Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-исследование
Цели урока:
Образовательная:
- раскрыть материальный характер электрического поля;
- дать понятие напряженности электрического поля;
- обеспечить в ходе урока усвоение учащимися принципа суперпозиции полей.
Воспитательная:
- содействовать формированию у обучающихся умения осуществлять самоконтроль;
- содействовать формированию у обучающихся устойчивого интереса к изучению физики.
Развивающая:
- развитие умения наблюдать и делать выводы на основе проделанных опытов;
- развитие умения логически излагать свои мысли;
- развитие познавательного интереса учащихся.
Оборудование:
- Интерактивная доска, мультимедийный проектор.
- Демонстрационное оборудование: штатив, металлические гильзы из фольги, эбонитовая палочка, кусочек меха, вакуумный насос;
- Диск 1 С: Образование. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7-11 классы.
Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. - М.: Просвещение, 2011
Презентация к уроку (Приложение1)
Ход урока
1. Организационный момент.
Постановка цели урока:
Закон Кулона, изученный на предыдущем уроке, показывает силу, с которой взаимодействуют электрические заряды, но не отвечает на вопрос как осуществляется действие одного заряда на другой. Сегодня на уроке мы раскроем физический смысл процесса взаимодействия.
2. Активизация знаний учащихся.
Физический диктант (Слайд 2) с последующей самопроверкой. (Слайд 3)
3. Изучение нового материала.
1) Введение понятия электрического поля.
Эксперимент 1. Эбонитовую палочку, заряженную трением о мех, приближаем к металлической гильзе из фольги, подвешенной на нити, наблюдаем отклонение нити от вертикали.
Вывод: взаимодействие происходит на расстоянии.
Эксперимент 2. Металлические гильзы, заряженные одинаково и подвешенные на нити в одной точке поместим под колокол вакуумного насоса и выкачаем воздух.
Вывод: воздух не влияет на взаимодействие зарядов.
Объяснение процесса взаимодействия зарядов дал М. Фарадей (Слайд 4), его идею подтвердил Максвелл.
Обобщение - свойства электрического поля (Слайд 5).
2) Введение понятия "напряженность электрического поля"
- определение напряженности электрического поля (Слайд 6);
- определение напряженности поля точечного заряда (Слайд 7);.
3) Направление вектора напряженности электрического поля
- правила построения вектора напряженности электрического поля (Слайд 8);
- работа с интерактивной моделью - вход через гиперссылку со слайда 8 на диск 1 С: Образование. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7-11 классы, -> библиотека -> разделы физики -> электродинамика -> модели -> 1. Введение понятий источник поля, пробный заряд и напряженность поля в поле точечных зарядов
(установить Q2=0):
1. Показать, что при изменении значения пробного заряда, прямо пропорционально меняется сила, действующая на этот заряд со стороны электрического поля, следовательно, напряженность электрического поля не зависит от значения пробного заряда.
2. Исследовать зависимость силы, действующей на пробный заряд со стороны электрического поля, от расстояния до заряда, создающего поле.
3. Исследовать зависимость значения напряженности электрического поля от модуля заряда, создающего поле.
4. Рассмотреть направление вектора напряженности электрического поля положительного и отрицательного зарядов.
4) Принцип суперпозиции полей (Слайд 9)
Исследовать с помощью интерактивной модели вид суммарного вектора напряженности электрического поля при положительном и отрицательном значении Q2.
4. Задачи на закрепление (Слайд 10-13)
Учащиеся маркером показывают направление вектора напряженности электрического поля в указанных точках.
5. Домашнее задание (Слайд 14)
Параграфы 90-91 упр.17(5)