Что посеешь, то и пожнёшь.
Смысл этой пословицы актуален всегда.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, агрессивности.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника
В словаре С.И.Ожегова так дано определение нравственности: (Определение )
"Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами".
В философском словаре понятие нравственности приравнено к понятию мораль.
Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого можно сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или оной ситуации.
А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребёнка, учить "умению чувствовать человека".
В.А.Сухомлинский считал, что незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве.
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединённые усилия всех участников учебно - воспитательного процесса.
ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей (играх, учёбе), в тех разнообразных отношениях, в которые вступают в различных ситуациях со своими сверстниками и взрослыми.
Ребёнок не только познаёт сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.
Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий.
Рассматривая систему нравственного воспитания, различают несколько аспектов
Система нравственного воспитания.
- Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определённых педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся.
- Во-вторых, использование приёмов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
- В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
- В-четвёртых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.
Воспитательная работа в классе - это ?
Ребята класса посещают кружки и спортивные секции (школьные и внешкольные), выступают на соревнованиях. Занимаются в "Школе искусств", в КСЦ "Газодобытчик".
Объединение учебной деятельности и системы дополнительного образования
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
Знания школьников о нравственных нормах, полученных на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому, требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Разработан план работы по формированию нравственных качеств личности младшего школьника, объединяющий в себе учебную деятельность и внеурочную, т.к. являюсь учителем и воспитателем ГПД в 3-а классе.
Формы работы:
- тематические нравственные классные часы;
- этические беседы;
- тренинги нравственного самосовершенствования;
- дискуссии по нравственной тематике;
- организация цикла нравственных бесед;
- праздничные поздравления одноклассникам, педагогам;
- клуб "Азбука нравственности";
- посещение театров, музеев, выставок и др.
- концерты;
- благотворительные ярмарки и др.
Одна из форм нравственного воспитания - этическая беседа
Этические беседы способствуют приобретению нравственных знаний, помогают школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твёрдую нравственную позицию. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни, примеров из художественной литературы, кинофильмов.
Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включать инсценировки, декламацию.
Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, даёт практические рекомендации детям.
Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который побуждает самостоятельно мыслить и вызывает совместные переживания учащихся, способствуют их нравственному воспитанию.
Я считаю, что процесс, по формированию нравственности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону "актуального развития". Если человека учат добру - то в результате будет добро. Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровой форме, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
И наши дети, станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду других. Не это ли главная цель работы учителя?
Список литературы.
1. Н.С.Витковская, Д.Н.Джола, А.Б. Щербо. Формирование культуры поведения младших школьников. Киев 1988 г.
2. Г.М. Печнрина. Методические рекомендации к урокам по этике для начальной школы. Краснодар.1995 г.
3. О.С.Богданова, О.Д.Калинина. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва "Просвещение"