В подростковом возрасте закладываются основы нравственного отношения к различным видам труда, происходит формирование системы личных ценностей, которые определяют отношения подростков к различным профессиям. Программа ориентирована на работу с подростками 15-16 лет. Программой предусмотрено систематическое проведение воспитательских занятий продолжительностью 40 минут еженедельно.
Цель: формирование представлений о профессиях, перспективах профессионального роста, правилах выбора профессии, а также умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Для достижения этой цели в работе возможна опора на полученные знания о профессиях и кругозор подростков. Этому способствует просмотр фильмов, экскурсии на различные предприятия, беседы, дискуссии, диспуты.
Задачи:
Сложность программы состоит в том, что приходиться работать в двух временных планах в настоящем времени реальные дети с их заботами и радостями) и будущем (дети как взрослые люди, граждане страны). Воспитательная работа оказывается по сути прогностичной, то есть ориентированной на то, чего еще нет.
Основные принципы работы:
Следование этим принципам определяют
особенности построения учебно-воспитательного
процесса:
Для эффективной реализации программы
необходимы следующие условия
Программа направлена на приобретение подростками опыта самореализации собственной жизнедеятельности, расширение познавательного, творческого и культурного потенциала подростков.
Деятельность подростка позволяет определить насколько правильно выбрал сферу своей будущей профессиональной деятельности
Реализация программы способствует: овладению универсальными компетентностями, способствующими успешной профориентации;
Для этого необходимо соблюдать:
- единство технологии работы по формированию у воспитанников универсальных компетентностей;
- разработку и функционирование системы освоения воспитанниками содержания программы профориентации на первом этапе ее реализации;
- разнообразие занятий, в рамках которых возможно формирование универсальных компетентностей воспитанников.
Планируемые результаты.
Готовность к профессиональному самоопределению, способность к самостоятельному и осознанному построению и дальнейшая постоянная корректировка самим подростком профессиональных и жизненных перспектив своего развития.
Календарно-тематическое планирование
№ | Мероприятие | Дата проведения | Ответственные |
1 | Труд в жизни человека. (Дискуссия) | ||
2 | Молодежь и рынок труда. (Дискуссия) | ||
3 | Зачем мне трудиться? (Диспут) | ||
4 | Трудовой кодекс РФ. (Беседа) | ||
5 | Ты и выбор профессии. (Диспут) | ||
6 | Все работы хороши. (Диспут) | ||
7 | Профессиональная ориентация - условие успешной социализации. (Занятие) | ||
8 | Профессия, которая мне нравится. (Диспут) | ||
9 | Роль знаний, умений и навыков в приобретении профессии. (Занятие) | ||
10 | Твой жизненный план. (Беседа) | ||
11 | Мир профессий. (Занятие) | ||
12 | Кем хочу быть и почему? (Мини-сочинение) | ||
13 | Человек и труд. (Беседа) | ||
14 | Потребительский труд. (Беседа) |