Урок обучения грамоте "Согласная буква Х, х и ее звуки [х], [х']"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: научить писать строчную буквы х, и её соединение в словах; предложениях.

Задачи.

Обучающие:

- познакомить с написанием строчной х;

- выработка навыков распознавания звуков [х] и [х ] в единицах устной речи;

- научить читать и писать слоги-слияния, слова, предложения с буквой х.

- закрепить знания о полученном новом материале.

- создавать условия для формирования навыка правильного письма.

Развивающие:

- развитие фонематического слуха,

- развитие умения слого-звукового и фонетико-графического анализа слов,

- развитие умения правильного послогового чтения и написания слов,

- развивать речь детей, мышление, воображение;

- обеспечить развитие познавательной активности через создание проблемных ситуаций, через использование фронтальной, групповой в сочетании с дифференцированной работой;

Воспитывающие:

- воспитание уважения к родному языку;

- воспитание культуры поведения на уроке

- воспитание любви к родной литературе.

Оборудование:

для учащихся – пропись №4 к “Русской Азбуке” В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова; карандаши – простой, зелёный, красный, синий; ручка шариковая; шаблоны с элементами буквы.

для учителя – “Занимательное Азбуковедение” В.В.Волиной, 1991; “лента букв”, мягкая игрушка “Колобок”, доска, мел - белый, красный, синий, зелёный, рисунок с изображением “хомяка”; призы – пирожки, наклейки вместо отметок.

Примечание: на уроке можно использовать компьютерную презентацию со слайдами буквы.

Ход урока в редакции автора (Приложение)

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный звонок -
Начинается урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.

- Сегодня на уроке, обучению письма, продолжим путешествие по “Стране букв” вместе с Колобком. Пожелаем друг другу удачи.

II. Повторение пройденного.

- Давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.

- Предлагаю первому начать Колобку.

Колобок: Наша речь состоит из …

(Дальше говорят дети “цепочкой”)

- Предложения состоят из слов.

- Слова состоят из слогов.

- Слоги состоят из звуков.

- Звуки мы слышим и произносим.

- Звуки бывают гласные и согласные.

- Согласные мы петь не можем.

- Согласные бывают звонкие и глухие.

- Гласные звуки мы можем петь.

- Гласные первого ряда дают согласному твёрдость.

- Гласные второго ряда дают согласному мягкость.

- На письме звук обозначается буквой.

- Есть буквы, не имеющие звука.

- Хорошо.

- Ребята, пока мы вспоминали пройденный материал, Колобок нашёл конверт.

Колобок: Давайте посмотрим?

Дети: Давайте!

(Колобок неосторожно открывает конверт, и оттуда высыпаются буквы)

Колобок: Ой, что я наделал?

- Не волнуйся Колобок, тебе сейчас помогут.

- Ребята посмотрите, и составьте слово из букв, которые лежат у вас на парте.

- А… составит на задней части доски, для проверки.

Дети: Составили.

- Какое слово получилось.

- Это – хоккеист.

- А теперь попробуйте написать на листке бумаги, которая лежит перед вами.

- Получилось?

Дети: Нет.

- Почему?

Дети: Потому, что не умеем писать строчную букву х.

- Чтобы научиться, нам надо пройти к домику буквы х через “Страну букв” и проводит нас туда, кто?

Дети: Колобок.

III. Зрительное знакомство с новой буквой.

- А давайте посмотрим, как пишется буква х?

- Найдите элементы этой буквы у вас на партах.

Дети: Нашли.

Колобок: Опишите букву х.

- Колобок спрашивает у меня: Чем отличаются заглавные буквы от строчных?

- Ребята, подскажите Колобку.

Дети: Размером.

- Давайте теперь попробуем написать букву х.

- Какие варианты самые удобные для строчной буквы х?

Дети: Самый удобный вариант написать два полуовала.

- Хорошо, только мы будем правильно проговаривать правописание этой буквы.

- Послушайте и посмотрите: Чуть ниже средины части строки выписываем плавный крючок вправо, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выписываем влево крючок, возвращаемся вверх, задерживаемся на середине строки, возвращаемся вниз по прямой наклонной линии, крючок до середины строки.

- А как она называется?

Дети: Строчная.

- А теперь, возьмём простой карандаш в руку и попробуем прописать вместе со мной, проговаривая, обводя в воздухе букву х.

- Положили карандаши. Возьмём лист бумаги, который лежит у вас на столе, и напишем во весь лист букву х. Написали.

- Сложите пополам лист и ещё раз напишите.

- Ещё раз сложите и напишите…

- И ещё, последний раз.

- Ребята, вы теперь сможете написать букву х?

IV. Работа с прописью.

- Тогда открываем пропись на странице 15.

- Обведите элементы и их соединения.

- Ребята, а может, эта буква не нужна?

Дети: Нужна.

- Докажите.

- Назовите первый звук. Дайте характеристику звуку

- Хорошо, молодцы.

- Теперь самостоятельно напишите строку строчной буквы х с, а мы вместе с Колобком пройдём и посмотрим, как у вас получается.

- Пока вы писали, Колобок ходил по рядам и радовался за вас. Кто слышал, как?

Дети: Ха-ха, хе-хе, хи-хи.

- Какой звук х в слоге ха?

- А в слоге хе?

- Какой звук в слоге хи?

- Пропишите эти слоги-слияния в прописи.

Дети: Прописали.

- Положили руки и ручки на парту.

- А как вы думаете, чем питается Колобок?

Дети: Пшеницей, мукой, хлебом.

Колобок: Да, хлебом.

- Какой звук первый в слове хлеб? Дайте характеристику.

- Зарисуем схему к слову хлеб.

- К слову хорь сделайте сами схему.

- Проверим. У доски рисует схему…

- Чем эти слова похожи?

- Чем отличаются?

- Молодцы. Положите карандаши на парту и вместе с Колобком сделаем разминку, встали возле парт и начали.

Физкультминутка.

Х - на ножницы, похожа,
Но в работе, а не лёжа.
Хочешь, порешь.
Хочешь, шьешь,
Хочешь сам себя стрижешь.

- Ручки опустили, встали ровненько, вдохнули носиком, набрали полную грудь, выдохнули.

- Покажем нашему Колобку, как мы умеем тихо садиться за парты.

V. Закрепление.

- Ребята, а что такое хорь?

Дети: Это болезнь.

- А какими болезнями дети часто болеют?

Дети: Простудой.

- А когда?

- Когда наступает холод.

- Давайте запишем это слово – холод.

- Продолжите предложение: “Зимой наступили …”.

- Запишем слово холода.

- Холода что сделали?

Дети: Наступили.

- Запишем целое предложение: Наступили холода. Диктуем себе.

- Ребята, а что делают животные, когда наступают холода?

Дети: Прячутся или впадают в спячку.

- Холодно и здесь в “Стране букв”, даже все животные попрятались.

Колобок: Куда животные прячутся зимой?

Дети: Медведь в берлогу, мышки в норку и т.д.

- Название, какого маленького животного начинается с твёрдого согласного звука х, подумайте и скажите.

Дети: Хомяк.

- Сделайте схему к слову “хомяк” у вас в прописях.

- Что же он делает, когда холодно?

- Давайте прочитаем в своей тетради.

- Дети читают все вместе: Хомяк спит в норке.

- Запишите это предложение.

- Хорошо.Положите ручки на парты, разомнёмся.

Физкультминутка

Хомка, Хомка хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать.

- Руки опустили, встали ровненько, вдохнули носиком, набрали полную грудь, выдохнули.

- Давайте посчитаем сколько раз, нам встретилась в этом стихотворении буква Х.

Дети: Девять.

- Покажем нашему Колобку, как мы умеем тихо садиться за парты.

- Попрощаемся с хозяином дома и скажем “Спасибо за гостеприимство”.

- Вот и закончилось наше путешествие в “Страну букв”.

- Пока мы шли по дороге в “Страну букв”, научились писать эти буквы.

VI. Итог

- Что узнали нового?

- Что особенно понравилось?

- Что вызвало затруднения?

- С чем мы познакомили, Колобока?

- Вы хорошо работали, были дружными, умелыми и Колобок приготовил для вас подарок – пирожки от дедушки Харитона.

Домашнее задание: нарисуйте дедушку Харитона.