешь или как поступишь, если ты вошел в автобус с мамой и увидел своего друга?”.
2-я ситуация: “Ты сидишь в автобусе. На остановке вошел пожилой мужчина”.
3-я ситуация: “Ты с бабушкой вошел в троллейбус. Свободное место было одно”.
4-я ситуация: “Ты с другом громко смеялся и разговаривал в автобусе. Один из пассажиров сделал тебе замечание”.
5-я ситуация: “Тебе надо выходить. А впереди тебя стоят люди. Как ты обратишься к пассажирам?”.
Ученик читает ситуацию, отвечает на вопрос, учащиеся класса коллективно обсуждают.
После обсуждения последней ситуации учитель напоминает об остальных правилах поведения в транспорте:
- Входить в автобус и в трамвай полагается через заднюю дверь, а выходить через переднюю; маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь;
- Без родителей маленьким детям нельзя ездить в транспорте;
- В автобусе и троллейбусе надо разговаривать тихо, чтобы не мешать другим;
- Нельзя стоять у дверей, что мешает входу и выходу пассажиров. Это особенно важно потому что в городском транспорте двери открываются автоматически;
- Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна;
- Принято уступать место пожилым людям.
4. Работа над новым материалом
Дети рассматривают иллюстрации, принесенные учителем на урок, называют то, что изображено на картинках. Учитель делает обобщение:
- Музей - театр, цирк, выставочный зал, библиотека, концертный зал - это учреждение культуры
- Школа, лицей, гимназия, институт, университет - это образовательные учреждения
- Давайте в учебнике прочитаем рассказ об учительнице Сережи (с.123).
- Чтобы стать учительницей, где училась Татьяна Ивановна? (В школе, институте)
- А чтобы стать рабочим-столяром или плотником, надо ли учиться? (В школе, училище)
5. Физкультминутка
- А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
6. Учиться, учиться и учиться - лекция учителя
Да, оказывается, всему в жизни надо учиться. Сначала всем - в школе. Каждому мальчику, каждой девочке нашей страны приготовлено место за школьной партой.
Все ребята у нас имеют право учиться. Более того: учиться они обязаны.
Ведь если не учиться - вот что может получиться: взялся бы неуч дом строить - стена бы завалилась; пошел бы в моряки - корабль бы на мель посадил; решил бы стать портным – людей бы насмешил: рукав - на спине, воротник - на животе.
И чтобы ты ни мечтал делать в жизни: варить сталь или лечить людей, водить комбайн по золотому полю или самолеты в голубом небе, строить машины на заводе или новые города в тайге, перво-наперво тебе нужно учиться. Школа - начало пути к любой профессии.
Школьные науки даются нелегко. Иной раз вовсе не хочется готовить уроки - лучше бы погулять, поиграть, посмотреть телевизор. Вот школа и учит ребят делать не то, что сию минуту хочется, а то, что надо: учить упорству, настойчивости, учит учиться.
В школе 11 классов. Это как бы первые 11 ступеней бесконечной лесенки знаний. Чем выше поднимаешься по ней, тем дальше видно вокруг. Но последний класс школы - вовсе не последняя ступенька знаний. Много ребят идут в училища, техникумы, где вместе со знаниями приобретают профессию рабочего. Но и у рабочих есть свои ступеньки - разряды. Чем больше умеет рабочий, тем выше его разряд: сначала был 1-й, потом 2-й, затем 3-й, 4-й, 5-й и, наконец, самый высокий- 6-й разряд. Будет рабочий совершенствоваться дальше - станет мастером и, значит, поднимется еще на одну ступеньку выше.
Ну а тот, кто стал врачом, инженером, агрономом, он что же, перестал учиться? Нет, конечно же, нет! Врач- хирург не смог бы сделать новую, вчера еще казавшуюся невозможной операцию, не разобрался бы в новейшей аппаратуре. Агроном не знал бы о свойствах новых удобрений и способов выращивания новых сортов растений. А учитель! Он, хоть и учит других, но и сам обязательно должен все время учиться. Иначе безнадежно отстанет от жизни. Учатся даже самые знающие люди на свете - профессора, академики, известные на весь мир ученые. Словом, учатся все от мала до велика, все время пополняя свои знания.
Вот почему 1 сентября - не только школьный праздник, а праздник всего нашего народа, людей всех возрастов и профессий. И называется он Днем знаний. День знаний бывает только раз в году, а добываются все эти знания каждый день, из года в год, всю жизнь.
7. Знакомство с различными профессиями
- Какие профессии вы знаете? (Ответы детей)
- Какие профессии у ваших родителей?
- Давайте вспомним части экономики и назовем профессии, с ними связанные.
Учитель называет отрасль экономики, а ученики - профессии, которые с ней связаны:
- Промышленность. (Сталевар, металлург, ткачиха, кузнец, прокатчик.)
- Сельское хозяйство. (Доярка, агроном, телятница, зоотехник, пчеловод, полевод.)
- Транспорт. (Водитель, шофер, кассир, контролер.)
- Торговля. (Продавец, кассир.)
Можно сыграть в игру “ Доскажи словечко”. Учитель читает начало предложения, а ученики должны закончить:
Трактор водит … (тракторист).
Электричку - … (машинист).
Стену выкрасил … (маляр).
Доску выстругал … (столяр).
В доме свет провел … ( монтер).
В шахте трудится … (шахтер).
В жаркой кузнеце - … (кузнец).
Кто все знает - молодец!
8. Работа по учебнику (с.126-127).
- Рассмотрите иллюстрации. Составьте рассказ “Кем бы тебе хотелось быть?”. В своем рассказе ответьте на вопрос: “Что я знаю об этой профессии?”.
Заслушиваются несколько рассказов детей.
- Можно ли назвать самую главную профессию? (Нет, потому что любая профессия важна)
9. Закрепление изученного. Итог урока
С целью закрепления изученного можно выполнить в тетради “Проверим себя” задания 1, 2 (с. 22-23), задания 1, 2 (с. 24).
Домашнее задание.
1. Прочитать в учебнике рассказ “Кто сделал хлеб?” (с.128-129).
2. Выяснить у родителей их профессию, и где они учились.