Актуальность. Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь фантазии, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия. В психологии есть даже отдельное направление - сказкотерапия. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть, ребёнок может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.
Цель: сказкотерапия как методика духовного развития личности ребенка.
Мы предполагаем, что духовное и целостное развитие детей дошкольного возраста будет эффективным при условии, если:
- использовать потенциал сказкотерапии;
- проводить систематическую работу с использованием сказкотерапии;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей
Задачи:
- Развивать умение детей творить и фантазировать.
- Закреплять умение пересказа известной сказки с опорой на основные события "по кругу"; учить понимать скрытый смысл сюжета сказки; продолжать учить правильно задавать вопросы.
- Воспитание доброго отношения друг к другу, чувства сопереживания.
- Продолжать знакомить детей с бытом и обычаями народов Саха; вызвать чувство восхищения красотой отношений между людьми.
Оборудование: Значки помощники, якутская народная сказка "Старушка Бэйбэрикэн с пятью коровами", микрофон; куклы-марионетки (по количеству детей); рисунки из сказки "Старушка Бэйбэрикэн с пятью коровами"; 2 больших зеркала; атрибуты из сказки - наперсток, игла, ножницы, колокольчики-бубенчики.
Ход занятия
Психолог: - Здравствуйте, ребята! Я могу помочь вам попасть в страну Сказок. Но хочу я вас спросить: "Готовы вы пройти везде, героям сказки помогать в беде?"
Дети: - "Готовы!"
Психолог: - Тогда возьмитесь за руки, закройте глаза. Раз, два, три, счастливого пути!
Дети проходят в другое помещение. Звучит музыка, дети открывают глаза.
Психолог: - Вот, ребята, мы с вами в сказочной стране. Ах, как красиво!
Психолог: - Но смотрите, я вижу значки. Они нам подсказывает, что нам делать. О чем же они нам говорят? ("Смотри", "Слушай", "Говори")
На полянке лежит книга якутская народная сказка "Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами"
Психолог: - Давайте вспомним эту сказку и по кругу друг за другом расскажем эту сказку, но только очень коротко, самое главное. Начинает рассказывать :
Дети рассказывают сказку
Психолог: - Молодцы! А теперь попробуем еще раз рассказать по-другому. Представим, что кто-то из вас Харжит-Берген. Например : Коля.
- Коля, расскажи нам, как ты охотился.
Мальчик представляет себя в роли Харжит-Берген и рассказывает от 1-ого лица
- Какой замечательный у нас Харжит-Берген!
Психолог: - А ты, Настенька, превратись, пожалуйста, девушку-хвощинку, и расскажи нам, как ты заблудилась?
Девочка рассказывает от 1-ого лица
- Молодец!
Психолог: - Ребята, а давайте поговорим с чубарой лошадью, понимающей человечью речь. Пусть он нам скажет, почему он выдал дочь восьминогого абаасы.
Происходит диалог между чубарой лошадью и детьми
Психолог: - Ребята, действительно ли получила по заслугам дочь восьминогого абаасы? Давайте, устроим суд над ней. Медведю скучно и одиноко одному в доме. Мне его жалко. Как же нам ему помочь?
Выбираются судья, обвинитель, адвокат, свидетели - герои сказок. Заслушиваются речи ролевых лиц. Затем оглашается приговор.
Психолог: - Ребята, мы с вами совершили правосудие. Смотрим на значок, пора отправляться дальше. (Значок "Идем дальше")
Дети подходят к ширме. На ней значки "Смотри", "Думай". Раскрываю ширму, на ней висят куклы-марионетки.
Психолог: - Ребята, как вы думаете, какое здесь доброе дело можно сделать?
Выслушиваю версии детей.
Психолог: - Давайте кукол оживим, поиграем с ними.
Дети берут куклы и начинают их водить.
Психолог: - Вот видите, как только мы взяли кукол, они ожили. И от наших действий зависит то, что будет делать кукла. Вот наши куклы поприветствовали друг друга жестами, они пока разговаривать еще не могут. Они решили прогуляться (двигаются). Но вдруг налетел сильный ветер, и наши куклы прижались друг к другу, чтобы им не было холодно.
Ветер прекратился, куклы опять разбежались по полянке. Нагулялись, пора отдохнуть.
Дети вешают кукол на место, прощаются с ними.
Значок "Идем дальше"
Подходим к доске с картинками по сказке "Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами" (по значкам "Думай", "Говори")
Психолог: - Ребята, о чем эта сказка? Кто здесь добрый, кто злой?
- Как вы думаете, чему она учит?
- С чего начались чудесные события со старушкой Бэйбэрикээн? (Она нашла необыкновенную травинку с пятью отростками и бережно ее выкопала, не повредив ни одного корня).
- Почему Харжит-Берген так поступил с дочь восьминогого абаасы?
- Какой вам представляется старушка Бэйбэрикээн?
- Почему звенят колокольчики-бубенчики при появлении девушки?
- Что означает колокольчик для людей Саха? (Колокольчики - бубенчики звенят на счастье, они очищают дом от худа и болезней).
- А что означают наперсток, игла, ножницы в сказке? (Это значит, что в доме скоро появится девушка. Якутская девушка - мастерица).
По всем вопросам выслушиваю ответы детей.
Психолог: - Рассмотрите себя в зеркале со всех сторон. И поиграем в игру "Замри". Пока звучит музыка, вы двигаетесь как сказочные герои. Как только музыка замолчит, вы должны замереть, как будто это портрет. Молодцы! Настоящие артисты!
Психолог: - Ну что, ребята, вам понравилась сказка "Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами"?
- А мне вы понравились, понравилось как вы дружно работали, помогали друг другу (индивидуальные похвалы).
- Путешествие закончилось, но Сказка с вами не прощается, она сама будет приходить к вам в гости. А куклу возьмите себе на память.
- Возьмитесь за руки, закройте глаза. До свидания. Желаю удачи!
Список использованной литературы.
- Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина. /А.В.Гнездилов.- СПб., 2004.
- Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапии. /О.В.Защиринская.-СПб., 2001.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. /Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева.- СПб., 2000.-58-68с..
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. / А.Ю.Капская. Т.Л.Мирончик. - СПб.:Речь, 2006. -8с.
- Набойкина Е. Коррекционные сказкотерапевтические игры для детей с отклонениями в развитии / Е.Набойкина // Школьный психолог. - № 23, 2005. - -16с.,-с 44-47.
- Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. / Д.Ю, Соколов. -М., 2005. -82 с.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души: терапевтические сказки. / О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев.и -М., 2001.
- Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. / С.А.Черняева. -СПб., 2003.