Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью.
Современная статистика говорит о том, что только 14% детей рождаются физиологически зрелыми.
25-35% приходят в первый класс, имея физические или хронические заболевания.
90-92% выпускников школ находятся в "третьем состоянии", т.е. они еще не знают, что больны и считают себя здоровыми.
Какие факторы влияют на состояние здоровья человека?
- наследственность - 15%;
- состояние окружающей среды - 25%;
- здравоохранение - 10%;
- ЗОЖ - 50%.
То есть, определяющим фактором здоровья считается осознание человеком, разумного выбора средств и действий для формирования здоровья и здорового образа жизни.
Возникает вопрос: "Когда надо начинать учить привычкам к ЗОЖ?"
Ответ однозначен: "Чем раньше, тем лучше". Поэтому начиная с младшей группы, я веду работу с детьми по ознакомлению со своим организмом и влиянием различных факторов на состояние здоровья.
Цель работы:
Формирование у ребенка элементарных знаний о сложном строении и взаимосвязи всех органов и систем человеческого организма как основы его заботы о собственном здоровье.
В процессе работы решаются следующие задачи:
- сформировать у детей желание быть здоровыми и крепкими;
- стимулировать развитие у детей самостоятельности и ответственности, т.е. учить применять полученные знания в реальной жизни, на практике;
- дать первоначальные сведения о строении человеческого организма;
- помочь ребенку избежать опасные ситуации.
В основу моей работы заложен ряд принципов:
- доступность;
- наглядность;
- опоры на жизненный опыт детей;
- принцип позитивности (создание доброжелательной, поддерживающий атмосферы помощи и сотрудничества).
Формы преподносимого материала разнообразны: беседы, занятия, театрализованное представления, игры, чтение и заучивание, рассказывание.
Материал интегрирован с физической культурой, изодеятельностью, развитием речи.
Применяемые педагогические технологии.
- Личностно-ориентированные:
сотрудничества: социо - игровой подход; проектная деятельность;
- Объяснительно - иллюстративные;
- Развивающие:
- моделирование;
- Игровые;
- Проблемно-поисковые;
- Здоровьясберегающие;
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- обеспечение социально-психологического благополучия ребенка.
Со второй младшей группы мы с детьми начинаем изучать себя, особенности своего организма. В игре "Мое тело" дети показывают части тела: глазки - краски, ушки - послушки, плечики - кузнечики, и так далее, заканчивая: ножки - сапожки".
Во время показа дети поглаживают, пощипывают, подергивают, производят массажные движения. Продолжая знакомство с телом, выкладываем изображение человека. Когда дети твердо знают и показывают на себе части тела, провожу игру "Я назову - ты покажи". Например: "уши, руки, глаза : хвост" - первое время дети озадачены, а потом начинают смеяться.
Такие игры детям нравятся. В них они ненавязчиво усваивают знания о строении тела человека.
Начиная со средней группы, я провожу с детьми познавательные занятия. На моих занятиях тесное переплетение полученных знаний с заданиями, упражнениями, опытами. Занятие проходят в форме игры.
Например, занятие "Почему мы не груши с ватными ногами?" Начинается с игры "Как мы устроены?" С помощью простого опыта: пластилинового человечка и проволочки мы убеждаемся, что тело человека имеет стержень - это позвоночник. В игре "Медузы" дети убеждаются, что не было бы позвоночника, человек не смог бы стоять, сидеть и т.д.
Продолжая разговор, рассматриваем таблицы, как правильно сидеть за столом. Знакомимся с комплексом гимнастики "Соло позвоночника". Это очень хорошая профилактика осанки. Заканчивается занятие игрой "Скульптор и скульптура".
Какая бы не была тематика занятия, будь то "Чудо - нос", "Микробы и мыло", "Страна Здоровья, Страна Болезни", - все они проходят в форме игры, так как это самая эффективная форма обучения дошкольников.
Все занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями: оздоровительные минутки, упражнения для глаз, осанки.
Использую другие виды деятельности дошкольников: изодеятельность, театрализация.
Занятия содержат не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья.
Чтобы детям нравилось этим заниматься, не должно быть никаких нравоучений. Важно, чтобы на заданные вопросы, дети могли дать ответы, которые бы подтвердили их здоровые привычки. Это приносит им радость и интерес.
Если раньше на вопрос "Что самое ценное для человека? - дети отвечали: "клад, золото, украшения, модная одежда" - сейчас отвечают: "Семья, мама, здоровье".
У детей есть своя тетрадь - "Моя книга здоровья". Я использую прием визуализации, с помощью которого содержание каждого оздоровительного занятия переводиться на зрительный уровень. В процессе работы повышается уровень осознания ребенком элементов оздоровительной деятельности.
Я следую принципу: от простого к сложному, постепенность и последовательность. Установление причинно - следственных связей.
Мною был разработан проект взаимодействия детей, педагогов и родителей по привитию привычек к ЗОЖ "Азбука здоровья" .
Проект осуществлялся в игровой форме, включением детей и взрослых (педагогов и родителей) в различные виды творческой и практически значимой деятельности. В ходе такой работы дети не только приобрели опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, сформировали собственное представление о принципах сотрудничества, но и использовали полученные знания в своей деятельности, присвоив их, обозначив тем самым свое становление субъектом познания. На мой взгляд, такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения и воспитания. Реализация проекта показала положительные результаты. Дети узнали особенности строения своего организма, у них появился интерес к работе органов, знания о том, как они могут помочь себе сохранить здоровье. Этот проект послужил мотивацией к участию детей и родителей в физкультурных праздниках, походах в лес, занятиях в секциях. Свое положительное отношение родители проявили в помощи по благоустройству спортивной площадки и оснащению спортивного уголка в группе.
Выпускники моей группы продолжают активно заниматься спортом в секциях по борьбе, каратэ. Саша Васильев входит в сборную команду по хоккею "Сокол". Участвует в краевых и российских соревнованиях.
Привитие привычек к ЗОЖ. - это процесс долгий, требующий терпения и труда. Существует два компонента усвоения этого материала: когнитивный и поведенческий. Когнитивный - это когда человек знает, как поступать, но не всегда этому следует. Поведенческий - это когда все полученные знания применяются в жизни, поступках. По рисункам и ответам детей, можно сделать вывод, что дети знают, как поступать правильно.
Результатом является становление мотивационной сферы гигиенического поведения, реализация усвоенных ребенком знаний и представлений в реальном поведении, осуществление активной оздоровительной деятельности, формирование своего здоровья.
Игра "Чудо-нос"
Моя книга здоровья
Игра "Мое тело"
Соло позвоночника