Детство – маленькая удивительная страна. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и интересное может оказаться веселым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно всего лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса. Известные педагоги, не раз писали, что способности даны каждому человеку с рождения. Однако, будут ли они развиваться или наоборот угасать, зависит от того, как растить ребенка. Боязнь жизненных осложнений порой заставляет родителя ограждать малыша и лишать его самостоятельности. В результате к тому моменту, когда ребенок, наконец, становится взрослым, океан способностей, данный ему изначально, превращается в маленькую лужицу. Развитие ребенка можно сравнить с построением треугольника, основание которого – начало жизни. Именно в детстве человек обладает наибольшей восприимчивостью, которая и определяет его способности. Чем он старше, тем менее открытым и восприимчивым становится. Треугольник сужается, и его вершина – это уже не что иное, как характер взрослого человека, который приобрел абсолютную законченность, утратив при этом восприимчивость и гибкость. Чтобы этого не случилось, необходимо постоянно поддерживать и развивать внутреннюю свободу ребенка. С целью удовлетворения потребности ребенка в движении, формирования, развития двигательных навыков и физических качеств, осознанного выполнения упражнений, воспитания интереса к физическим упражнениям, укрепления здоровья ребенка мною разработана программа по физическому развитию детей дошкольного возраста «Здоровенок». Рецензирована Н.Н. Ставриновой, доктором педагогических наук, доцента, заведующей лабораторией региональных исследований и О.Г. Чугайновой, преподавателем кафедры: «Теоретические основы дошкольного и начального образования» Сургутского Государственного педагогического университета; А.А. Вершининой, кандидатом педагогических наук, директором МОУ СОШ №8 г. Сургута. В программе определены задачи физкультурно-оздоровительной работы, принципы построения программы, поэтапное формирование двигательного навыка, схемы двигательного режима, перспективное планирование по работе с педагогами и родителями, содержание программы, преемственность между садом и щколой. Дополнительность программы заключается в создании благоприятных условий для воспитания, развития физических качеств и двигательных навыков в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование представлений о здоровом образе жизни, о здоровье и средствах его укрепления.
Совершенствование движений происходит на занятиях по физической культуре, в повседневной деятельности, в ходе выполнения упражнений в основных движениях, подвижных и спортивных играх. Преимущество физических упражнений заключается в том, что, во-первых, происходит комплексное решение воспитательных и образовательных задач; во-вторых, действуя с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению лучших результатов в условиях соревнований, дети быстрее совершенствуются физически; в-третьих, проявление самостоятельности и инициативы в коллективе сверстников способствует активному применению детьми приобретенных ранее двигательных умений и навыков.
Программа ориентирует на создание в детском саду обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены, осознанию у детей ценностей здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью, с элементарными правилами безопасного поведения.
Программа предусматривает расширение индивидуального двигательного опыта ребенка, последовательное обучение движениям и двигательным действиям: правильной, ритмичной, лёгкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с предметами. Также расширение двигательного статуса детей происходит за счет подборки упражнений и подвижных игр с использованием национальных видов спорта, традиций коренных народов ханты и манси. Ежегодно осенний день здоровья дети старших и подготовительных групп проводят в Историко-Культурном Центре «Старый Сургут», участвуя в состязаниях программы «Мир Севера». Дети посещают Дом коренных народов Севера и закрепляют свои знания о быте, жизни деятельности (охота, рыболовство, оленеводство, собирательство дикоросов) обских угров.
На занятиях создаются условия для спортивного задора и успешного выступления на соревнованиях. Улучшаются физические качества детей, воспитывается в них стремление стать сильными, выносливыми, ловкими и быстрыми. Программа «Здоровенок» имеет свою отличительную особенность:
- обучение и закрепление основных видов движений во всех частях занятий: в разминке, в комплексах общеразвивающих упражнений, в основных видах движений, в игровых упражнениях - «Весёлый тренинг», в подвижных играх, в ходе ежемесячных физкультурных развлечениях;
- включение в структуру занятия точечного массажа, дыхательной гимнастики, элементов игровых упражнений;
- регулярное закрепление и систематизация упражнений в игре «Полоса препятствий».
К концу учебного года ребенок должен иметь определенный уровень физической подготовки.
Проблема в том, какой ценой это будет достигнуто и какими средствами?
Важным и существенным аспектом является поэтапный подход к обучению двигательным навыкам, соответствующим возрасту и физическому развитию ребенка. В этой связи физкультурные занятия – самая эффективная школа обучения движениям. Поэтому в моей программе основное внимание уделяю организации работы именно на занятиях.
Обеспечение двигательной плотности на занятиях физкультуры:
- специальный подбор упражнений;
- повтор упражнений, дозировка;
- повышение темпа;
- использование подвижных и спортивных игр, бега;
- использование физкультурных пособий;
- организация детей на занятиях;
- проведение занятий и игр на воздухе;
- музыкальное сопровождение занятий.
Программой предусмотрено поэтапное формирование двигательного навыка
1 этап – знакомство с движением при помощи подводящих упражнений..
2 этап – коррекционная работа с использованием корригирующей и дыхательной гимнастики.
3 этап – переход от умения к появлению навыка (занятия на свободное творчество).
4 этап – переход от обучения и усвоения к совершенствованию.
5 этап – занятия по типу круговой тренировки.
6 этап – включение изученного движения в эстафеты, спортивные игры, игры по интересам.
7 этап – контрольная диагностика.
Первый этап – один из самых важных, поскольку то, как впервые ребенок воспримет движение, повлечет за собой дальнейшее желание или нежелание его совершенствовать.
На втором этапе решаются вопросы исправления возникших ошибок в освоении движения. Использование корригирующей и дыхательной гимнастики помогает почувствовать правильное положение своего тела.
Третий этап позволяет закрепить навык выполнения движения в нестандартной ситуации и требует творческого подхода к решению поставленной задачи.
Четвертый этап применяется с целью своеобразной двигательной разрядки. На этом этапе предполагается достижение наибольшей двигательной раскрепощенности и высокой творческой активности.
Пятый этап – это сочетание разных по сложности двигательных действий, изученных ранее и освоенных на предыдущих этапах, что позволяет развивать не только физические качества, но и двигательную память.
На шестом этапе дети могут почувствовать себя настоящими спортсменами. Этот этап несет еще и познавательную нагрузку, так как дети знакомятся с историей развития нашего спорта и историей Олимпийского движения.
Седьмой этап – заключительный. На этом этапе учитывается не только конечный результат, но и такие качества, как двигательные действия, ритмичность, пластичность, импульсивность, точность, живость, возбудимость.
В ходе реализации программы уделяю особое внимание обеспечению потребности ребенка в движении и оптимизации двигательного режима.
Двигательная активность детей дошкольного возраста зависит от:
- физической подготовленности;
- состояния здоровья;
- индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности;
- уровня организации двигательного режима;
- постановки физического воспитания в условиях детского сада.
Многолетний опыт работы с детьми показыает, что дети даже одного возраста существенно отличаются по степени двигательной активности, уровню развития двигательных умений и навыков, двигательным предпочтениям. Учет природных задатков и склонностей детей к тем или иным видам двигательной деятельности позволяет обеспечить ребенку ситуацию успеха, положительную мотивацию, сформировать устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями. Этому во многом способствуют проводимые в занимательной форме разминки, игровые упражнения, упражнения на дыхание, веселый тренинг, подвижные игры, общеразвивающие упражнения, основные виды движений, которые не только обеспечивают легкость запоминания, усвоения, но и позволяют сформировать интерес к физическим упражнениям и занятиям спортом.
Привлечь детей к занятиям физической культурой и спортом, развить интерес к данному виду деятельности и, как следствие, воспитать физически полноценное, здоровое подрастающие поколение – первоочередная задача родителей и педагогов.
Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:
- охрана и укрепление здоровья детей
- формирование жизненно важно – необходимых двигательных навыков в соответствии с индивидуальными способностями
- создание условий для реализации двигательной активности
- воспитание потребностей в здоровом образе жизни детей и родителей
- обеспечение физического и психического благополучия.
Для определения уровня физического развития ребенка, я веду индивидуальную карту физической подготовленности, в которой отмечаю результаты проведенной диагностики на начало и конец учебного года, фиксирую результаты промежуточной диагностики. По каждой проведенной диагностике результаты заносятся в сводную таблицу результатов, что позволяет видеть достижения воспитанников, помогает сравнить средние показатели между группами детей, определить уровень развития группы в целом.
По итогам диагностики провожу награждение детей Показатели диагностики будут высокими, если учитывать:
- максимальное использование имеющихся возможностей ребенка,
- формирование адекватного отношения ребенка к себе,
- умение использовать возможности своего организма, полностью раскрывающие свои способности,
- развитие его волевых качеств,
- стремление к успеху и победе,
- создание положительного эмоционального фона на протяжении всего занятия,
- использование факторов, вызывающих радость у детей при занятиях физическими упражнениями,
- повышение двигательной активности детей за счет новых упражнений,
- индивидуальный подход к детям во время занятий,
- проведение диагностики (начальной, средней, конечной),
- изучить результаты диагностики, проанализировать, составить план по решению диагностических задач.
Регулярно повышению интерес к занятиям, используя разнообразные упражнения с предметами, позволяющие лучшее владение ими; способствующих развитию состязательности и закреплению основных движений, повышающих двигательную активность. Результатами моей работы являются: снижение количества детей, имеющих низкий уровень физического развития и увеличение количества детей, имеющих высокий уровень. И конечно поощряю за старательность тех, которым тяжело дается выполнение тех или иных упражнений.
Учитывая и выполняя годовую задачу детского сада, как приоритетного направления воспитательной работы с детьми, были проведены следующие исследования:
- определено количество детей, имеющих 1, 2 и 3 группы здоровья детей за период с 2006—2011 учебный год;
- отслежены диагнозы заболеваний, часто встречающиеся у детей дошкольного возраста за период с 2006—2011 учебный год;
- выведены средние показатели диагностических исследований в старших и подготовительных группах МДОУ за период с 2006—2009 учебного года;
- проведен анализ количества детей, посещающих физкультурные занятия.
Успешное решение задач возможно при наличии условий комплексного использования всех средств физического воспитания детского сада, социальных партнеров и семьи. Стараясь вовлечь как можно больше детей к занятиям спортом, налажена взаимосвязь между инструктором по физической культуре – воспитателями – педагогами дополнительного образования.
Программой предусмотрено расширение двигательного статуса детей и взаимодействие с социальными партнерами – учреждениями дополнительного образования:
- СДЮСШОР № 1 – занятия в шашечной секции – развитие интеллектуальных способностей ребенка;
- МОУ ДОД «Дельфин» – занятия детей подготовительных групп в плавательном бассейне, самостоятельное посещение родителями и детьми спортивных и лечебных групп;
- Городская федерация УШУ – занятия в спортивной секции на базе МДОУ;
- Городская федерация греко-римской борьбы ДСШ № 3 – занятия в спортивной секции на базе МДОУ;
- ДСШ № 3 секция художественной гимнастики - занятия в спортивной секции на базе МДОУ;
- МОУ СОШ № 8 – организованные посещения и участия в спортивных праздниках с первоклассниками;
- МОУ гимназия № 4 – посещение организованных экскурсий в физкультурные залы гимназии (в гимназии существует три спортивных зала), проведении на базе школы межгрупповых соревнований «Губернаторские состязания»;
- ЦСПСиД «Зазеркалье» - организованные городские спортивные соревнования «Папа, мама, Я - спортивная семья» для полных и многодетных семей, а также участие в городских экологических слетах для неполных и многодетных семей.
Главное условие в работе с родителями и семьей строить процесс воспитания физически здорового и успешного ребенка на доверии друг другу, обоюдного интереса, заинтересованности за ростом достижений, умении со стороны инструктора по физической культуре научить дошкольника выполнять дома ежедневные физические упражнения, самостоятельно выполняя их, получать радость от занятий спортом. Во время подсказать родителю, какую спортивную или оздоровительную секцию, можно выбрать для ребенка в зависимости от состояния здоровья: хоккей, аэробику, плавание, гимнастику или шашки, шахматы. Для успешного развития детей мною разработаны формы взаимодействия между родителями и детьми:
- Разработка форм взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями воспитанников дома и в детском саду.
- Разработка комплекса мероприятий, направленных на активную помощь родителей в физическом развитии детей.
- Комплекс мероприятий, рекомендуемых родителям для домашних занятий с ребенком.
- Разработка комплекса оздоровительных мероприятий, применяемых в домашних условиях для родителей часто болеющих детей. Обучение родителей применению здоровьесберегающих технологий дома.
- Реализация системы социального партнерства.
И для тесного сотрудничества между ребенком и родителями, для оказания помощи в их семейных занятиях я разработала ряд папок, отвечающих каждой возрастной группы:
- Растем крепкими и здоровыми (средняя, старшая, подготовительная).
- Оздоровительная гимнастика дошкольникам для занятий дома (средняя, старшая, подготовительная).
- Дыхательная гимнастика, противопростудные массажи для часто болеющих детей для занятий дома.
- Занятия детей в спортивной и оздоровительной секциях (5-7 лет).
- Спорт для всей семьи (подготовительная группа).
- Радость движений – плавание (подготовительная группа).
- Школа здорового ребенка (средняя, старшая, подготовительная).
- В здоровом теле – здоровый дух.
К программе разработан проект «Заботливые мамы и папы» на период с 2010 по 2013 учебный год. Девиз проекта «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему» С.Брант.
Цель проекта: разработать систему работы с родителями по физическому развитию детей.
Задачи проекта:
- Собрать информацию по выявлению интересов, потребностей, запросов родителей, уровень их педагогической грамотности по физическому развитию детей;
- Информировать родителей о работе педагогов по укреплению здоровья детей, применению здоровьесберегающих технологий в группах, на физкультурных занятиях;
- Способствовать активному отдыху родителей и детей, которые ведут к укреплению психофизического здоровья детей, формируют желание родителей активно участвовать в спортивных мероприятиях МДОУ;
- Создать условия для заинтересованности родителей в физическом развитии ребенка, его индивидуальности, о возможности раскрыть спортивные способности;
- Снабдить родителей количеством знаний по улучшению здоровья детей, сформировать у детей и родителей серьезное отношение к физическим упражнениям.
Родителям нравится выстроенная система работы по оздоровлению детей в дошкольном учреждении.
Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка постоянно изменяющимся условиям.
В 2008 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование», представляя педагогическому сообществу программу «Здоровенок» стала победителем в номинации «Конкурс работников дошкольного образования города Сургута». Программа участвовала во Всероссийском конкурсе инновационных идей и опыта обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста «Росточек: мир спасут дети» диплом лауреата, в Всероссийском Конкурсе педагогов дошкольного образования «Я – педагог», номинация «Инновации педагогов в развитии базовых способностей детей», диплом лауреата.
Литература к программе:
1. | Программа воспитания и обучения в детском саду | М.А. Васильева В.В. Гербова Т.С. Комарова |
2005 год | Москва Мозаика-Синтез |
2. | Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» | В.И. Логинова Т.И. Бабаева Н.А. Ноткина |
2001 год | Санкт-Петербург «Детство-пресс» |
3. | Занимательная физкультура для дошкольников | К.К. Утробина | 2003 год | Москва Издательство ГНОМ и Д |
4. | Развивающая педагогика оздоровления | В.Т.Кудрявцев Б.Б. Егоров |
2000 год | Москва Линка-пресс |
5. | Зеленый огонек здоровья | М.Ю. Картушина | 2005 год | Москва Творческий центр |
6. | Физкультурно-оздоровительные занятия | Е.Н. Вареник | 2006 год | Москва Творческий центр |
7. | Школа здорового человека | Г.И. Кулик Н.Н.Сергиенко |
2006 год | Москва Творческий центр |
8. | Растем здоровыми | В.А. Доскин Л.Г. Голубева |
2003 год | Москва «Просвещение» |
9. | Система физического воспитания в ДОУ | О.М. Литвинова | 2007 год | Волгоград |
10. | Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном учреждении | В.Г. Алямовская | 2005 год | Москва Педагогический университет |
11. | Здоровье и физическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Вариативные формы дошкольного образования | Г.В. Глушкова Л.Г. Голубева И.А. Прилепина |
2002 год | Москва |
12. | Оздоровительная работа | В.И. Орел С.Н. Агаджанова |
2006 год | Санкт-Петербург «Детство-пресс» |
13. | Программа для родителей и воспитания по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет | Т.Н.Доронова | 2005 год | Москва «Просвещение» |
14. | Быть здоровыми хотим | М.Ю. Картушина | 2004 год | Москва Творческий центр |
15. | Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ | О.Н. Моргунова | 2005 год | Воронеж |
16. | Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет | М.А. Рунова | 2006 год | Москва «Просвещение» |
17. | Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-7 лет | М.Ю. Картушина | 2004 год | Москва Творческий центр |
18. | Оздоровительная работа в ДОУ | Е.Ю. Александрова | 2006 год | Волгоград |
19. | Плоскостопие у детей 6-7 лет | В.С. Лосева | 2004 год | Москва Творческий центр |
20. | Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста | С. Шарманова А. Федоров Е. Черепов |
2001 год | Челябинск |