Проектная деятельность в начальной школе. Тема: "Приморье – край удивительной природы"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


рис.1Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.

рис.2Формирование исследовательской культуры школьника – одна из важнейших задач современного образования, поскольку она отражает проективные способы деятельности ученика. Конечно, возраст  накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников, однако вовлекать таких школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если не учитывается это обстоятельство и этот возраст рассматриваеть как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития познавательной деятельности воспитанников младшей школы и среднего звена и в дальнейшем  в  значительной части школьников не удается достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

рис.3 Приступая к проектированию с младшими школьниками, мы учли тот факт, что проблема исследования должна быть в области познавательных интересов младших школьников и находиться в зоне их ближайшего развития. Поэтому было выбрано направление работы над проектами, связанное с содержанием курса «Окружающий мир». С учетом этого и была предложена тема исследования «Приморье – край удивительный».

ЦЕЛЬ работы над проектом: Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

ЗАДАЧИ:

  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  • умение координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  • формирование умения решать творческие задачи.

Работа над темой проходила в следующем порядке.

  • Знакомство с темой.
  • Выбор подтем.
  • Сбор информации.
  • Выбор проектов.
  • Работа над проектами.
  • Презентация проектов.

На первом организационном этапе дети ознакомились с темой предстоящей исследовательской работы. Чтобы направить воспитанников на самостоятельную поисковую деятельность, им были заданы такие вопросы:

  • Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект?
  • Какую информацию вам необходимо получить?
  • К каким источникам информации следует обратиться?

рис.4Предварительно с родителями была проведена беседа, на которой родителей познакомили с сутью метода проектов и его значимости для развития личности детей, а так же с возможными формами участия родителей в ней. Сделан акцент на то, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектом, а помогали советом, информацией, проявляли заинтересованность деятельностью ребёнка.

В процессе выбора подтем наметилось три основных направления: «Животные», «Растения», «Заповедные зоны Приморья». В течение учебной недели дети работали над сбором информации по выбранным  подтемам. Воспитанники работали в школьной библиотеке с различными источниками информации: энциклопедиями, книгами, атласами, журналами, искали интересующую их информацию в Интернете, на компакт-дисках с записями  прошедших экскурсий в Ботанический сад, дендрарий, заповедник. Беседовали с преподавателями, родителями, советовались со старшими ребятами.

После того как были собраны сведения по большей части тем, прошла Малая конференция , на которой дети выступали со своими творческими отчетами по собранной ими информации, а также прошло обсуждение с детьми, какие проекты возможны по итогам изучения темы.

В качестве проекта детьми  решено оформить стенгазету, выпустить атлас «Заповедники Приморского края», папку к урокам «Окружающий мир» по теме «Растительный мир Приморья».

рис.5

На этом этапе задания были не индивидуальными, а групповыми. И именно с этого этапа велась работа по организации взаимоотношений между учениками, так как главной целью проектирования является не получение объективно нового результата, как в науке, а развитие личности, нравственное воспитание младших школьников.

На этапе реализации проекта дети договорились о стиле выполнения работы. На этом этапе нами, как педагогами, были созданы благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе. На этом этапе школьники учились выслушивать чужое и отстаивать своё мнение перед группой. В этот момент от нас педагогов требовалось тщательное наблюдение за совместной деятельностью детей в ситуации сотрудничества и подчинения. И в форме дружеских советов направлять деятельность детей на завершение начатой работы.

Особого внимания требует в начальной школе завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Задача педагога помочь воспитанникам  подготовить проект к презентации. На этом этапе учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Мы предложили детям план выступления к рассказам о своём проекте:

  •  Кому предназначен проект?
  •  Какие использовались материалы? Достаточными знаниями и умениями вы обладали или пришлось чему-то учиться? Какими источниками вы пользовались? Кто вам помогал?
  •  По каким этапам выполнялся проект? В чём они заключались?
  •  Какие комментарии вы получили относительно изготовленного вами изделия от потенциальных пользователей и посторонних лиц?
  •  Как улучшить проект и каковы направления для дальнейшего исследования?

Оценка проекта происходила в форме защиты учениками своих работ. Каждая группа приготовила выступление, выбрав для этой цели одного представителя из своих рядов.

рис.6

В качестве итогового объекта труда воспитанники получили потребительские изделия – СТЕНГАЗЕТУ, АТЛАС, ПАПКУ С НАГЛЯДНЫМИ ПОСОБИЯМИ.