От театрального фестиваля – к школе культуротворческого типа

Разделы: Внеклассная работа


Театр является отличным средством воспитания души.
Вольтер

“Театр – это трибуна, с которой можно сказать миру о многом”, - писал А. П. Чехов.

Театр – это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств и мыслей. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, формировать креативное мышление, совершенствовать пластику души и тела, способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми.

В школе, в которой я работаю четвертый год, сложилась прекрасная традиция - каждый год проводить Театральный фестиваль. Театр и школа, театральное творчество, и самовыражение, праздник чувств и строго обязательный уклад учебной жизни… Эти явления кажутся несовместимыми. Но это происходит каждый год весной как итог следующей творческой ступени. Кому и зачем это надо? Стоит ли заниматься театральными постановками вновь и вновь, когда у школьного учителя и так хватает забот? Может быть. Мне, как учителю литературы, ответить на эти вопросы легче, потому что литература и театр – это родственные виды искусства. Я думаю, там, где есть дети, должно быть место театру. Он живет в самой школьной жизни: в каждом традиционном празднике от “первого звонка” до “Последнего прощального” в открытии и закрытии Фестиваля школьного творчества, Олимпиады “Успех”, Вахты памяти и Игр Доброй Воли, Азартного Пикника и шумного Нового года, Дня Святого Валентина и многоголосой Масленицы. Даже во время трудовой практики в лагере “Журавленок” всю вторую половину дня дети проводят на сцене. И КВНы, и “Что? Где? Когда?”, и учительские педсоветы не обходятся без театральности. Я уверена, что в нашей школе каждый ребенок побывал на сцене не однажды. А значит, он не одинок, его увидели, услышали, по-доброму оценили, ободрили, дали возможность проявить себя. Это значит, что в школе работают талантливые люди и помогают новому поколению обрести уверенности в своей необходимости в этом мире.

Система воспитательной работы в школе складывалась постепенно, претерпевала изменения. И вряд ли кто-то задумывался о том, что театр способен быть не формой, а методом. Театр может жить на любом уроке, а также в любом другом школьном деле. Театральный метод в общем виде пытались сформулировать самые разные педагоги, начиная от эпохи Возрождения и до наших дней. Петербургский педагог Л.М. Предтеченская назвала этот метод “художественно-педагогической драматургией урока”. Основные принципы культуротворческой педагогики совпадают с принципами театральной, как одной из самых творческих по своей природе. Театральные педагоги выстраивают систему взаимоотношений таким образом, чтобы организовать максимальные условия для создания предельно свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы. Школьный учитель стремится к этим же целям, преследуя задачи обучения и воспитания гармоничной, свободной личности, самодостаточной и целенаправленной. Явления образовательного процесса, которые так или иначе связаны с театральным искусством, принято называть “школьной театральной педагогикой”. Какую бы специальность ни приобрели наши выпускники в будущем, никому из них не помешает развитое воображение, образное мышление, правильная речь. Именно эти качества развивает методика театральной педагогики.

Никто из преподавателей специально не обучался театральному делу, но учитель должен быть сам актером. Он должен быть интересным для ребят, должен обладать не только широким кругозором, высоким профессионализмом, тонкой интуицией, но и даром увлечь своим предметом, постоянно будить воображение ребенка, открывать мир во всем его многообразии, учить сопереживать, стремиться к совершенству.

У каждого преподавателя есть программа подготовки учащихся к театральной постановке. Она включает в себя вопросы по истории возникновения и становления театра в разных странах; объяснение, какие бывают театры. Очень важен вопрос о жанрах театральных постановок. Такие занятия проходят как виртуальные путешествия в театры Древней Греции и великого Шекспира. Ребята знакомятся с биографиями знаменитых драматургов, а поездки в театры, которые тоже стали хорошей традицией в школе, помогают приобщить учащихся к высокой культуре, духовному наследию. И вот когда эмоциональное “поле” ребенка готово к участию в спектакле, а вернее, к волшебному перевоплощению в другой мир, где обязательно добро побеждает зло, вот тогда, на мой взгляд, начинается самое интересное: сотворчество. Это и выбор пьесы, и ее обсуждение, выслушивание “за” и “против”, чтение по ролям, распределение ролей и репетиции. Тот, кто прошел через это испытание театром, через бессонные ночи, охрипшее горло, тот поймет и трепет, и восторг, ожидание премьеры. Как меняются, преображаются отъявленные шалуны, неуклюжие пышки на сцене! Знаете почему? Потому что они творят на глазах у всех прекраснейшее их всех видов искусств – Его Величество Театр!

И дело это коллективное, тут никто не может подвести, от каждого зависит результат. Важен каждый участник театральной постановки: и тот, кто рисовал афишу, и тот, кто печатал программку, и тот, кто создавал декорации, и тот, кто подбирал музыку. А участие детей непосредственно в спектакле развивает их способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умению вслушиваться в текст, проникать в замысел автора, работать над речью, создавать художественный образ.

Чтобы понять, какой перед нами герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Кроме того, для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.).

Театрализованная деятельность в школе - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра - одно из самых ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. Играть интереснее всего вместе. Это способствует раскрепощению, самостоятельному творчеству, развитию ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Практика театральных постановок и творческая деятельность в школе в целом свидетельствуют об удачном применении школьной театральной педагогики. Она сегодня является предметом пристального интереса.

“Волшебный край!” – так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. Его слова, сказанные еще в позапрошлом веке, как нельзя лучше отражают современное видение роли искусства в жизни подрастающего поколения.