Развитие профильного обучения – веление времени. Содержание образования строится на основе удовлетворения индивидуальных запросов, интересов учащихся, поэтому необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России.
В нашей школе, МБОУ “ОСОШ №1”, вопросами профильного обучения начали заниматься еще в 2001 году. В рамках эксперимента впервые был создан математический класс, в котором на изучение математики было отведено больше часов, чем в обычном общеобразовательном классе. Затем был открыт класс с информационно-технологическим профилем. На профильном уровне изучали математику и информатику. Прекрасно понимая, что запросы учащихся гораздо шире двух школьных предметов, с 2009-2010 учебного года профильное обучение в школе организовано по индивидуальным учебным планам (ИУП).
Нормативно-правовой основой обучения по ИУП являются:
- Закон РФ “Об образовании”.
- Концепция профильного обучения.
- ФБУП для среднего (полного) общего образования.
- Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования и науки РФ от 20.04.2004 “Рекомендации по организации профильного обучения на основе ИУП”.
- Инструктивно-методическое письмо департамента образования и науки Архангельской области от 29.03.2006 г. “О работе по новому федеральному базисному учебному плану”.
Также для организации профильного обучения на основе ИУП в школе разработаны положения “О классах с профильным обучением”,
“Об организации профильного обучения на основе ИУП обучающихся”.
Положение включает разделы:
- Общие положения (указаны документы, в соответствии с которыми разработано положение, механизмы составления и изменения ИУП обучающихся).
- Основные задачи (сформулированы задачи, стоящие перед школой при организации обучения по ИУП).
- Права (регламентированы права участников образовательного процесса).
- Ответственность (регламентирована ответственность участников образовательного процесса).
- Организация управления (определены формы управления классами, работающими по ИУП).
- Делопроизводство. (Расписание, ведение классных журналов).
На начало 2009-2010 учебного года было подано 48 заявлений от учащихся и создано 9 профильных групп по предметам: русский язык, математика, физика, английский язык, обществознание, история, биология, химия, информатика. Предметы по выбору: МХК, информатика и ИКТ.
В преддверии работы по ИУП проводилась предпрофильная работа по выявлению образовательных запросов учащихся:
- работа элективных курсов 9 класс;
- анкетирование учащихся, родителей;
- консультации с психологом школы, с педагогами;
- ежегодно проводится круглый стол с учащимися 9-11 классов.
Ребят обучали составлять и корректировать ИУП.
Тем не менее к концу учебного года количество учащихся в некоторых группах поменялось.
Причины изменения индивидуальных учебных планов разные, но в основном учащиеся поменяли индивидуальные планы в связи с выбором другого учебного заведения.
ИУП имеет следующую структуру:
- Предметы федерального компонента государственного стандарта.
- Учебные предметы регионального компонента (экономика).
- Учебные предметы по выбору.
- Элективные учебные предметы.
Элективные учебные предметы представлены межпредметными курсами: “Экология”, “Правовая ответственность”, “Черчение и перспективы” и др., надпредметными курсами: “Формы предпринимательства” (11 учеников).
Цели курса: формировать экономическую, технологическую, правовую культуру для успешной деятельности в условиях рыночной экономики; воспитывать творческую, конкурентоспособную личность, обладающую такими качествами, как самостоятельность, предприимчивость, деловитость, ответственность, расчет риска при принятии решения, эффективные действия в условиях конкуренции.
В процессе преподавания этой дисциплины использовались различные формы и методы обучения: деловые игры, тесты, практикумы.
“Введение в психологию общения” (12 учеников). Курс вела психолог школы.
Цель: Сформировать у учащихся первичные навыки общения.
Задачи: Обеспечить школьника средствами самопознания, повысить представления о собственной значимости, укрепить чувства собственного достоинства, развить навыки и умения, необходимые для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе и других видах деятельности. Формировать коммуникативную компетентность учащихся.
Формы занятий: дискуссии, тесты, тренинги, творческие задания, индивидуальные занятия.
Главная задача каждого образовательного учреждения на современном этапе – это повышение качества образования.
Учебный предмет | 10 класс | 11 класс |
Математика | 74% | 59% |
Математика | 53% | 31% |
Физика | 15% | 46% |
Химия | 100% | 75% |
Биология | 86% | 89% |
Русский язык | 54% | 48% |
История | 100% | 100% |
Обществознание | 100% | 88% |
Информатика и ИКТ | 100% | 100% |
Учащиеся профильных групп участвовали в работе исследовательских конференций окружной, районной, областной. Были участниками, призерами, победителями олимпиад различного уровня.
Эксперимент по организации профильного обучения на основе ИУП обучающихся привел к следующим результатам:
- Создана внутришкольная модель профильного обучения на основе ИУП (разработана нормативно-правовая основа организации профильного обучения на основе ИУП, освоен порядок составления, утверждения, корректировка ИУП учащихся, определены меры по психолого-педагогическому сопровождению).
- Обучение на основе ИУП позволило более полно удовлетворить образовательные запросы учащихся, это отражается в ИУП, составленных учащимися.
- Повысился уровень профессионализма педагогов школы. (Учителя получили знания о внутришкольной модели профильного обучения на основе ИУП, овладели технологией составления программ элективных учебных предметов, рабочих учебных программ по профильным дисциплинам).
- Организовано тьюторское сопровождение учащихся, работающих на основе ИУП.
- Опыт организации профильного обучения на основе ИУП был представлен на областном конкурсе “Лучший директор школы” в номинации “Оценка качества образования”. Результат - лауреат конкурса.
- Результаты ЕГЭ также являются положительным итогом эксперимента.
Учебный предмет | Количество учащихся | Результаты ЕГЭ | |||
Группа | Сдававших ЕГЭ | максимальный | средний | минимальный | |
Информатика | 9 | 9 | 78 (2 ученика) | 61 | 47 |
Биология | 9 | 9 | 64 | 58 | 34 |
Русский | 27 | 27 | 87 | 65 | 46 |
Химия | 8 | 6 | 65 | 56 | 51 |
Физика | 11 | 10 | 65 | 56 | 43 |
Математика | 36 | 36 | 68 | 45 | 34 |
История | 6 | 6 | 71 | 53 | 35 |
Обществознание | 16 | 16 | 71 | 60 | 47 |
При организации профильного обучения на основе ИУП прогнозировались, а в ходе реализации эксперимента проявились негативные явления:
- Малая наполняемость групп (это потребовало дополнительных материальных ресурсов, с другой стороны, позволило более полно удовлетворить образовательные запросы учащихся).
- Изменение учащимися ИУП.
- Наличие “окон” в расписании (базовый и профильный уровень ведут разные учителя, кроме химии, информатики).
На педсовете школы подвели итоги работы по индивидуальным учебным планам (ИУП)
Предложение: продолжить обучение по ИУП, с учетом положительных и отрицательных моментов.
Данный материал может быть полезным заместителям директоров по УВР и тьюторам по профильному обучению.