Цели: выделить звук и букву д.
Задачи:
- Познакомиться с буквой; научиться различать её на слух.
- Дать характеристику букве и звуку Д.
- Продолжить работу по звуковому анализу.
- Формировать навык чтения слов с новой буквой.
- Работать над развитием речи, мышления, зрительных и тактильных ощущений.
- Развивать познавательные интересы, умение слышать и слушать.
- Развивать умение анализировать себя.
Ход урока
I. Мобилизующий этап.
На доске словосочетание “Добрый день”.
- Прочитайте словосочетание. Когда так говорят?
- Произнесите с грустью…, удивлением…, радостью.
Желаю и нам, и нашим гостям доброго дня!
II. Актуализация знаний. Целеполагание.
1. Стихотворение читает учитель. (Определить на слух какой звук встречается чаще других?)
Дятел дерево долбил,
Деда стуком разбудил.
Дятел дерево долбит,
В щепки дерево дробит.
- Дятел, в дереве – дыра,
Перестать давно пора!
2. На доске Л М Н Р Г П
Расставить картинки по первой букве ряда. (Л - лось, М - медведь, Н - носорог, Р - рыба, Г - гриб, П - петух)
Повторить предметы по памяти.
- Какая буква лишняя? (Буква П. Это глухой согласный, а остальные – звонкие). Букву убрать.
- Закройте глаза! (Учитель дописывает недостающие элементы, буква Г превращается в букву Д)
- Что изменилось? (Г поменялась на Д)
- Будет ли новая буква дружить с остальными, мы определим позднее.
(Ряд букв остаётся на доске: Л М Н Р Д)
3. - Кто догадался и скажет нам тему урока? (Буква Дд, звук Д, Д*)
- Чему будем учиться?
III. 1. Рассматривание образца печатной буквы Дд.
- На что похожа?
Работа в тетради.
- Напечатать столько больших букв Д, сколько раз я стукну карандашиком.
- Напечатать маленьких букв д на 1 меньше, чем больших.
2. Мы научились печатать букву Дд и готовы к выполнению письменного задания.
- Отгадайте загадку, отгадку напечатать и произвести звуко-буквенный анализ слов.
Загадки:
Друг на дружке ровно в ряд
Эти кубики стоят,
В каждом есть окно и вход,
В каждом кто-нибудь живёт. Дом
Его весной и летом,
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Слетели все рубашки. Дерево
Составить предложение, используя оба слова. (Ответы детей)
- Послушайте, какое предложение я приготовила для вас. Посчитайте, сколько в нём слов.
У дома стоит дивное дерево.
Печатаем под диктовку. Лексическое значение “дивное”.
Подчеркнуть гласные, согласные.
- Сколько раз встретилась в предложении буква Д? (3) Какие это звуки твёрдые или мягкие?
Вывод: Бывает твёрдым и мягким звуком.
Звуковичку в Букваре раскрасить ботинки. (Один – синим цветом, а другой – зелёным)
Подбираем шапочку - звоночек, т.к. этот звук звонкий.
Возврат к буквам Л М Н Р Д на доске.
- Дружат ли эти звуки? (Да. Они все звонкие)
Физминутка
Топнуть, если нет звука Д, потянуть руки к небу, если такой звук есть.
(Дерево, дуб, берёза, дети, ребёнок, дым, дедушка, бабушка, удивительный)
IV. Упражнение в чтении.
1. Слоги на доске и индивидуальных карточках
да ча дядя
дом идёт
душа индюк
дэ дети
дыра дикарь
Читаем слева направо и справа налево слоги.
- Чем различаются слоги первого и второго столбика?
Превратить слоги в слова.
Взаимопроверка.
Разобрать лексическое значение слова “дикарь” Сначала выслушать ответы детей, а затем идёт
просмотр отрывка “Уроков тётушки Совы”.
2. В начале урока мы работали со словом “дом”.
- А что значит дом для человека?
- Какие родные слова с буквой Д вы знаете? (Дом, дедушка, дядя, родные)
На доске: дом, домик, домишко.
- Когда можно сказать “дом”? Когда мы говорим “домик”, “домишко” Найти общий корень.
3. Работа по иллюстрации учебника. С.94.
- Как назвать дом на картинке?
- Кто в нём живёт?
- Какие ещё предметы со звуком Д вы здесь видите?
Они нам даны в помощь на кубиках.
4. Прочитайте рассказ.
Придумайте название.
Обозначьте первый звук на кубиках.
V. Итог. Рефлексия.
- С какой буквой работали?
- Что о ней можете рассказать?
- За что можете себя похвалить?
- Что было трудно?