Цели:
- создание условий для осмысления духовно-нравственного понятия "Божий дар";
- расширение представлений о вкладе В. Даля в развитие русской словесности;
- развитие информационно-коммуникативных компетентностей учащихся.
Задачи:
Организовать деятельность учащихся в группах по:
- осмыслению сущности понятия "Божий дар"
- создание текста "Дар Владимира Даля".
Планируемый результат:
- рефлексивная позиция учащихся по отношению к понятию "Божий Дар"
- создание текста по теме "Дар Владимира Даля".
Оборудование:
- В.Даль "Толковый словарь живого великорусского языка";
- В.Даль "Пословицы русского народа";
- В. Даль "Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый";
- Новый Завет. Евангелие от Матфея 25 "Притча о талантах";
- портрет В. Даля;
- музыкальный фрагмент.
Ход урока
Учащиеся заходят в класс, столы расставлены для трех групп, на столах лежат произведения Даля (1 группа - Словарь, 2 - половицы, 3 - сказки). Учитель их останавливает и спрашивает.
Учитель: Как Вы думаете, что лежит у Вас на столах?
Учащиеся: Книги.
Учитель: Присаживайтесь. Рассмотрите их. Что это за книги?
Ответы учащихся.
Учитель: А как можно назвать то, что дается человеку совершенно безвозмездно, как подарок? Как можно назвать то, что оставил нам с Вами Владимир Даль?
Учащиеся: Подарок, подношение, ДАР.
Учитель объявляет тему урока "Дар Владимира Даля".
На доске фиксируется определение (Дар - то, что дается человеку совершенно безвозмездно: подарок, подношение).
Учитель: А что Вы знаете о Владимире Дале, его жизни и творчестве? Запишите на рабочем листке. (см. Приложение 4)
Учащиеся в течение 2 - 3 минут пишут 2 - 3 предложения. Обсуждают и представляют свои (обычно скудные) сведения в группах.
Учитель: Какова цель нашего урока?
Учащиеся: Узнать больше о Владимире Дале и др. (цели фиксируются на доске)
Обсуждение формы работы (групповая), заслушиваются варианты плана действий:
1. Распределить обязанности в группе.
2. Познакомиться с произведениями Даля, которые есть в группе.
3. Выбрать из информационного текста необходимые сведения (см. Приложение 1).
4. Составить текст о В. Даля как об авторе Словаря (1 группа), сборника пословиц (2 группа), сказочника (3 группа) (см. Приложение 2).
Работа в группах 10 мин.
Представление результатов работы групп.
Учитель делает обобщение.
Звучит музыкальная пауза.
Подготовленный ученик наизусть рассказывает Притчу о талантах.
Учитель: Как связана притча с темой нашего урока?
Учащиеся: Даль приумножил таланты, дарованные богом.
На доске фиксируется определение (Дар - способность, дарование, талант).
Учитель: Как человек должен относиться к своим способностям? Как распорядился своими талантами В. Даль? Дополните свой текст размышлениями.
Учитель предлагает учащимся представить свой текст.
Совместный анализ достижения целей, результатов урока. Учащиеся в группах анализируют итоги работ (см.. Приложение 3). Формулируют свой вариант домашнего задания по теме (отредактировать текст, дополнить его, сделать презентацию, подготовить статью в школьную газету, провести беседу и др.).