М.В. Ломоносов – сын Русской земли

Разделы: Физика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Аннотация к уроку: В ноябре 2011 года исполнилось 300 лет со дня рождения М.В Ломоносова. На основании распоряжения Правительства РФ от 19.07.2007 г. № 951-р   «Об утверждении плана мероприятий по подготовке и проведению празднования 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова», рекомендовано всем образовательным учреждениям, провести «Уроки Ломоносова».
Актуальность и практическая значимость обращения к жизни и деятельности первого российского академика обусловлена необходимостью познания его наследия, потребностью изучения личности и судьбы ученого, в том числе через организацию Ломоносовских уроков и применение интернет – ресурсов.

Предмет: Физика.

Класс: Учащиеся 9-10 классов.

Тема урока: М.В Ломоносов – сын земли русской.

Цель урока: Воспитание чувства гордости за принадлежность научного наследия великого ученого М.В. Ломоносова России, воспитание уважения к личности великого помора.

Задачи урока:

  • Обучающий аспект:
    • расширение кругозора учащихся;
    • формирование ценностных ориентиров учащихся;
    • актуализация знаний учащихся об особенностях эпохи
    • Петра I, Михаиле Васильевиче Ломоносове – человеке и гражданине.
  • Развивающий аспект:
    • развитие умений выделять главное, развивать мышление, память;
    • развитие творческих способностей учащихся;
    • развитие познавательного интереса к предмету через использование разнообразных форм работы;
    • формирование информационной компетенции.
  • Воспитательный аспект:
    • осуществление эстетического и нравственного воспитания учащихся на примере жизни и деятельности великого русского мыслителя, ученого и гражданина М.В. Ломоносова;
    • воспитание культуры поведения учащихся, воспитание чувства товарищества и взаимопомощи;
    • осуществление трудового воспитания и профориентации учащихся.

Время реализации урока: 1.5 часа.

Авторский медиапродукт: Xilisoft Video Converter 3, Power Point 2007. Наглядная презентация учебного материала.

Необходимое оборудование и материалы для урока-занятия:

  • Компьютер
  • Интерактивная доска
  • Видеопроектор

План проведения урока:

Этапы урока

Подэтап

Временная реализация

Вхождение Приветствие

1-2 мин.

  Мотивация Планирование

5 мин.

  Оценка знаний учащихся

10 мин.

  Основной Сообщение новой информации

15 мин.

  Игровая пауза

3 мин.

  Формирование и развитие навыка

48 мин.

Заключение Анализ и подведение итогов

5 мин.

  Рефлексия

3 мин.

ХОД УРОКА

I. Вхождение

Учитель: Здравствуйте, дорогие мои друзья! Наш урок посвящен 300-летию со дня рождения великого сына земли русской – Михаила Васильевича Ломоносова, который мы проведем в форме виртуального путешествия.

С детства всем знакомо имя – Ломоносов…
Сей великий человек опередил века!
Он – поэт, художник и философ,
Это гений – и ему сравненья нет пока!

Всем знакомо имя великого ученого, поэта, просветителя Михаила Васильевича Ломоносова. Могучий, многогранный и самобытный талант Ломоносова коснулся всех сторон науки, и культуры своего времени. Ломоносов известен как физик, химик и геолог, астроном, художник и технолог, литератор, историк и философ, – казалось, всюду он успевал и везде привносил новое, неожиданное, прогрессивное… Такой разносторонностью в прошлом обладал лишь Леонардо да Винчи, а в последующем уже никто (концентрация внимания учащихся на объекте изучения, нравственное и гражданское становление личности).

II. Основной

1. Актуализация знаний учащихся:

  • об эпохе Петра I, возрождении России, формировании технической интеллигенции.
  • малой Родине М.В. Ломоносова, жизненном укладе и быте поморов;
  • области интересов и исследований великого русского ученого, его творческом наследии.

2. Сообщение новой информации:

  • Чтение стиха учащимися:

Людей немного знает свет,
Опередивших на сто лет
Развитье мысли на Земле,
Науке новой дав рассвет.

На тихом острове он жил,
Наукой с детства дорожил,
И вот однажды в январе
В Москву поехал Михаил.

Без денег нелегко прожить…
Ему пришлось латынь зубрить,
И раньше срока кончив курс,
Решил он Киев покорить.

Но уезжает в Петербург.
Потом в Германию, в Марбург.
Пять лет живёт за рубежом,
Вернувшись, знаний багажом
Всех удивляет, и берут
Его работать в институт.

И у комиссии в столе
Доклад о холоде, тепле,
Доклад о светлости металлов,
А ей, комиссии, всё мало,
Но после сплетен и доносов
Профессор – Миша Ломоносов.

Наука вознеслась к верхам,
Здесь Ломоносов, тут и там!
Электроток и цвет стекла
Наука вся его влекла.

Московский университет
Его работа этих лет.
И навсегда теперь, отныне
Он его гордо носит имя.

Но не иссяк круговорот
Открытий. Дел не впроворот:
Венера, свет, стихи, эфир –
Открытья облетают мир…

Когда не стало света мысли,
Казалось, мир осиротел,
А Ломоносов так хотел,
Добиться своей цели в жизни.

Эх! Не успел, достичь всего!
Но навсегда его ученья
Нам будут символом того,
Что с нами на земле жил гений!

  • Просмотр презентации «Через тернии к звездам», в данной работе познакомимся с открытиями, которые сделал М.В. Ломоносов в области естественных наук.

3. Игровая пауза

Язык  времени  Ломоносова  сильно  отличался  от  современного  языка.  Сейчас  мы  проверим,  знаете  ли  вы  устаревшие  слова,  встречающиеся  в  произведениях  Ломоносова. Выполним зарядку по-старославянски.

Разведите в стороны  десницу и шульцу – соедините их.
Поднимите рамена – опустите.
Потрясите дланями.
Погрозите  перстами.
Вытяните выю.
Наклоните главу – опустите.
Погладьте себя по ланитам.

(десница – правая рука;  шульца – левая рука;  рамена – плечи;  длани – ладони;  персты – пальцы;  выя – шея;  глава – голова;  ланиты – щеки).

4. Формирование и развитие навыка

Учащиеся получают 12 творческих заданий (каждое задание выполняют 2 ученика) затем идет обсуждение выполненных заданий.

Задание 1.

Разгадай кроссворд.

  1. Сборник карт по географии
  2. Астрономический прибор для изучения небесных тел
  3. Учебник, описывающий строй языка
  4. Узор, картина, выполненные из скрепленных друг с другом кусочков разноцветного стекла, искусство составления таких узоров
  5. Вторая планета по удаленности от Солнца
  6. Помещение, где проводятся научные и технические опыты, эксперименты, исследования, анализы.
  7. Высшее учебное заведение
  8. Освещение
  9. Прямоугольник, у которого все стороны равны

Ответы: 1. Атлас; 2. Телескоп; 3. Грамматика; 4.  Мозаика; 5. Венера; 6. Лаборатория; 7. Университет; 8. Электричество; 9. Квадрат.

Задание 2. «Блиц-турнир»

1) В каком году родился Ломоносов?

а) 1721 
б) 1712   
в) 1711

2) Ломоносов родился в семье

а) крестьянина  б) дворянина  в) помещика

3) Сколько детей было в семье Елены Ивановны и Василия Дорофеевича Ломоносовых?

а) 3  
б) 4  
в) 1

4) Что предлагали родители Ломоносову?

а) жениться
б) учиться 
в) строить дом

5) За кого выдал себя Михайло в Москве?

а) сына крестьянина
б) сына священника
в) сына дворянина

6) Сколько денег получал в день ломоносов во время учебы в Москве?

а) три рубля 
б) три медяка 
в) три копейки

7) Как называлась мозаичная картина Ломоносова?

а) Полтавская битва 
б) Полтавская баталия 
в) Куликовская битва

8) Сколькими иностранными языками свободно владел ломоносов?

а) 12
б) 5
в) 10

Задание 3.

Ломоносов начал учиться довольно поздно, лет с двенадцати. Он обучился грамоте очень быстро. Его первыми учителями были местный дьячок да сосед – Иван Шубный, который сам-то был старше Ломоносова всего на семь лет. Односельчане часто обращались к Михайле подписать какие-либо бумаги. Сохранилась запись четырнадцатилетнего Ломоносова о постройке церкви, и в ней нет ни единой орфографической ошибки, хотя почерк еще не приобрел твердости.

Приложите-ка и вы свою ручку. Попробуйте гусиным пером написать фамилию Ломоносов. Постарайтесь написать красиво, витиевато и аккуратно, как это делал юный Ломоносов.

Образцы почерка 14-летнего (сверху) и 19-летнего (снизу) М.В. Ломоносова. Обнаружены А. Тыренским при обследовании Дмитриевской церкви в 1865 году.

Задание 4.

Постигнув грамоту,  Ломоносов стал усердно разыскивать книги, а их в ту пору было немного. У зажиточного соседа Христофора Дудина была собственная библиотека. Ломоносов впервые увидел там две книги недуховного содержания. Что только не делал Михайло, чтобы получить их: просил, умолял, в холодную воду бросался. Но старик Дудин был неприступен. Только после его смерти сыновья Дудины отдали Ломоносову эти две книги. Они были написаны довольно сложным языком, но Ломоносов непрестанно их читал и выучил наизусть. С тех пор Михайло никогда не расставался с ними, носил всегда собой. Он позднее назвал их вратами своей учености.

Как назывались эти книги и кто их авторы? Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете читать.

"Псалтырь" Симеона Полоцкого. Ломоносов называл эту книгу «вратами своей учености».

Задание  5.

Ломоносов мечтал учиться дальше, но в родных местах возможности получить хорошее образование не было. И он решил идти в Москву. Не раз пробовал он отпроситься у отца, падал в ноги, но ничего не добился. Отец не понимал такого большого стремления учиться. Михайло был его единственным сыном и должен был продолжить дело отца. Тогда Ломоносов стал скрытно готовиться в дорогу: запасся деньгами, сосед Иван Шубный дал ему три рубля и китайское полукафтанье. Кроме того, Ломоносов понимал, что нельзя в Москву прийти беспаспортным бродягой. За это били кнутом нещадно. Поэтому он взял с собой паспорт, который получил с большим трудом. Паспортом была бумага, в которой указывалось, что Ломоносов отпущен в Москву.

Представьте, что к вам пришел Ломоносов и попросил написать такую бумагу. Впишите в паспорт пропущенные слова.

Паспорт

Имя_______________________________________________________________
Сын (имя  отца)______________________________________________________
Родился ___________________________________________________________
В (населенный пункт)___дер.___________________губерния_________________
Отпущен в (город)___________________________________________________
Время года _____________________________17……года

Задание 6.

Придя пешком с рыбным обозом в Москву, Ломоносов поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию. Здесь Ломоносов усердно изучал латинский язык, самостоятельно освоил греческий. Учитель риторики Крайский прививал ученикам уважение и любовь к книге.  Он советовал: Лучше прочитать немногое со вниманием, чем многое бегло и бесполезно». В академии ученики должны были писать стихи. Это было не творческим заданием по желанию, а обязательным признаком высшей образованности. До нас дошли шуточные стихи «на туесок», написанные Ломоносовым в то время.

Представьте, что вы ученики Славяно-греко-латинской академии. Ваше домашнее задание – сочинить стихотворение. К каждой строчке стихотворения даются слова. Выберите из них и впишите недостающее слово, чтобы получилось стихотворение, которое написал Ломоносов.

Услышали ---------- (пчелы, мухи, осы)
………….. духи (медовые приятные, ужасные)
Прилетевши ----- (летели, запели, сели)
…………….запели (от горя, в радости, с гордостью)

А сейчас усложним задачу. Вам нужно самим дополнить стихотворение словами.

Мышь некогда, любя святыню,
Оставила прелестный ... (мир).
Ушла в глубокую …  (пустыню),
Засевшись вся в голландский … (сыр).

Задание 7.

Ломоносов – великий, гениальный человек. Он первый русский профессор. Он сделал множество открытий в разных областях знаний. Его труды составляют 11 толстых томов, и все они были напечатаны при его жизни. Он создал новый тип телескопа, прибор для ночного наблюдения, при помощи которого можно видеть в сумерках и ночью. И назвал он этот прибор «ночезрительная труба» или «ночегляд».

Давайте представим, что некоторые изобретения 20-го века были бы сделаны во времена Ломоносова. Какие названия они могли бы иметь? Пофантазируйте! И напротив слова, называющего изобретение, запишите ваш вариант.

Автомобиль –
Телевизор –
Холодильник –
Магнитофон –
Компьютер –
Калькулятор –
Стиральная машина –
Например, караоке – глядопение.

Задание 8.

Среди написанных слов необходимо найти одно лишнее.

1) Термины, которые впервые употребил Ломоносов:

а) градусник
б) горизонт
в) квадрат
г) кислота
д) радуга

2) Ломоносов был:

а) физик
б) химик
в) астроном
г) биолог д) поэт

3) Промысловые суда отца Ломоносова назывались:

а) «святой архангел Михаил»
б) «Помор»
в) «Чайка»

4) Продукты питания во времена Ломоносова:

а) репа
б) квас
в) картофель
г) крупа
д) хлеб

5) Имена женщин из семьи Ломоносова:

а) Елена
б) Екатерина
в) Елизавета
г) Ольга

6) Звания Ломоносова:

а) профессор
б) художник
в) советник
г) ученый
д) адъюнкт

7) Одежда, которую носил Ломоносов:

а) камзол
б) кафтан
в) риза
г) тулуп
д) полукафтанье

8) Города, в которых учился Ломоносов:

а) Архангельск
б) Санкт-Петербург
в) Марбург
г) Москва
д) Фрейберг

Задание 9.

При жизни и после смерти Ломоносова художники и скульпторы воплощали его образ в портретах, бюстах, памятниках. До нашего времени дошло большое количество портретов. Русские люди украшали ими свои дома в знак исключительного почтения гения Ломоносова. Памятники Ломоносову есть в Москве, Архангельске, Северодвинске, на его родине в селе Ломоносово и в других городах нашей страны.

Ваша задача: определить, в каких городах установлены эти памятники.

«Шагающий Ломоносов» –  г. Москва (перед МГУ)

«Ломоносов – поэт в римской тоге с лирой в руках» – г. Архангельск (АГТУ)

«Ломоносов – ученый в профессорской накидке, без парика, смотрящий на север» – г. Северодвинск (площадь им. Ломоносова)

«Ломоносов сидящий» (как будто перед дальней дорогой) –  село Ломоносово.

Задание 10.

Вы получили различные геометрические фигуры. Они похожи на маленькие стеклышки, из которых Ломоносов делал свои знаменитые мозаики.

Вам нужно сложить мозаичную картинку, какую  вы придумаете.

Задание 11.

Составить синквейн о Ломоносове.

Задание 12.

«Сравни себя с известным человеком»

Учащиеся выбирают портрет одного из известных людей, с которым может себя сравнить или, если нет такого, то противопоставить, или же третий вариант – что они могут взять несколько портретов и выбрать те качества, которые у них есть из не скольких известных людей.
Например: в руках портрет Петра I. Участник выбирает первый путь (сравнение): «Меня зовут Володя, Петр I был очень целеустремленным человеком, всегда добивающимся своей цели, не останавливающийся перед трудностями, любящим детей и я являюсь таким же, как он.
Если участник выбирает второй путь, то его монолог может протекать в другом русле: «Петр I, добиваясь своей цели, не считался ни с чьим мнением, он мог запросто обидеть человека и пойти против всего народа. Эти его качества мне неприятны, и я бы никогда так не сделал».

III. Заключение

Оценка учителем деятельности учащихся по выполнению задач урока.  Наша работа подходит к концу, и я думаю, что каждый из вас внес свой вклад в достижение общих целей.

Учитель: Спасибо всем, мы познакомились с целой эпохой, имя которой Михаил Васильевич Ломоносов.

Рефлексия:

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отметить свои ответы:

«V» – ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» – ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| »  – ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» – ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» – не ответил.