В современном образовании происходят значительные изменения. Они обусловлены коренными преобразованиями в жизни, развитием человеческой цивилизации, которая в новом тысячелетии вступила в эпоху информатизации и глобализации всех сторон деятельности. XXI век – это век новых интерактивных технологий, который требует от учителя как использования новых методик, знания современных технологий, так и применение современной техники на уроках.
В этих условиях возрастает роль естественнонаучных дисциплин, которые вносят весомый вклад в формирование научного мировоззрения учащихся, ценностно- ориентированного представления об окружающем мире. Химия, как естественнонаучный предмет с большим количеством практических и лабораторных работ, повышает интерес учащихся к изучению веществ, а использование новых технологий дает толчок к новым исследованиям. Это способствует формированию необходимых умений и навыков для всестороннего развития личности.
Новые технологии открывают перед учителем широкий спектр возможностей для повышения иллюстративности занятий, увеличение заинтересованности и вовлечённости учеников в учебный процесс. Среди новых технологий XXI века, позволяющих поднять учебный процесс на новую ступень мультимедиапроектор и интерактивная доска, электронные учебники и цифровая лаборатория “Архимед”, виртуальная лаборатория и цифровой микроскоп. С использованием в школе компьютерных технологий для учителя открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников к изучаемому материалу.
Использование презентаций, как механизма повышающего иллюстративность материала, целесообразно на любом этапе изучения темы: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. К поиску материалов для презентаций могут привлекаться ученики, а доступность Интернета открывает поистине неисчерпаемые возможности для такого поиска. Для учащихся, это может быть их полностью самостоятельной работой при повторении материала или при подготовке сообщения о применении веществ, их свойствах. Учащиеся могут сопровождать свои выступления на научных конференциях, защите проектов и внеклассных мероприятиях красочными и содержательными презентациями.
Цифровая лаборатория “Архимед” предоставляет новые возможности при проведении традиционных работ и способствует освоению смежных областей знаний. Учащиеся проводят эксперименты и накапливают опыт и знания, недоступные в традиционных учебных лабораториях. Благодаря использованию цифровой лаборатории “Архимед” эксперимент становится более понятным, сопровождается уже готовыми графиками и таблицами, что экономит время, вызывает интерес у школьников, способствует лучшему запоминанию. Вот лишь некоторые примеры возможного использования этой цифровой лаборатории: можно предложить ученикам проектные работы с использованием датчиков кислотности и температурных датчиков, а также компьютеров NOVA 5000 на темы: “Определение кислотности соков, лимонадов или молочных продуктов”, “ Определение теплового эффекта реакций нейтрализации”, “Определение кислотности осадков или водных ресурсов водоёмов города”. На данном этапе важны, становятся не столько сами знания, сколько процесс познания. Цифровую лабораторию “Архимед” удобно использовать на уроках по темам: “Кислоты”, “Основания”, “Тепловой эффект химических реакций”, “Гидролиз солей”, “Растворение веществ”, “Электролитическая диссоциация”. Можно проводить лабораторные групповые работы, а также демонстрационные опыты с выводом графиков и таблиц на большой экран.
Постичь тайны микромира юным исследователям позволяет цифровой микроскоп. Он увеличивает объекты, выводит изображение на монитор компьютера, содержит цифровой фотоаппарат и видеокамеру. У ребят появилась возможность рассматривать предметы, которые невозможно поместить на предметный столик. С помощью цифровых носителей полученные фотографии и видеоролики можно использовать как наглядный материал на уроке, внеклассных мероприятиях и в проектной деятельности.
Еще одним достижением современного урока является интерактивная доска – прекрасный комплекс инструментов, позволяющий сделать химию по-настоящему живой, а интерес к предмету неподдельным. Использование интерактивной доски позволяет учителю и ученику более эффективно отрабатывать умения и навыки по предмету, необходимые на протяжении всех лет обучения.
Однако всегда следует помнить, что педагогическая технология – это “не просто исследования в сфере использования технических средств обучения и компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов” (Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/79. Лондон-Нью-Йорк,1978.с.258 (на англ. яз.) цит. По Кларин М.В.) Важный принцип разработки и реализации технологии обучения на практике – это принцип целостности, который предполагает достижение гармоничного взаимодействия всех элементов педагогической системы. Поэтому кроме современной техники на помощь учителю приходят современные образовательные и педагогические технологии.
Так исследовательская технология дает возможность ученику проектировать предстоящую деятельность. Важными видами исследований учащихся по химии являются: решение химических, химико-экспериментальных, физических и химико-технологических проблем, решение качественных химических задач, самостоятельное прогнозирование и моделирование химических процессов и реакций.
Метод проектов реализует различные виды деятельности учащихся. Это постановка цели, сбор информации и её обработка, проведение исследовательской и оформительской работы. Проект тематический представляет коллективную работу учащихся по изучению определенного аспекта темы по группам, где каждый несёт ответственность за свою деятельность. Каждый отстаивает свою точку зрения и подтверждает её аргументами. Итогом является создание отчета в форме устного журнала, презентации, конференции. Например, можно подготовить и провести научно-практическую конференцию “Пищевые добавки - за и против”, “Естественные науки и образование в борьбе с террором” или сделать социальный проект “Спирты приносят пользу или вред”. Большой интерес у учащихся вызывает работа, связанная с проверкой телевизионной рекламы. Например, действительно ли “Ренни” понижает кислотность и таким образом борется с изжогой или правда, что зубная паста с кальцием укрепляет зубы. Проектная деятельность стимулирует интерес ребят к определенным проблемам, предполагает владение определенной суммой знаний, дает возможность показать практическое применение знаний.
Кейс-технология – это методика, способствующая развитию критического мышления, участвуя в которой учащийся непрерывно исследует себя. Целью технологии является создание и развитие личностной вариативной и динамической модели мышления, ориентированной на выработку практических решений преодоления конкретной ситуации; активизация знаний, закрепление приемов владения ими до уровня умений; разработка маршрута доучивания открываемых пробелов знаний.
Развивающее обучение-технология, при которой развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью. Эта технология дает учащимся навыки поисковой деятельности по решению новых проблем.
Перечисленные выше технологии - это лишь малая часть современных технологий, которыми может пользоваться учитель.
Процесс обучения необходимо строить на творчестве, действия по шаблону, основанные на переданных знаниях и опыте известных способов деятельности, уже не могут удовлетворить требованию адаптации к происходящим изменениям вокруг. Творческие качества личности могут быть развиты только в деятельности, поэтому творческую составляющую в личности ребенка необходимо развивать не только на традиционных уроках, но и на уроках-экскурсиях, кино-уроках, уроках с элементами театрализации.
Для проведения уроков – экскурсий с удовольствием приглашают музеи Санкт-Петербурга: музей воды, музей гигиены, музей минералогии, музей фарфора и т.д.
Для проведения кино-уроков широко можно использовать Интернет-ресурсы, электронные приложения к учебникам, энциклопедию “Кирилла и Мефодия” и т.д.
Уроки-игры дают эмоциональный заряд ученикам, способствуют развитию творческих способностей.
Можно только позавидовать учащимся XXI, у которых в отличие от предыдущих поколений, есть такое многообразие средств, для получения знаний.
Список литературы
1. Иванов, Д.А. Управление качеством образовательного процесса / Д.А. Иванов. – М.: Сентябрь, 2007. – 208 с.
2. Педагогические технологии / под общей ред. В.С. Кукушкина. – М.; Ростов н/Д.: ИКЦ “МарТ”: Издательский центр “МарТ”, 2006. – 336 с.
3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2008. – 368 с.
4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.