Цель: обобщить знание о лесном сообществе и его компонентах, познакомить учащихся с некоторыми приспособлениями растений для жизни в условиях лесного сообщества, а также с особенностями влияния одного компонента леса на другой.
Задачи:
- Закрепить понятие лес и его ярусов
- Познакомиться с растительным и животным миром наших лесов
- Сформировать у учащихся представления о взаимосвязи компонентов лесного сообщества
- Умение работать с карточками и гербариями.
Тип занятия: изучение нового матерела
Оборудование:
- Презентация «Жизнь леса»
- Карточки для игры «Древесные растения нашего края»
- Гербарий «Растения наших лесов»
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
2. Актуализация занятия
– Здравствуйте, ребята я предлагаю вам несколько загадок:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малиной,
А Васю – хворостиной. (Лес)Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
– Вы отгадали все мои загадки, а теперь, может быть, догадаетесь, что мы будем изучать на нашем сегодняшнем занятии. Правильно сегодня мы поговорим о том, что такое лес.
3. Изучение нового материала. Презентация «Жизнь леса»
1 слайд:
Наша страна – это страна лесов, больше половины территории России покрывают леса.
2 слайд:
Мало кто задумывался над тем, что такое лес, из чего он слагается. А вопрос этот не так прост, как кажется.
3 слайд:
Лес – это, прежде всего, сложное растительное
сообщество. В состав его входит множество
растений: крупные деревья, поднимающие свои
кроны на много метров над землей, относительно
высокие кустарники, низкие кустарнички, и
большое разнообразие различных трав, мхов,
лишайников. Все эти растения тесно связаны между
собой, каждое занимает свое определенное место в
лесу, играет ту или иную роль в жизни леса.
В лесном растительном сообществе обычно можно
выделить несколько ярусов растений. Верхний –
основной ярус – это деревья, ниже ярус
кустарников, еще ниже –
травянисто-кустарничковый ярус и наконец,
мохово-лишайниковый покров.
4 слайд:
В лесу встречаются также и такие растения, которые не входят ни в один ярус, например лианы, покрывающие древесные стволы, а также мхи и лишайники, растущие на стволах и ветвях деревьев. Это так называемая внеярусная растительность.
(На слайде фотографии с изображением травянистой лианы – эхиноцистис, заносное растение характерное для кустарниковых зарослей, и лишайника уснея длиннейшая, которая наиболее часто встречается в заболоченных ельниках)
5 слайд:
На этом слайде представлены древесные лианы, встречающиеся в наших лесах – княжик сибирский и паслен сладко-горький.
6 слайд:
Важнейшее место занимают деревья, именно они образуют леса. Мощные древесные растения создают под кронами совершенно особую лесную среду. Вся обстановка под пологом леса очень отличается от того, что мы находим на открытом месте. Особенно это заметно жарким летним днем. Когда под кронами деревьев, значительно прохладней и влажней чем на открытом участке.
Вопрос учащимся: Какие еще примеры влияния леса на окружающую среду вы знаете?
7 слайд:
Следует сказать, что под кронами разных
древесных пород создаются совершенные разные
условия и соответственно произрастают
совершенно разные растения.
Так в еловом лесу, под плотными, вечнозелёными
кронами, всегда сумеречно, прохладно и воздух
наполнен влагой. Крупные кустарник здесь не
произрастают, а почва покрыта зелеными мхами,
немногими теневыносливыми видами кустарничков
(например, брусники) и травянистых растений.
8 слайд:
Все растения, произрастающие под пологом еловых лесов мелкие и невзрачные. И даже их цветы совсем мелкие и имеют белую окраску – это майник, грушанка, седмичник, кислица, такие цветки лучше всего заметны в густом сумраке, их легче находят насекомые – опылители.
Рассмотреть перечисленные на слайде растения в гербарии, обратите внимание детей на незначительные размеры растений, и их мелки не яркие цветы.
9 слайд:
В сосновом лесу, произрастающем на очень сухих песчаных почвах мы увидим совсем другую картину. Здесь предостаточно света, а растения конкурируют за питательные вещества и влагу в почве. Несмотря на обилие света под кронами сосен здесь мы увидим очень бедную растительность. Чаще всего почва в таких сосняках покрыта лишайниками – ягелем – это сосняки беломошники.
10 слайд:
Либо вообще не имеет ни какой растительности, почва здесь покрыта слоем пожелтевшей хвои, опавших шишек и веточек. Сосняки, под пологом которых не произрастают ни кустарнички, ни мхи, ни травы, ни лишайники называются мертвопокровными.
11 слайд:
Кустарниковый ярус, произрастающий под пологом леса – называют подлеском. В состав подлеска входят только теневыносливые растения – способные мириться с недостатком света. Если и попадаются светолюбивые виды, то они выглядят угнетенными, не цветут и не плодоносят.
12 слайд:
В число наиболее распространённых подлесочных кустарников входят ольховник, шиповник, спирея, багульник, жимолость, можжевельник.
13 слайд:
Куда богаче видовой состав кустарников на
опушках. Здесь можно увидеть многие светолюбивые
виды – черемуху, боярышник, ивы, рябину,
смородину.
Мы свами уже говорили, что роль деревьев в лесном
сообществе очень велика. Именно они создают
среду обитания для всех остальных лесных
жителей. Но и роль кустарников произрастающих в
подлеске и на опушках тоже весьма значительна.
Особенно важны кустарниковые заросли на опушках,
они сдерживают порывы ветра, защищая деревья от
ветровала. Почти все лесные кустарники имеют
сочные и вкусные плоды привлекающие множество
птиц и животных. Лесные кустарники – это
места гнездования птиц, истребляющих большое
количество вредных насекомых. Кустарники – это
надежное укрытие не только для птиц, но и
практически для любых лесных животных.
Рассмотреть перечисленные на слайдах 12 и 13 кустарники в гербарии.
14 слайд:
Травянисто-кустарничковый покров различен в разных типах леса. (Об этом мы уже говорили ранее) Преобладание кустарничков – особенно брусники и черники характерно для хвойных лесов. Некоторые кустарнички, такие как голубика, клюква, шикша произрастают только на заболоченных участках леса.
15 слайд:
Среди лесных трав и кустарничков множество видов, у которых развиваются сочные плоды, привлекающие зверей и птиц (костяника, майник, брусника). Вкусные сочные плоды и ягоды кустарничков и трав – это не только пища для животных и птиц, но и способ распространять семена, для растений.
(На слайде: костяника, земляника, майник, княжника.)
16 слайд:
Интересно, что среди лесных растений почти нет таких, у которых семена были бы снабжены особыми приспособлениями для полета (хохолком из волосков и т.д.). Для распространения семян с «парашютиками» в лесу нет необходимых условий. Подобного рода семена встречаются у растений открытых мест. Тем не менее, у некоторых типичных лесных растений семена переносятся с помощью потоков воздуха. Однако ни каких специальных «парашютиков» семена в данном случае не имеют. Они переносятся по воздуху благодаря тому, что чрезвычайно малы и легки, как пылинки. Их подхватывает даже самое слабое дуновение ветерка. Такие мельчайшие семена встречаются, например, у всех наших орхидей и грушанок. Пылевидные семена – это тоже одно из приспособлений растений к жизни в лесу.
17 слайд:
Следующий ярус леса, с которым мы познакомимся – мохово-лишайниковый – это самый нижний ярус лесного сообщества, едва приподнимающийся над поверхностью почвы. Мхи одни из самых теневыносливых растений леса. Моховой покров наиболее развит в ельниках и различных типах леса произрастающих на заболоченных почвах.
18 слайд:
Моховой покров играет заметную роль в жизни леса, особенно тогда, когда он сплошь покрывают почву. Наиболее распространенные в нашем крае мхи – это кукушкин лен, сфагнум. В этом случае мхи, растущие большой массой, препятствуют прорастанию опавших семян деревьев. Семена как бы зависают среди стебельков мхов, и при прорастании их корешки не дотягиваются до почвы.
(На слайде 1. Полия поникшая (Pohlia nutans (Hedw.) Lindb.), 2. Кукушкин лен. 3. Маршанция)
19 слайд:
Лишайники в отличие от мхов предпочитают селиться на сухих, хорошо освещенных участках, и встречаются чаще всего в сосняках. Лишайники – растения достаточно светолюбивые, они например не могут образовывать сплошной покров под пологом еловых лесов.
(На слайде фото: 1. Эверния сливовая, 2. Ягель. 3. Пельтигера пупырчатая)
20 слайд:
Не всякое растение, встречающееся в лесу, можно отнести к тому или иному ярусу. Есть такие растения, которые не принадлежат ник одному лесному «этажу». О внеярусной растительности в качестве лиан, мхов и лишайников, покрывающих ветви и стволы деревьев мы уже говорили в начале нашей беседы. Теперь же мы свами познакомимся с подростом. Подрост – это молодое поколение леса. Сначала будущие деревья очень малы и располагаются среди трав и кустарников.
(На слайде фото: Еловый подрост)
21 слайд:
Затем они поднимаются до уровня подлеска. Крупный подрост еще выше, он поднимается над кустарниками, а затем постепенно заменяет родительские деревья. Если под пологом деревьев есть подрост, значит, лес может поддерживать свое существование, он жизнеспособен.
(На слайде фото: 1. Молодая ель, 2. Молодая сосна кедровая)
22 слайд:
Растения не единственные жители леса. Обратимся сначала к грибному населению леса. В лесу развиваются самые разнообразные грибы – от крупных шляпочных, таких как подберезовики, подосиновики, грузди, волнушки, до чрезвычайно мелких, микроскопических, не видимых простому глазу.
(На слайде фото: 1. Сыроежка, 2. Подберезовик, 3 Спатулярия, 4. Рыжик)
23 слайд:
Некоторые виды грибов поселяются на стволах деревьев – это трутовики. Здесь на слайде представлены некоторые из них – это лиственничная губка, настоящий трутовик, окаймленный трутовик).
24 слайд:
Роль грибов в жизни леса чрезвычайно велика. Они важны, прежде всего, потому, что разлагают отмершие остатки растений, накапливающиеся на поверхности почвы. Но некоторые виды грибов полезны и в другом отношении.
25 слайд:
Гифы грибов, развивающихся в почве, оплетают, как паутина, корни деревьев и кустарников, образуя микоризу. Микориза – это симбиоз.
Вопрос учащимся – что такое симбиоз и паразитизм, чем они отличаются.
Такое содружество растения и гриба выгодно для одного и другого партнера, и позволяет каждому из них лучше развиваться, получать больше питательных веществ.
26 слайд:
Еще одна важная составная часть леса – это животные. Трудно себе представить лес без зверей, птиц, насекомых. Они встречаются по всюду, в кроне деревьев, в зарослях кустарников, под пологом леса.
27 слайд:
В первую очередь давайте вспомним о крупных
млекопитающих населяющих наши леса. В
большинстве случаев – это копытные животные,
такие как лось (сохатый), марал, …
Крупные растительноядные животные, обгрызая
ветки, кору и листья деревьев и кустарников,
часто причиняют ущерб древесной растительности.
Особенно сильно страдает подрост и кустарники,
произрастающие под пологом леса.
28 слайд:
Очень велико число мелких видов млекопитающих обитающих в наших лесах – белки, бурундуки, мыши, зайцы. Мелкие животные в больших количествах потребляют семена, ягоды и различные плоды, а также почки и листья многих растений.
(На слайде фото: белка, бурундук, белка летяга)
29 слайд:
Среди лесных зверей встречаются также хищные и всеядные животные.
Вопрос учащимся: перечисляете лесных хищных и всеядных животных.
30, 31 слайды
В лесу обитает множество птиц – как очень крупных, такие как глухари, рябчики, тетерева, особенно много мелких видов – синицы, поползни, пищухи, свиристели, снегири клесты и многие другие.
Вопрос учащимся: Значение птиц в лесном сообществе:
32 слайд
Велико в лесном сообществе и разнообразие насекомых. Здесь можно увидеть муравьев, неустанно трудящихся на благоустройстве своих муравейников.
33 слайд
И насекомых – опылителей, пчелы, шмели, бабочки, некоторые жуки.
34 слайд
Однако в лесу встречается немало насекомых, которые причиняют ущерб растениям. Это хвое-листогрызущие насекомые – непарный шелкопряд осиновый листоед; жуки-ксилофаги – усачи (большой еловый усач), короеды, златки.
Список использованной литературы
- Петров В.В. Лес и его жизнь. М.: Просвещение, 1986. – 159 стр. ил
- Петров В.В. Мир лесных растений. М.: Наука, 1978. – 166 стр. ил.
- Шиманюк А.П. Дендрология. М. Лесная промышленность. 1974 г. – 264 стр. ил.
Приложения
- Игра «Древесные растения нашего края»
- Карточки с изображениями (вопросы – ответы) в Microsoft Office Publisher. (Спрашивайте этот материал у автора статьи. Прим. ред.)