Задачи:
- Развивать внимание, быстроту реакции. Вызвать эмоциональный отклик.
- Закрепить знание о правилах дорожного движения; научить чётко выражать свои мысли, суждение, говорить верно. Закрепить умение применять полученные знания в играх и повседневной жизни. Закрепить умение применять полученные знания в инсценировке, способствовать развитию творческих способностей. Закрепить название и назначение дорожных знаков; определить, какие дорожные знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов.
- Выяснить готовность ребёнка к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге. Организовать игру – развлечение при индивидуальной работе с детьми.
- Убеждать в необходимости соблюдать правила дорожного движения.
- Воспитывать внимательное отношение к переходу улицы; уважение к труду работников инспекции безопасности движения.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы:
- Н. Дружинина «Дорожная азбука»
- С. Михалков «Моя улица»
- Ю. Магутин «Ты идёшь по улице»
- Е. Рейн «Этот страшный случай с Петей пусть всё знают все на свете»
Рассматривание открыток; дидактические игры «Транспортные средства», «По земле и по воде»; инсценировка «Нехочуха на дороге» <Фото 4 – Приложение 1>; самостоятельная деятельность детей «Изучаем микрорайон» <Фото 3 – Приложение 1>; викторина «Изучаем дорожные знаки» <Фото 5 – Приложение 1>; пропаганда <Фото 6 – Приложение 1>; Сюжетно/ролевые игры: ГИБДД <Фото 1 – Приложение 1>; «Мой любимый Айболит» <Фото 2 – Приложение 1>; «Автобус» <Фото 9 – Приложение 1>; выставки детских рисунков <Фото – Приложение 3>; составление сказки на новый лад «Колобок» и иллюстрирование <Приложение 2>;
Закрепление изученного материала «Дорожных знаков» <Фото 10 – Приложение 1>;
Дидактический наглядный материал: Папка раскладушка «Безопасность дорожного движения»; развивающие игры «Учим дорожные знаки», «Транспортные средства»; фотоальбомы «Правила дорожного движения в стихах, загадках, картинках», «Дорожные знаки и транспортные средства»; мини-плакаты «Красный, жёлтый, зелёный».
Демонстрационный материал: Пешеходный переход, дорожные знаки напольные, макет светофора, уголок «Светофорчик».
Раздаточный материал: Жилетки с дорожными знаками, жезл, куклы, кукольные коляски; атрибуты: ГИБДД, Незнайки.
Методические указания:
- Совместная интегрированная деятельность детей проводится под руководством взрослого (ведущего);
- Прежде чем начать интегрированную самостоятельную деятельность с ребятами, проведите предварительную работу;
- Не забывайте хвалить ребёнка, если он даёт правильный ответ. Помогите ему, если задание вызвало затруднение.
- Не выполняйте задание за ребёнка, только намекните, подскажите, не давая его целиком.
- Очень важно проводить интегрированную деятельность ребят с взрослым на положительном фоне, создавая её участникам ситуацию успеха.
Ход совместной деятельности
Дети – участники одеты в костюмы транспорта и дорожных знаков. Стоят в зале в шахматном порядке.
Воспитатель: Дорогие ребята! С каждым днём вырастают и хорошеют города и сёла. Строятся новые красивые дома, школы, детские сады, стадионы, парки. На улицах всё больше и больше машин. К нашим услугам разные виды транспорта – автобусы, такси, маршрутные такси, троллейбусы, трамваи. Нужно только уметь правильно ими пользоваться, хорошо знать правила дорожного движения, точно выполнять их. И шофёр, и пешеход должны быть особенно внимательными и осторожными, всегда помнить, что:
На красный свет – дороги нет!
На жёлтый – подожди!
Когда горит зелёный свет – счастливого пути!
Песня о нашем городе
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю в путешествие по необычному городу – городу Правил Дорожного Движения. А попадём мы туда, когда ответим на вопросы викторины по сказке «Колобок» на новый лад. <Приложение 4>
Под музыку песни «Автомобили» дети выполняют движения транспорта.
Выбегает Незнайка. Он оббегает машины, растерянно останавливается посреди зала.
Незнайка:
Попав в большой и шумный город, я растерялся, я пропал.
Не зная знаков светофора, чуть под машину не попал.
Кругом машины и трамваи, то вдруг автобус на пути.
Признаться честно, я не знаю, где мне дорогу перейти.
<Фото 7 – Приложение 1>;
1-й реб.
Перейти через дорогу
Вам на улице всегда
И расскажут и помогут
Говорящие цвета.
2-й реб.
С виду грозный и сердитый,
Очень важный светофор
С перекрёстка, с перекрёстка
На меня глядит в упор.
3-й реб.
Всё, что хочет он сказать
Я умею, я умею
По глазам его читать
Различать ты должен ясно
Цвет зелёный, жёлтый, красный.
Воспитатель: А сейчас мы проверим, насколько вы были внимательны, и знаете ли вы цвета светофора.
Игра «Красный, жёлтый, зелёный»
Дети (хором):
Красный – стой
Жёлтый – жди
Зелёный – проходи.
Воспитатель: А где у нас пешеходный переход? Незнайка, ты знаешь, как надо переходить улицу?
Незнайка: Знаю, знаю! Как хочу и где хочу!
Воспитатель: Дети, правильно он ответил?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как надо переходить дорогу?
Ребёнок:
Пешеход! Пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасёт. <Фото 8 – Приложение 1>
(Под музыку девочки с колясками везут кукол и переходят по пешеходному переходу).
Воспитатель: Незнайка, ещё один вопрос:
– Как следует себя вести, если ты вышел из автобуса и тебе надо перейти на другую сторону улицы?
Незнайка: Надо обойти автобус. А ещё лучше пролезть между колёсами.
Воспитатель: Да, я вижу, ты совсем не знаешь правил. (Детям) Ребята, объясните, как надо поступить?
– Надо подождать пока автобус отъедет. Внимательно посмотреть по сторонам, а затем переходить дорогу. Если рядом есть обозначенный переход, следует воспользоваться им.
Воспитатель: А теперь последний вопрос:
– Можно ли играть на проезжей части дороги и рядом с ней?
Незнайка: Смотря во что! В шахматы нельзя. Машины все фигуры посбивают. А вот в мячик можно. Ещё как!
Воспитатель: А вы ребята как думаете?
Дети: Возле дороги, а тем более на дороге играть нельзя.
Ребёнок: Правил дорожных на свете не мало. Все бы их выучить нам не мешало. Но основное из правил движения знать как таблицу должны умножения.
Дети (хором):
На мостовой не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться.
Незнайка: Мне теперь всё понятно.
(Выходят дорожные знаки).
Незнайка: А вы кто такие?
Дорожные знаки (хором):
Мы знаки дорожные
Запомнить несложно,
Что каждый из нас говорит.
Знаки (по очереди):
Город, в котором, с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Вот она, азбука над мостовой,
Знаки развешены над головой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилось с тобою беда.
1-й реб.
Все знакомые полоски
Знают дети. Знает взрослый.
На ту сторону ведёт пешеходный – ПЕРЕХОД.
2-й реб.
А здесь ребята не до смеха,
Ни на чём нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом
Можно только – ПЕШЕХОДАМ.
3-й реб.
Саша и Настенька в тревоге,
Нужен доктор им в дороге.
Не смотрите грустным взглядом,
Помощь близко: Доктор рядом!
ЗНАК МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.
4-й реб.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно срочно позвонить.
Должен знать и ты и он
В этом месте – ТЕЛЕФОН.
5-й реб.
Круглый знак, а в нём окошко
Не спеши тут сгоряча.
А подумай-кА немножко
Что здесь? Свалка кирпича?
(Знак «ВЪЕЗД ЗАПРЕЩЁН»).
Дети (хором):
Знаков дорожных на свете не мало
Всех бы их выучить нам не мешало.
Воспитатель: А теперь дети ответьте на мои вопросы:
– Где можно переходить улицу?
(Только по пешеходным переходам).
– Где нельзя играть?
(На проезжей части)
– Для чего предназначены: проезжая часть и тротуар?
– На какой свет мы переходим улицу?
(Зелёный).
(Незнайка отвечает вместе с детьми.)
Незнайка: Теперь я всё знаю о правилах дорожного движения и буду всегда их выполнять. А вы ребята?
Песня Светофорчика.
Сюрпризный момент.
Список литературы:
- М. Дружинина «Дорожная Азбука»;
- «Безопасная дорога детства» (Специальный выпуск к журналу «Дошколёнок Кузбасса»);
- О.Ю. Старцева «Школа дорожных наук»;
- Е.Н. Романова, А.Б. Малюшкина «Занятия по правилам дорожного движения»;
- А.В. Бармин, Е.А. Гальцова «Изучаем правила дорожного движения».