Сценарий занятия по теме "Графы"

Разделы: Математика


Цели занятия: изучить основные понятия теории графов, научиться определять степень вершин графа, рисовать полный граф с заданным количеством вершин, рисовать граф, который является дополнением к заданному графу.

Задачи занятия.

Образовательные: дать знания об основных понятиях теории графов.

Развивающая: формирование и развитие у учащихся познавательных способностей; развитие познавательного интереса к предмету; развитие логического и пространственного мышления; развитие умения планировать свою деятельность.

Воспитательная: воспитание интереса к изучаемому предмету, навыков внимания, аккуратности, умения сосредотачиваться, коллективного труда, самостоятельной работы.

Вид занятия: комбинированный.

Тип занятия: занятие формирования и совершенствования знаний.

Форма проведения занятия: лекция, коллективная работа, индивидуальная работа.

Оснащение и методическое обеспечение занятия.

  • Доска.
  • Цветной мел (или маркеры).
  • Цветные магниты.

План занятия

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач.
  3. Изложение нового материала
  4. Закрепление изученного материала.
    1. Работа у доки.
    2. Анализ ошибок
    3. Самостоятельная работа.
  5. Подведение итогов занятия.
    1. Оценка степени реализации поставленных целей.
    2. Оценка работы студентов.
  6. Задание к следующему занятию. Рекомендации к его выполнению.
  7. Общая оценка всего занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Минибеседа о готовности студентов к уроку, создание деловой и доброжелательной атмосферы, подготовка аудитории к уроку. Проверка отсутствующих.

2. Постановка целей и задач.

Преподаватель сообщает тему, цель и задачи занятия:

  • Тема нашего занятия: “Графы”.
  • Цель и задачи нашего занятия: изучить основные понятия графов, научиться определять степень вершин графа, рисовать полный граф с заданным количеством вершин, рисовать граф, который является дополнением к заданному графу.

3. Изложение нового материала.

Все рисунки изображаются на доске (можно для наглядности использование цветного мела для рисования ребер графа и цветных магнитов для изображения вершин графа).

Исторически сложилось так, что теория графов зародилась в ходе решения головоломок почти триста лет назад. Толчок к развитию теория графов получила на рубеже XIX и XX столетий, когда резко возросло число работ в области топологии и комбинаторики. Как отдельная математическая дисциплина теория графов была впервые представлена в работе венгерского математика Кёнига в 30-е годы XX столетия.

В настоящее время графы эффективно используются в теории планирования и управления, теории расписаний, социологии, математической лингвистики, логистики, экономики, биологии, медицине. Теория графов быстро развивается, находит все новые приложения и ждет молодых исследователей.

Графы получили широкое распространение в различных областях нашей жизни, т.к. они являются естественным и удобным способом изображения и дальнейшего анализа различных сложных сетей. Примеры графов в нашей жизни: схема электротранспорта в городе (висит в каждом троллейбусе и трамвае); схема метро (в городах, где построен метрополитен); иерархические структуры такие как генеалогическое древо, иерархия подчинения в армии, иерархия подчинения на предприятии; схемы проведения чемпионата по футболу, теннису и пр.; структура газопровода или нефтепровода в регионе и т.д.

Что общего у вышеперечисленных схем? Все они состоят из точек (кружков) и отрезков, соединяющих пары точек. Рассмотрение таких схем и приводит к понятию графа.

Определение 1. Графом G называется множество точек и множество линий, соединяющих некоторые пары точек. Точки называют вершинами или узлами, отрезки – ребрами графа.

Пример 1: граф с шестью вершинами и шестью ребрами (рис. 1).

Рисунок 1.

Пример 2: граф с тремя вершинами и тремя ребрами (рис. 2).

Рисунок 2

Пример 3: граф с семью вершинами и шестью ребрами (рис. 3).

Рисунок 3

Обычно вершины обозначают заглавными буквами (A,B,C,D…), а ребра – парой вершин, которое ребро соединяет: (А,B), (A,D) и т.д.

Определение 2. Ребро, соединяющее две вершины, называется инцидентным этим вершинам. При этом сами вершины, которые соединены ребром – смежными.

Пример 4: На рис. 1 ребро (DE) инцидентно вершинам D и E; а сами вершины D и E будут смежными.

Определение 3. Число ребер, инцидентных вершине М называется степенью этой вершины и обозначается deg(M).

Пример 5: На рис. 3 степень вершины D равна трем, степень вершины F равна нулю, а степень вершины E равна двум, т.е. deg(D)=3, deg(F)=0, deg(E)=2.

Определение 4. Если степень вершины равна нулю, то такая вершина называется изолированной.

Пример 6: На рис. 3 вершина F изолирована.

Определение 5. Если степень вершины равна единице, то такая вершина называется висячей.

Пример 7: На рис. 3 вершина G висячая.

Определение 6. Если ребро соединяет одну и ту же вершину, то такое ребро называется петлей.

Пример 8: На рис. 3 вершина Е имеет петлю.

Определение 7. Граф называется полным, если каждые две различные вершины его соединены одним и только одним ребром.

Пример 9: На рис. 4 полный граф с четырьмя вершинами.

Рисунок 4

Определение 7. Дополнением графа G называется граф с теми же вершинами, что и граф G, и теми и только теми ребрами, которые необходимо добавить к графу G, чтобы получился полный граф.

Пример 10: На рис. 5 произвольный граф G, а на рис. 6 граф , являющийся дополнением к графу G

Рисунок 5

Рисунок 6

4. Закрепление изученного материала.

5. Работа у доки.

У доски выполняются следующие упражнения

Задание 1. Дан граф G (рис. 7-12). Для каждой вершины определить ее степень.

1.1.

Рисунок 7

1.2.

Рисунок 8

1.3.

Рисунок 9

1.4.

 

Рисунок 10.

1.5.

Рисунок 11

1.6.

Рисунок 12

Пример выполнения этого задания:

Дан граф G. (рис. 13) Для каждой вершины определить ее степень

Рисунок 13

Решение:

Для каждой вершины считаем ребра, которые ей инцидентны, т.е. те, которые выходят из этой вершины. Изолированная точка имеет степень, равную нулю, а если вершине инцидентна петля, то она дает вклад в степень, равный двум, так как оба конца приходят в эту вершину.

deg(A)=3, deg(B)=2, deg(C)=2, deg(D)=4, deg(E)=3, deg(F)=3, deg(G)=1, deg(I)=0

Ответ: deg(A)=3, deg(B)=2, deg(C)=2, deg(D)=4, deg(E)=3, deg(F)=3, deg(G)=1, deg(I)=0

Задание 2. Нарисуйте полный граф с n вершинами.

2.1. n=2

2.2. n=3

2.3. n=5

2.4. n=6

Задание 3. Нарисуйте граф , являющийся дополнением графа G (рис. 14-17).

3.1.

Рисунок 14

3.2.

Рисунок 15

3.3.

Рисунок 16

3.4.

Рисунок 17

Пример выполнения этого задания:

Дан граф G (рис. 18). Нарисуйте граф , являющийся дополнением графа G.

Рисунок 18.

Решение:

В графе G 5 вершин, значит, в полном графе из каждой вершины должно исходить по 4 ребра (тогда эта вершина будет соединена с остальными вершинами). Поэтому, дополнением графа G будет граф (рис. 19), который содержит те же вершины и недостающие ребра:

Рисунок 19

4.2. Анализ ошибок.

Преподаватель акцентирует внимание на допущенных ошибках, чтобы студенты не допустили их при выполнении самостоятельной работы и при выполнении домашнего задания. При необходимости напоминает некоторые теоретические моменты.

4.3. Самостоятельная работа.

Студентам раздаются карточки заданием:

а) Нарисуйте произвольный граф G, содержащий не менее 5 вершин и не более 10.

б) Для каждой вершины определите степень.

в) Нарисуйте граф , являющийся дополнением графа G.

5. Подведение итогов занятия.

5.1. Оценка степени реализации поставленных целей.

Преподаватель оценивает степень реализации поставленных целей и задач

5.2. Оценка работы студентов.

Преподаватель вместе со студентами дает общую оценку работы всей группы в целом и некоторых студентов в частности.

5.3. Задание к следующему уроку. Рекомендации к его выполнению.

Задание 4. Дан граф G. Для каждой вершины определить ее степень

4.1.

Рисунок 20

4.2.

Рисунок 21

4.3.

Рисунок 22

Задание 5. Нарисуйте полный граф с n вершинами.

5.1. n = 4

5.2. n = 7

Задание 6. Нарисуйте граф , являющийся дополнением графа G (рис. 23-24).

6.1.

Рисунок 23

6.2.

Рисунок 24

6. Общая оценка всего занятия.

Преподаватель вместе со студентами дает общую оценку занятия, работы всей группы. Обсуждаются удачные и неудачные моменты. Преподаватель всех благодарит за участие и сообщает о завершении занятия.

Список литературы.

  1. Спирина М.С. Дискретная математика: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр “Академия”. 2004.
  2. Березина Л.Ю. Графы и их применение: пособие для учителей. –М.: Просвещение, 1979.