Цели урока: используя приёмы технологии развития критического мышления, познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания, сформировать умения различать предложения по цели высказывания, стимулировать мыслительную творческую деятельность учащихся, систематизировать информацию, полученную на уроке по данной теме, учить задавать вопросы по теме, творчески перерабатывать информацию.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
З. Словарный диктант.
Учащиеся работают в парах. Один ученик диктует другому 10 слов из “Словарика”, затем они меняются ролями (слова не должны повторятся!) Далее следует взаимопроверка. Анализ и оценка выполненной работы. Обмен благодарностями.
4. Изучение нового материала.
Стадия. Вызов.
- Сегодня на уроке мы будем исследовать предложения.
Работаем в парах.
Прошу заполнить “Бортовые журналы” сначала индивидуально, а затем обсудить информацию в парах и дополнить левую колонку таблицы. А работать вы будете над таким вопросом:
Что вам известно о предложениях?
Известная информация | Новая информация |
Дети заполняют таблицу.
Для того, чтобы заполнить правую часть таблицы, вспомните, какие знаки называются знаками разделения и выделения?
- Знаки выделения и разделения ставятся внутри предложения для того, чтобы выделять и разделять слова.
Какие знаки называются знаками завершения?
- Это знаки, которые ставятся в конце предложения, тем самым показывая, что оно закончено. Это точка, вопросительный и восклицательный знаки.
- Как вы считаете, могут ли предложения иметь различную цель высказывания? А изменятся ли знаки тогда в конце предложения, если цели высказывания различные?
2 стадия. Осмысление содержания.
- Откройте учебники на стр.59. Самостоятельно изучите правило. Подготовьте вопросы по правилу… Дети задают (“толстые” и “тонкие”) вопросы и отвечают на них.
Примеры “тонких” вопросов (это вопросы для “слабых” учащихся; они требуют однозначного ответа):
- Согласны ли вы, что по цели высказывания предложения различают на повествовательные, вопросительные и побудительные?
- Как называются предложения, в которых мы сообщаем о чём-либо?
Примеры “толстых” вопросов (для “сильных” учащихся, требующие развёрнутого ответа):
- Дайте 3 объяснения разделения предложений по цели высказывания.
- Объясните, как изменяется интонация при произнесении предложений, различных по цели высказывания?
Итак, новый материал попрошу занести в таблицу (используется мультимедийная установка).
Концептуальная таблица “Виды предложений по цели высказывания”
цель высказывания | знак в конце предложения | интонация | |
повествовательные | сообщение | . | голос в начале предложения повышается, затем делается пауза, потом голос концу предложения понижается |
вопросительные | содержится вопрос | ? | голос к концу предложения повышается |
побудительные | побуждение к действию | ! | голос к концу предложения повышается |
Делается умозаключение, вывод.
3 стадия. Рефлексия.
- Молодцы. Вы хорошо поработали индивидуально, коллективно и в парах. А теперь разделимся на две команды.
Каждая команда получает задание – карточку с набором предложений – сделать из этих предложений сначала вопросительные, а затем побудительные предложения. Можно добавить в них по одному слову.
Учащиеся работают, обмениваются результатами, карточками, анализируют работу друг друга, предлагают свои варианты, снова карточки с выполненными заданиями возвращаются “домой”. Ученик-лидер от каждой команды выступает с ответами, ребята из других команд поправляют, дополняют ответы оппонентов.
Приблизительный набор предложений (5 достаточно):
Ты завтра пойдёшь в кино. Он сделал домашнее задание. На улице стало тепло. …..
Теперь садимся на свои места.
Вернёмся к нашей первой таблице – “Бортовому журналу”.
Дополните графу “Новая информация”. Какие знания вы сегодня вынесете из урока? Для чего они вам нужны в жизни?
Отметки за урок.
Домашнее задание.
Дома напишите эссе на тему: “Как изменилась бы речь человека, если бы исчезли ! и ?”?