Интегрированный урок-дискуссия "физика + биология" по теме "Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки". 7-й класс

Разделы: Физика, Презентация к уроку

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (525 кБ)


Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, презентация с изображениями строения глаза, схем хода световых лучей в тонкой линзе, лабораторный набор L-микро «Волновая оптика», модели фотоаппаратов.

Материалы: «Живая физика» – ЭОР, раздаточный дидактический материал.

Цели:

  • Познавательные: изучить строение глаза человека, выяснить, почему человек видит, узнать, какие дефекты глаза бывают и как они устраняются.
  • Практические: применять знания о свойствах линз. Прививать умение исследовать наблюдаемые явления, применять их на  практике.
  • Воспитательные: учить заботиться о качестве собственного зрения.

Задачи: 

  • Развивающая:
    • развитие интеллектуальных умений (обобщение, сравнение, анализ);
    • развитие познавательного интереса к предметам;
    • развитие психических процессов (внимания, памяти); развитие речи;
  • Воспитательная:
    • сформировать потребность в знании через показ взаимосвязи между науками и жизнью;
    • развитие коммуникативных умений: слушать других; проверить и помочь (в парах); организовать свою деятельность (в ходе самостоятельной работы).

План урока.

I. Повторение. Проверка знаний.

II. Изучение нового материала.

  1. Что представляет собой глаз человека?
  2. Как человек видит?
  3. Дефекты зрения. Способы исправления зрения.
  4. Оптические приборы.
  5. Оптические иллюзии.

III. Самостоятельная работа на применение формул «оптическая сила линзы», «формула тонкой линзы». Проверка работ.

IV. Домашнее задание. Подготовить сообщение о работе микроскопа, телескопа, кодоскопа (по желанию). Решить задачи: А.В.Бунчук. Задачник . №№8.13, 8,14, 8,15 (задачи на «3»), 8.24, 8.23, 8.27 (задачи на «4»), 8.28-8.30 (задачи на «5»)

ХОД УРОКА

I. Повторение. Проверка знаний

(Слайд 1,2)

– Ребята, сегодня на уроке мы будем изучать строение глаз человека, выясним, почему мы видим, узнаем, какие бывают дефекты глаза, и как они устраняются.

(Слайд 3)

С целью повторения пройденного, а также проверки глубины усвоения знаний учащихся, в начале урока целесообразно провести фронтальный опрос по изученным темам:

  • Что такое линза? Каковы ее  свойства?
  • Какую линзу называют собирающей? Рассеивающей?
  • Что называется главной оптической осью линзы?
  • Какую точку называют фокусом линзы?
  • Что такое фокусное расстояние линзы?
  • Как по внешнему виду линз можно узнать, у какой из них короче фокусное расстояние?
  • Какая из двух линз, имеющих разные фокусные расстояния, дает большее увеличение?

II. Изучение нового материала

1) Глаз иногда по праву называют живым фотоаппаратом, так как оптическая система глаза, дающая изображение, сходна с объективом фотоаппарата. Что же представляет собой глаз человека? (Показ изображения глаза с диска «Живая физика». Запустить видео с рассказом о строении глаза). Глазное яблоко имеет диаметр примерно 25 мм. Роговица имеет форму сферической чашечки диаметром около 12 мм и толщиной 1 мм. Радиус кривизны ее в среднем 8 мм. Показатель преломления 1,38.
В центре радужной оболочки имеется отверстие – зрачок, размер которого при помощи мышечных волокон, управляемых из центральной нервной системы, может меняться. Зрачок меняется от 2-3 мм при ярком освещении до 6-8 мм при слабом. Таким образом, регулируется количество света проходящего внутрь глаза.
Непосредственно позади зрачка находится хрусталик, прозрачное упругое тело.
Хрусталик близок к двояковыпуклой линзе. Диаметр его 8-10 мм. Радиус кривизны передней поверхности в среднем 10 мм, а заднем 6 мм. Показатель преломления вещества хрусталика 1,44.
Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере. За хрусталиком расположено стекловидное тело. Оно прозрачно и заполняет всю остальную часть глаза.
Глазное дно покрыто сетчатой оболочкой (сетчаткой), которая прилегает к сосудистой оболочке. Сетчатая оболочка имеет толщину около 0,5 мм и состоит из нескольких слоев, содержащих волокна зрительного нерва. Сетчатка состоит из палочек и колбочек и нервных клеток, от которых возбуждение идет в головной мозг. Общее число колбочек» 7*106, палочек » 100*106. колбочки сосредоточены в центральной части сетчатки, в желтом пятне, особенно в его центральной ямке. Палочки расположены главным образом в периферических частях сетчатки.
Палочки имеют высокую светочувствительность, но не обеспечивают различие цветов.

(Слайд 4)

2) Аккомодация – способность глаза видеть как на близком, так и на далеком расстоянии. Только благодаря аккомодации глаза изображение предметов получается на сетчатке глаза.
Предел аккомодации глаза наступает, когда предмет находится на расстоянии 12 см от глаза. Подвиньте страницу учебника на расстояние 12 см, что вы наблюдаете? Расстояние наилучшего зрения (отодвигайте страницу от глаз), при котором детали предметов можно рассматривать без напряжения для нормального глаза, - 25 см. Это следует учитывать, когда пишите, читаете, шьете и т. д.

(Слайд 5) Какое преимущество дает зрение двумя глазами?

Дети:

  • видим большее пространство, т. е. увеличиваем поле зрения;
  • зрение двумя глазами позволяет различать, какой предмет находится ближе, а который  дальше от нас. (Дело в том, что на  сетчатке  левого и правого глаза получаются разные изображения, мы как бы видим предметы справа и слева. И чем ближе предмет, тем заметнее это различие, оно создает впечатление разницы в расстоянии, хотя изображения сливаются в нашем сознании в одно. Благодаря зрению двумя глазами, мы видим предметы не плоскими, а объемными.);

3) глаз называется нормальным, если он в ненапряженном расстоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке.
Но есть недостатки глаза – близорукость или дальнозоркость. (Показ видеоролика с диска «Открытая физика»)

(Слайд 6)

Ответьте на вопросы:

  • Каково расстояние наилучшего зрения у близорукого человека и дальнозоркого? (Меньше 25 см и больше 25 см соответственно)
  • Какие очки следует применять для устранения этих недостатков зрения? (Для близорукого человека нужно уменьшить оптическую силу преломляющей системы глаза.  Поэтому используют рассеивающую линзу. Для дальнохоркого человека – увеличить. Поэтому используют собирающую линзу)

ПОКАЗ ОПЫТА С ПОМОЩЬЮ ОПТИЧЕСКОГО НАБОРА ИЗ ЛАБОРАТОРИИ L-МИКРО, создающий модель процедуры подбора очков на приеме у окулиста.

4) Оптические приборы. Демонстрация приборов: различные виды фотоаппаратов, кодоскоп. Один из учеников делает небольшое сообщение о принципе работы фотоаппарата. (Слайд 15)

5) Оптические иллюзии. Демонстрация изображений на слайдах. (Слайд 7)

III. Самостоятельная работа

(Слайд 10)

Повторим:

  • единица измерения оптической силы линзы? (дптр)
  • формулу для расчета оптической силы линзы: ;
  • Формулу тонкой линзы:
  • Преобразуем ее:

(Слайд 11)

  • Чем отличаются друг от друга линзы, оптическая сила одной из которых равна =1,5 дптр, а другой – 1,5 дптр?
  • У одной линзы фокусное расстояние 10 см, а у другой – 0,2 см. Какая из них обладает большей оптической силой?
  • Изображение предмета, поставленного на расстоянии 40 см от двояковыпуклой линзы, получилось действительным и увеличенным – 60 см. Каково фокусное расстояние линзы?
  • найти оптическую силу и фокусное расстояние двояковыпуклой линзы, если изображение предмета, помещенного в 15 см от линзы, получается на расстоянии 30 см от нее.

(Слайд 12)

Проверим задания 1, 2, 3.

(Слайд 13)

Проверим задания 4 (развернутое решение задачи)

(Слайд 14)

IV. Домашнее задание.

  1. Подготовить сообщение о работе микроскопа, телескопа, кодоскопа (по желанию)
  2. Решить задачи: А.В.Бунчук. Задачник.

8.13, 8,14, 8,15 (задачи на «3»),
8.24, 8.23, 8.27 (задачи на «4»),
8.28-8.30 (задачи на «5»)