Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи, "Мишины игрушки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: обучение детей описательным рассказам (игрушки) по схеме (технология Т.Н.Ткаченко).

Задачи.

Образовательные:

  • закрепить с детьми понятия: дикие животные, домашние животные;
  • упражнять в образовании притяжательных и относительных прилагательных;
  • познакомить с кратким описанием предмета;
  • дать детям представление о диалогическом взаимодействии со взрослым;

Развивающие:

  • развивать интерес детей к активному участию в играх, в беседах;
  • развивать воображение;
  • развивать общее внимание и понимание речи;
  • развивать словесно-логическое мышление;
  • развивать самостоятельность, инициативу детей при выполнении некоторых заданий;
  • развивать выразительность речи.

Воспитательные:

  • формировать положительные взаимоотношения между детьми, умение работать в команде, помогать друг другу;
  • стремиться к совершенствованию взаимоотношений детей к совместной с педагогом деятельности.

Методы и приемы:

  • показ способа действия в сочетании с объяснением;
  • инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
  • пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
  • вопросы к детям.
  • включение сюрпризных моментов, игровых упражнений;
  • организация работы с дидактическим и наглядным материалами;
  • выполнение нетрадиционных заданий;
  • решение проблемных ситуаций.

Материалы и оборудование.

Дидактический материал: “Лесные ягоды”, “Дикие животные”, “Домашние животные”; предметы и игрушки из различных материалов (металлические, стеклянные, деревянные, пластмассовые, бумажные, тканевые) по количеству детей; игрушка – медведь, имитация лесной поляны, звёздочки светлячки.

Предварительная работа.

  • Рассматривание дидактического материала и беседы на темы: “Ягоды в нашем лесу”, “Домашние и дикие животные”.
  • Экскурсия по группе: “Игрушки нашей группы”. Из чего они сделаны и для чего?

Ход занятия

Организационный момент. Педагог вместе с детьми входит в группу и обращает внимание детей на гостей. Дети здороваются с гостями и по указанию педагога поворачиваются к нему, чтобы выслушать его.

- Ребята, сегодня вы должны очень внимательно слушать меня, понять, о чем я буду спрашивать вас, какие давать задания, и постараться правильно все выполнять.

- Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? А кто из вас знает, как называются осенние месяцы? (Ответы)

Предлагаю вместе, хором рассказать короткую считалку, помогая себе жестами.

“Я знаю три осенних месяца:

Сентябрь – раз, (выбрасывать правую руку вперед и называем большим пальцем)

Октябрь – два, (показать “ушки”)

Ноябрь – три. (показывать “вилочку”).

- А какое сейчас время суток (ответы). Давайте расскажем потешку:

Ночь прошла,

Темноту увела,(машем руками от себя к окошку).

Замолчал сверчок, (шепотом, прикладывая пальчик к губам).

Запел петушок, (громко, размахивая руками как крыльями).

Полежали немножко, (наклонить голову и пожить под голову ладошки).

Распахнули окошко: (поворачиваемся к окошку и имитируем распахнутое окно).

- Здравствуй, солнышко – колоколнышко! (Машем руками над головой).

- Если на улице солнышко, то погода какая? (Солнечная).

Имитирую рычание медведя. Дети затихают, прислушиваются. (Приглашаю присесть на полянку, где уже сидит медведь.)

- Ребята, кто нас пугает? (Ответы) Да это же хозяин леса, потревожили мы его. Осень на дворе, все звери готовятся к зиме, вот и медведь готовится к спячке, а мы шумим. Но, посмотрите, он не сердится на нас, а даже очень рад встречи с нами. Давайте внимательно посмотрим на мишку, скажите какой он? (Косолапый, бурый, сильный, большой, лохматый, неуклюжий …)

- А у медведя ухо чьё? (медвежье), лапа чья? (медвежья), хвост чей? (Медвежий)

- Ребята, медведь приглашает нас к нему в дом, но для этого нужен входной билет. А этим билетом будет ласковое имя вашего соседа. (Дети ласково называют друг друга)

- У хозяина дома большой запас лесных даров. Посмотрите, это ягоды (Выставляю картинки с изображением ягод на наборное полотно, называю их, дети повторяют) Да, ягод много, но косолапый не знает, что можно приготовить из них. Давайте мишке поможем. (Детям дается задание: образовать относительные прилагательные от существительных: из клюквы морс – клюквенный, из брусники варенье – брусничное, из голубики варенье – голубичное, из рябины компот – рябиновый), а вот ещё и грибы, что же мы из них приготовим? (Суп из грибов - грибной, икра – грибная, а если их пожарить, то грибы будут жареными)

Объясняю, чтобы правильно произнести конец слова, нужно помочь себе жестами. Положить ладошку правой руки тыльной стороной на левое плечо. Проговаривая слово, ведем ладошкой слева направо, утрированно выделяя окончание в слове – ой (щелчок), - ое (поднимаем ладошку вверх).

- Вкусно угостил нас Миша, скажем ему – спасибо. Мы с вами прилежные гости, знаем, что после угощения сразу уходить не принято, да и хозяина обижать не будем, давайте поиграем? Посмотрите сколько игрушек у Миши, но он не знает, как с этими игрушками играть, ведь они для детей.

(Обращаю внимание детей на игрушки, стоящие на столе, и предлагаю рассказать медведю, о каждом предмете по плану: Что это? Из чего сделано? Какое? Что с ним можно делать?) Это кукла. Она резиновая. Очень красивая. Куклу можно катать на коляске, укладывать спать в кроватку и т.д.

- С игрушками поиграли, а сейчас выходите, покажите Мише какие вы взрослые, умные ребята.

Физминутки:

А) Потягунушки, порастунушки, (Поднимаем руки вверх и подтягиваемся на носочках).
Поперек – толстунушки, (Руками проводим вдоль тела и разводим их в стороны).
А в ручки хватунушки, (Постепенно обе руки перед собой сжимаем и разжимаем).
А в ножки ходунушки, (Маршируем)
А в роток – говорок, (Показываем пальчиками в область рта).
А в головку разумок. (Прикладываем руки к голове).

- Ребята, у каждого есть семья. Предлагаю вам рассказать о своей семье Мише.

Б) Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – наш малыш.
А зовут его – “Крепыш”.

(Дети по очереди загибают пальчики: на правой, а затем на левой руке.)

- Ребята, а у Миши то же есть семья. Кто из вас, нас с ней познакомит? (Папа – медведь, мама – медведица, детёныш – медвежонок. Это медвежья семья)

- Молодцы! Миша доволен, что про него вы всё знаете.

- Ребята, вы слышите стук в двери? В гости к медведю еще кто-то пожаловал. Посмотрите, да это же животные. (Картинки с животными лежат у детей на столе) Внимательно рассмотрите животных, мне кажется, что кто-то из них заплутал, и ушёл далеко от дома.

- Медведь дикое или домашнее животное? (Ответы), значит, и гости Миши должны быть - дикими животными. (Предлагаю детям, у которых на картинках дикие животные – выставить их на наборное полотно. Затем выставляются картинки с домашними животными. Проверяются и исправляются ошибки).

- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, скажем Мише до свидания.

- Но, что это? Миша дарит вам звёздочки – светлячки за то, что многому его научили, были хорошими, весёлыми друзьями.