Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Цели урока:
Образовательная: обобщить, закрепить и
систематизировать знания о природном комплексе
материка - географическом положении, рельефе,
климате, внутренних водах, природных зонах.
Оборудование: физическая карта Африки, физическая карта мира, географические атласы для учащихся 7 класса, раздаточный материал.
Формы организации учебной деятельности: творческая мастерская: работа организуется в группах из 4 - 5 учеников.
Организационный момент.
Учитель: Нет такого человека, которого не манили бы дальние страны и континенты. Читая книги Жюля Верна, Даниэля Дефо, Мамина-Сибиряка, мы, конечно же, мечтаем о путешествиях. Однако не всем удается стать путешественниками. И тогда в наших сердцах грустью отзываются стихи Роберта Рождественского:
Я жалею о том, что не видел лица всей земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен,
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.
Дорогие друзья! Сегодня мы отправляемся в путешествие по Африке. Наше путешествие будет состоять из нескольких этапов. Работать мы будем в группах (3 или 4 группы).
Задача: Составить образ материка, исходя из общих особенностей природы.
Учитель: Африка - второй по величине материк после Евразии, имеющий множество географических объектов. С какими из них, прежде всего, связано восприятие Африки?
1 этап. Географические названия.
Задание 1.
Запишите три географических названия, с которыми, прежде всего связано восприятие Африки.
Вариант 1: Сахара, Нил, Нигер.
Вариант 2: Замбези, Калахари, Чад.
Вариант 3: Атлас, Драконовы, Чад.
Вариант 4: Мадагаскар, Эфиопское, Ливийская.
Задание 2.
Дополните записи названиями географических объектов, при этом не повторяйтесь.
(Работы передаются в другие группы).
Вариант 1: Конго, Чад, Виктория.
Вариант 2: Сахара, Ньяса, Танганьика.
Вариант 3: Нил, Сахара, Лимпопо.
Вариант 4: Сахара, Нил, Кения.
2 этап. Природная принадлежность.
В каждой группе есть записи 6 географических названий, укажите их природную принадлежность.
Вариант 1: Сахара - пустыня; Нил - река; Нигер - река; Конго - река; Чад - озеро; Виктория - озеро (водопад).
Вариант 2: Виктория - озеро (водопад); Замбези - река; Калахари - пустыня; Сахара - пустыня; Ньяса - озеро; Танганьика - озеро.
Вариант 3: Атлас - горы; Драконовы - горы; Чад - озеро; Нил - река; Сахара - пустыня; Лимпопо - река.
Вариант 4: Мадагаскар - остров; Эфиопское - нагорье, Ливийская - пустыня; Сахара - пустыня, Нил - река; Кения - гора.
Учитель: Проверьте со своими товарищами в группе правильность географического названия и соответствующих им природных объектов.
3 этап. Практический.
Нужно правильно показать все географические объекты на карте (все остальные участники дополняют и исправляют записи).
4 этап. Визитная карточка материка.
Учитель: Выберите из общего перечня три любых географических объекта, которые наиболее полно создают представление о материке, являются его визитной карточкой; охарактеризуйте их, назвав 5 - 6 особенностей каждого объекта. (Во время выполнения работы каждой группе выдаются карточки с дополнительной информацией о различных объектах природного комплекса).
Вариант 1:
Сахара: пустыня; самая большая в мире; осадков не выпадает несколько лет; растительность очень скудна, огромные площади занимают каменистые пустыни.
Нил - самая длинная река мира (6667 км); начинается начинается на Восточно-Африканском плоскогорье; протекает через озеро Виктория; притоки: Голубой и Белый Нил; образует большую дельту.
Нигер - третья по длине река материка; река в основном равнинная; много порогов и водопадов в верхнем и нижнем течении; протекает по засушливой местности.
Вариант 2:
Виктория - озеро, самое большое по площади в Африке; котловина озера находится в прогибе платформы. Озеро неглубокое - средняя глубина 40 метров, наибольшая - 80 метров.
Калахари - пустыня на юге Африки; первым пересек ее Д. Ливингстон; находится на территории государств Ботсвана, ЮАР, Намибия. Вся территория занята песчаными дюнами, расположенными цепями, лежит на высоте 1500 метров.
Танганьика - озеро; самое длинное пресноводное озеро в мире; второе по глубине (1435 м); образовано в зоне Великих Восточно-Африканских разломов.
Вариант 3.
Атлас - молодые горы, находятся на северо-западе материка; на стыке двух литосферных плит; название произошло от имени титана Атланта.
Чад - озеро; самое мелководное (до 7 метров); находится в пустыне Сахара; в сухой сезон площадь озера сокращается вдвое, а в сезон дождливый - увеличивается. Берега сильно заболочены.
Драконовы горы - находятся на востоке материка; горы невысокие; находятся в ЮАР; берет начало река Оранжевая.
Вариант 4.
Мадагаскар - самый крупный остров Африки; находится в тропическом климате. На Мадагаскаре 80 видов животных - эндемики. Самые известные лемуры. Высшей точкой является потухший вулкан Марумукутру (2876 м).
Кения - гора; находится на Восточно-Африканском плоскогорье; высота 5199 м; рядом с экватором потухший вулкан. Три вершины Батиан (5199 м), Нелион (5188 м) и Пойнт-Ленана (4985 м). На горе 11 ледников, они являются важными источниками питьевой воды для большей части Кении.
Ливийская пустыня - находится на территории государств Ливии, Египта и Судана. Осадков менее 25 мм в год иногда их не бывает годами. Находится в прогибе древней африканской платформы.
Вариант 5.
Намиб - пустыня. Название означает на языке народов нама "место, где ничего нет". Пустыня чрезвычайно сухая. Намиб считается самой древней пустыней в мире, образовалась еще во времена динозавров. В пустыне разведаны важные залежи вольфрамовых руд, урановых руд и алмазов. Воды Атлантического океана, омывающие берега Намиба, чрезвычайно обильны жизнью.
Берега привлекают тюленей, морских птиц и даже пингвинов Ассаль - кратерное озеро в центре Джибути. Озеро лежит на 155 метров ниже уровня моря. Соленость составляет 35 промиллей. Это самое соленое в мире озеро. Оно окружено засоленным слоем почвы. Соль добывается и караванами отправляется в Эфиопию.
Ньяса - озеро в Центрально-Восточной Африке. Третье по площади на материке. Глубина 706 метров, занимает трещину в земной коре. Северные и восточные берега обрывисты с плохо развитым шельфом, южные и западные побережья - пологи. Впервые описал озеро Д. Ливингстон, как "озеро звезд" из-за бликов солнца на его поверхности.
Вариант 6. Конго - река в Африке, впадает в Атлантический океан. По размерам бассейна и водоносности занимает первое место в Африке и второе место (после Амазонки) в мире. Река Конго берет начало на высоте 1600 метров. Половодье бывает дважды в год - в мае и декабре; самое низкое половодье - в марте и августе. Образует много порогов и водопадов. Вторая по длине после Нила.
Водопад Виктория - находится на реке Замбези, ширина реки в районе водопада 1,69 км. Ежеминутно несколько миллионов литров воды с грохотом обрушиваются в 100-метровую бездну. Объем воды настолько велик, что поднимающееся в воздух облако брызг можно увидеть за 40 км. Над водой постоянно сияет радуга, неисчезающая даже в ночное время. На краю водопада расположен "мост опасностей", откуда можно полюбоваться ущельем. Водопад открыл Д. Ливингстон в 1855 году и решил назвать его в честь английской королевы Виктории. Водопад и окружающая его местность объявлены национальными парками и включены в ЮНЕСКО в список всемирного наследия.
Вулкан Килиманджаро - высочайший пик Африки. Название происходит из языка снахили и означает "гора, которая сверкает". Является спящим вулканом. Из-за близости горы к экватору при подъеме человек может испытать все типы климата от тропических пустынь до арктических условий. Вершина вулкана покрыта шапками снега и льда.
5 этап. Образ Африки.
Учитель: Обобщая ваши рассказы, попробуем нарисовать образ материка. Я начинаю фразу, а каждая группа по очереди заканчивает ее (рассказ сопровождается показом по настенной карте).
- Африка расположена в следующих полушариях ... (северное, южное, западное, восточное).
Береговая линия Африки ... (слабо изрезана; только Гвинейскийзалив неглубоко врезается в сушу, а крупный полуостров Сомали выступает в Индийский океан).
Крайние точки материка: (северная - мыс Бен-Секка, восточная - мыс Рас-Хафун; западная - мыс - Альмади; южная - мыс Игольный).
Максимальная высота материка ... (5895 м г. Килиманджаро).
Минимальная высота материка ... (153 м оз. Ассаль).
Самая высокая температура зарегистрирована ... (г. Триполи + 58?С).
Наибольшее количество осадков выпадает в ... (районе реки Конго).
Учитель: Сделайте вывод: подберите слово, которым можно охарактеризовать природный комплекс материка.
(Ученики по очереди называют слова и одновременно записывают их на листах).
(Разнообразный, сухой, невысокий, жаркий, симметричный, пустынный).
6 этап. Причина разнообразия природы материка.
Учитель: На листах бумаги оформить в виде схемы или рисунка причины разнообразия природы материка.
Схема 1.
Географическое положение + рельеф + климат (влияет на растительность).
Схема 2.
Внутренние воды + почва + животный мир (влияет на занятия населения).
Схема 3.
7 этап. Творческий этап (домашнее задание).
Учитель: Было дано домашнее задание - выбрать маршрут путешествия по материку Африка. (Каждая группа представляет свой маршрут и показывает презентацию). Приложения:
- Презентация - Путешествие по Сахаре.
- Презентация - Путешествие по Нилу.
- Презентация - Путешествие по тропическим лесам Африки.
- Презентация - Путешествие на Килиманджаро.
8 этап. Синквейн.
Название темы (существительное).
Образная характеристика (два прилагательных).
Действия, которые характерны для объекта (2 - 3 глагола).
Чувства, которые рождают изученный объект у тебя лично (1 предложение).
Повторение сути (существительное, синоним к пункту 1).
9 этап. Заключительный.
Подведение итогов урока.
Учитель: Африкой восторгаются многие путешественники, ученые, современные поэты. Так с любовью к Африке пишет в своем стихотворении туркменская поэтесса Тоушан Эсенова:
Я люблю тебя, Африка, всею душою
Ты мне кажешься мудрой слонихой большою
Через джунгли, к рассвету, идущей шажком
Мудрой матерью племени, его вожаком.