Цели занятия.
1. Познакомить учащихся с понятием “электризация”, объяснить суть данного явления.
2. Рассмотреть способы электризации.
3. Изучить взаимодействие заряженных тел.
4. Познакомить со средствами защиты от статического электричества.
Применяемые на занятии методы обучения.
- Метод проблемного обучения
- Деятельностно-поисковый метод
Ход занятия
I. Организационный момент (приветствие учащихся, проведение инструктажа по правилам ТБ во время занятия, указание темы, изученной накануне). Слайд №1. Презентация
II. Активизация мыслительной деятельности.
А) “Атомная разминка”. Слайд №2
- Вспомним как устроен атом.
(Ответы: в центре ядро, состоящее из положительных протонов и нейтронов, не имеющих заряда, вокруг ядра движутся отрицательные электроны). Слайд №3
- С помощью таблицы хим. элементов Д.И. Менделеева в учебнике (стр. 32-33) определите: модель атома какого химического элемента показана на доске (на доске заготовка: модель атома азота, составленная из кружков, обозначающих электроны, нейтроны и протоны).
- Найдите ошибки, допущенные в этой модели
(Ответы: 1. не достаёт одного нейтрона в ядре;
2. два лишних электрона на первой оболочке, они должны быть на второй оболочке
3. один электрон совсем лишний, должно быть 7, столько же, сколько и протонов в ядре.)
- Задание: пользуясь таблицей в учебнике соберите самостоятельно на столе модель атома углерода (6 протонов, 6 нейтронов, 6 электронов (2 и 4))
- Задание: 1-ому ряду – убрать один электрон
2-ому ряду ничего не надо менять
3-ему ряду – добавить один электрон
Вопрос: Каким стал заряд атома по знаку?
(Положительным, нейтральным, отрицательным)
Попробуйте сделать вывод о том , в каком случае атом имеет положительный и отрицательный заряд, и в каком случае заряда не имеет.
(Ответ: 1. Если электронов больше, чем протонов, то атом заряжен отрицательно. 2. Если электронов меньше, чем протонов, то атом заряжен положительно. 3. Если электронов и протонов поровну, то атом нейтрален (не имеет заряда)).
Б) Повторение темы “Силы в природе”. Слайд №4 начало (ответы закрыты).
Вопросы:
1. Какие вам известны силы, существующие в природе? (Ответы: сила тяжести, сила упругости, сила трения)
2. Когда возникают эти силы? (Ответы: С. Тяжести – вследствие притяжения к Земле;
С. Упругости – при деформации тел; С. Упругости – при скольжении одного тела по поверхности другого)
3. Как действие сил можно продемонстрировать с помощью следующих предметов (санки, резиновый мяч, пружина, книга)? Ученики демонстрируют.
(Санки – сила трения, мяч – сила упругости, пружина – сила упругости, книга – сила тяжести). Слайд №4 продолжение
III. Актуализация знаний (мотивация).
А сейчас я проведу простой опыт: натираю пластиковую линейку сукном и подношу к бумажному человечку, который лежит на столе. Под действием натёртой линейки(или эбонитовой палочки) человечек поднимается.
Как вы думаете, под действием какой силы человечек поднимается?
(Подсказки: вспомните что происходит когда с коробки с порошком снимают полиэтиленовый пакет?, когда снимают синтетический свитер?)
(Правильный ответ: электрическая сила, дети 5 класса могут не догадаться!!!)
Учитель: Почему возникает эл. сила? Почему в одних случаях она действует, а в других нет?
Как взаимодействуют наэлектризованные тела? В области, связанной с понятием “электричество”, ещё очень много для вас неизведанного и не разгаданного. Поэтому, наше занятие сегодня, будет называться “Загадки электричества”. Слайд №5
IV. Изучение нового материала.
Откроем тетради и на бланке пишем название темы сегодняшнего занятия. По ходу занятия заполняем пропуски на бланке в соответствии со схемами на слайдах.
1. Первая загадка: С каким словом, которое мы сегодня уже упоминали, все указанные слова (Слайд №6) имеют один корень. (Ответ: электрон)
2. Слайд №7 Сведения из истории (связь между: древние греки – янтарь; янтарь – электрон).
Вопрос: Кто знает, что такое янтарь и что из него делают сейчас?
(Ответ: янтарь – окаменевшая смола древнейших деревьев, из него делают украшения). Слайд №8
Продемонстрировать: настоящие изделия из янтаря (например бусы, серьги…)
3. Слайд №9
Проведём первый эксперимент “Наблюдение электризации”:
А) мелкие листочки бумаги высыпаем из коробочки на лист;
Б) натираем линейку или ручку (из пластмассы) кусочком меха (или о волосы);
В) подносим к листочкам;
Вопрос: Какая сила действует на листочки?
Сколько тел должно участвовать в электризации? (Ответы: электрическая сила, два тела)
Слайд №10
4. Демонстрация опыта с палочкой и электрометром; объяснение сути электризации: с одного тела на другое переходят электроны, где их больше заряд отрицательный, где их меньше заряд положительный способы электризации (трение, прикосновение)
Напоминание: не забываем заполнять бланк занятия.
Слайд №11. Какая весёлая собака появилась, чтобы это значило? (Пришло время физкультминутки)
5. Физкультминутка (электронная - по ссылке “Смайлик”).
(Встаём, руки на поясе, включаются в работу глаза (моргать, следить за объектом) и голова (повороты)). Закончили, садимся, продолжаем работать.
6. Слайд №12 информативный.
А) стеклянная палочка, потёртая о шёлк ( или бумагу) имеет знак “+” (шёлк –“-”);
Б) эбонитовая палочка, потёртая о мех ( или шерсть) имеет знак “-” (мех – “+”).
Определять заряжено тело или нет, мы будем с помощью прибора, который называется электроскоп (электрометр) демонстрация действия самих приборов и просмотр анимации (ЭОР по ссылке).
7. Слайд №13
Давайте поможем Аладдину (решение задачи, текст задачи не только на слайде, но и перед глазами у ребят на столах). (Ответ: Аладдин должен потереть стеклянную часть лампы шёлковым халатом, чтобы зарядить её положительно, тогда добрый джин выполнит три его желания)
8. Слайд №14
Проведём ещё один эксперимент: Потереть мехом 2 полиэтеленовые плёнки и поднести натёртыми сторонами друг к другу. (Одна подвешена на штативе, вторую подносим). Что вы наблюдаете?? (Ответ: отталкивание).
А что было бы, если зарядить плёнки по-разному? Какие будут предположения?
Чтобы утвердиться в ответе посмотрим видеосюжет “Взаимодействие заряженных тел” (использование телевизора и видеоплеера).
Какой вывод можно сделать по результатам вашего эксперимента и увиденного сюжета?
(Ответ: Одноимённо заряженные тела – отталкиваются. Разноимённо заряженные тела – притягиваются) Слайд №15
(Если времени достаточно, можно посмотреть видеосюжет “Электризация” по ссылке слайд №16)
V. Первичный контроль знаний. Слайд №16
Определить заряд тел. Ответы показывать с помощью кружочков “+” и “-” из наборов.
VI. Связь с жизнью (практическая направленность). Слайды №17–19
А) Электризация в быту.
Б) Средства защиты от статического электричества.
В) Электричество в природе (“Гроза”) ссылка на слайде №19.
VII. Рефлексия. Слайд №20
1. Полезны ли полученные на занятии знания?
2. Где они могут пригодиться?
3. Изобразите своё отношение к занятию на белых кружочках (в виде смайлика) и, уходя, оставьте его на магнитной доске.
Возможные варианты показаны на слайде:
1. Если вам было интересно и захотелось вернуться в кабинет физики.
2. Если вам было всё равно.
3. Если вам на занятии было скучно.
VIII. Организованное окончание занятия (порядок на рабочих местах).
Презентация (физкультминутка)
Приложение 1 (тесты, задания)
Приложение 2 (видео, аудио)