Цели урока:
Задачи урока:
- повторить преобразование графиков функций вида y=f(x+a), y=f(x)+b), y=f(- x), y=-f(x);
- выяснить алгоритм построения графиков функции y=mf(x);
- научиться выполнять данное преобразование на примере графиков тригонометрических функций.
План урока
Этапы урока | Виды УУД | |
1. Орг. момент | - Сегодня на уроке мы с вами должны с помощью различных заданий определить тему урока, ваши задачи на этом уроке, выработать алгоритмы действий, записать их и применить их при выполнении заданий. | |
2. Актуализация знаний | 1) Устно (работа на интерактивной
доске или с помощью презентации, а также на
местах). а) Какие виды преобразований графиков мы уже знаем? Насколько Вы хорошо знаете преобразования и действия для их выполнения мы проверим с помощью заполнения таблицы. (Слайд 1). Презентация 1 ученик у доски, остальные на местах в листах зал №1. б) С помощью стрелок выстроить соответствие графиков функций и их аналитической записью. (Слайд 2) в) Какая функция выпадает из общей закономерности? Какой график лишний? г) Что общего в аналитической записи функций? д) Сформулируйте вид преобразований. Итак какова тема нашего урока. А теперь сформулируйте её задачи. е) Что необходимо для решения этих задач? - Выработать алгоритм построения графиков вида y = mf(x) и научиться на практике применять его. |
Регулятивные: 1. Целеполагание. 2. Планирование. |
3. Введение новой темы. | Вернемся к нашей таблице. (Слайд
3) Что происходит с координатами точек 1 и 3 преобразования? 2 и 4? А что произойдет с координатами точек нашего нового вида преобразований? (x;y)(x;my) а) 1 случай. Вместе со мной у себя на раздаточных листах выполним построение точек А, В, С, отмеченных на графике функции y =f(x), с помощью преобразования y = mf(x) и запишите координаты новых точек. Чему равно m? (2). Какие координаты будут у точки, в которую перейдет точка С? Отметили. Точка В? Отметили? Точка С? А что произошло бы с остальными точками графика, если бы мы выполняли это преобразование? А с самим графиком? (Растяжение от оси ОХ) Какая точка повела себя особенно? Почему? б) 2 случай. Следующее задание. Чему равно m? Все у себя на раздаточных листах. Записываем и отмечаем переход координат точек в таком порядке С, В, А и сами точки в системе координат. Что произойдет с координатами всех остальных точек графика? А с самим графиком? (сжатие к оси Ох) А со всеми ли? (Правильно. Кроме тех точек, которые лежат на оси ОХ.) Вывод: 1) точки лежащие на оси ОХ, остаются неподвижные; 2) если m>1 происходит растяжение графика от оси ОХ; 0<m<1 – сжатие к оси ОХ. в) 3 случай. Чему равно m? Какие будут координаты у новых точек? А у всех остальных точек графика? Что произошло с графиком? А как по-другому можно выполнить это преобразование? Вывод: y = -2f(x). 1) g(x) = 2f(x) 2) y = -g(x) Какое действие происходит при преобразовании вида y = mf(x)? От чего зависит сжатие или растяжение от оси ОХ? Как меняются координаты точек? Всех? Продолжите заполнение таблицы в ваших тетрадях по теории. |
Коммуникативные. Познавательные. |
4. Закрепление нового материала. | Выполните у себя на листах построение данных графиков. | Коммуникативные. Познавательные. Регулятивные. |
5. Рефлексия. | Что мы сегодня изучали на уроке? Что происходит с графиком при таком преобразовании? От чего зависит сжатие или растяжение? А какие ещё может принимать значения m? Каков алгоритм в этом случае? Какие особенности при построении такого преобразования надо учитывать? Как выполнить преобразование, если m<0? |
Регулятивные. |
Раздаточный материал (Приложение)