Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье.
Кто виноват? Что делать? Чернышевский Н.Г.Думай глобально, действуй локально.
Генрих Гейне
Время занятия: два урока по 45 минут.
Цели мероприятия:
- Помочь учащимся осознать свое отношение к здоровью и формированию чувства личной ответственности за здоровый образ жизни;
- Формирование мотивации к сохранению здоровья;
- Уточнить представление учащихся о состоянии их здоровья;
- Обсудить различные варианты отношения к своему здоровью и возможные пути его сохранения;
Вопросы к обсуждению:
- Почему люди курят, употребляют алкоголь и наркотики?
- Легко ли отказаться от вредных привычек?
- Перед кем человек несет ответственность за свое здоровье?
- Какие способы могут решить проблему употребления наркотиков среди подростков?
Структура занятия
Этап | Методы и формы | Время | Ожидаемые результаты |
Введение | Объяснения учителя; постановка проблемы | 7 мин. | Учащиеся должны понимать цели и задачи урока. |
I этап. Игра-разминка "Знакомство" | Игра, аналитический метод | 10 мин. | Осмысление учащимися своего отношения к поставленной проблеме. |
II этап. 1. Ролевая игра "Кадры из жизни" (1 сторон) |
Игра, метод моделирования, аналитический метод, исследовательский метод | 15 мин. | Учащиеся покажут умения моделирования последствий того или иного решения, анализировать ситуации и формулировать выводы. |
2. Промежуточная дискуссия. Разбор спорных утверждений | Работа в малых группах над основной социальной проблемой | 15 мин. | Высказывание учащимися своего мнения о проблеме, получение учащимися подробной информации о вредных привычках. |
3. Ролевая игра "Кадры из жизни" (2 сторона). Промежуточная дискуссия. Тренинг |
Игра, метод моделирования, аналитический метод, исследовательский метод, дискуссия со всей группой | 15 мин. | Учащиеся покажут умения моделирования последствий того или иного решения, анализировать ситуации и формулировать выводы.Учащиеся увидят последствия всех вариантов выбора поведения в каждой рассматриваемой ситуации. Сделают свой выбор. |
III этап. Общее обсуждение | Дискуссия, мозговой штурм, аналитический метод | 15 мин. | Учащиеся предлагают методы борьбы с вредными привычками |
Заключение | Обобщение учителя | 13 мин. | Учащиеся поймут необходимость здорового образа жизни для достижения поставленной цели. |
Ход мероприятия
Введение.
В ходе занятия учащиеся познакомятся с ролью здоровья в жизни человека, факторами, влияющими на здоровье, а так же узнают о том, кто отвечает за здоровый образ жизни и каковы пути сохранения здоровья.
Учащиеся знакомятся с правилами поведения на занятии.
(1) не перебивай товарища!
(2) хочешь высказаться - подними руку!
(3) критикуя - предлагай!
(4) не давать оценок другим участникам!
Раздаются бейджики с именами.
I этап. Игра - разминка "Знакомство".
Цели игры:
1. Познакомиться со всеми участниками;
2. Высказать свое отношение к поставленной проблеме.
Проходит в быстром темпе. Все участники, включая ведущего, располагаются по кругу, передают мяч и рассказывают о себе и о своем отношении к никотину, алкоголю и наркотикам.
II этап.
1. Ролевая игра "Кадры из жизни" (1 сторона).
Ведущий попросит группу мысленно представить различные события, которые могут произойти в жизни человека.
Запишите эти предложения на доске. К ним можно отнести окончание училища, женитьбу, поступление на работу, путешествие, участие в соревнованиях, уход с работы и т.п. выделим среди всего главные аспекты (семья, работа, здоровье, спорт, отдых)
Учащимся выдаются листы в виде кинопленки. Задача каждого заключается в том, чтобы описать четыре кадка из "фильма" о своем жизненном пути. Первый кадр через 2 года (после окончания училища); 2 кадр - через 5 лет; 3 кадр - через 15 лет; 4 кадр - через 40 лет.
Необходимо детально писать каждый кадр по каждому аспекту, подобно тому, как обычно происходит в кино.
Группе дается некоторое время для описания "кинокадров" (15 мин.). затем добровольцы могут поделиться своими жизненными эпизодами.
2. Промежуточная дискуссия.
Кто-нибудь из Вас написал, что он будет курить?
Кто-нибудь из Вас написал, что ваш ребенок будет курить?
Кто-нибудь написал, что он бросит курить? Если есть такое желание, то напишите!
После дискуссии ведущий приводит данные социологического исследования, проведенного с учащимися ОГОУНПОПУ №8.
- сколько человек отвечало на вопросы анкеты,
- сколько из них курит,
- реакция учащихся, если они увидят, подростка младше себя со спиртным напитком,
- реакция учащихся, если они узнают, что их ребенок курит.
Разбор спорных суждений.
Игра "Спорные утверждения"
Цель: эта игра, кроме информирования, даёт возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.
Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями:
- "Совершенно согласен"
- "Согласен, но с оговорками"
- "Совершенно не согласен"
- "Не имею точного мнения"
Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты (на партах).
Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: "почему я считаю именно так". Выслушав мнения каждого из участников ведущий в виде краткой лекции излагает своё мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.
Примеры спорных утверждений:
- Табак и алкоголь - это не наркотики.
- Лёгкие наркотики безвредны.
- Можно быть здоровым и при этом курить.
- Табак не влияет на те действия, которые человек планирует в своей жизни.
- В малых дозах алкоголь и табак не влияют на здоровье.
3. Ролевая игра "Кадры из жизни" (2 сторона).
Возвращаемся вновь к "линиям жизни" учащихся.
Учащимся выдаются еще листы - кадры киноленты. Задача: переписать сценарий кадра, который будут играть в том случае, если они станут употреблять наркотики.
Промежуточная дискуссия:
- Какая сфера жизни требует более тщательной подготовки?
- Какая сфера жизни больше всего поражается при употреблении наркотиков? Почему?
- О какой сфере жизнедеятельности, пораженной вследствие принятия наркотиков, Вы сожалеете больше всего?
- Ваша жизнь может закончиться до последнего кадра?
Вывод: "кинокартина" - реальная картина, снимается уже сейчас, и курение, употребление алкоголя, наркотиков окажет влияние на ее дальнейшие кадры, планы на будущее могут разрушиться и никогда не осуществиться.
Тренинг.
Какой выбор Вы делаете?
Учащимся дается время подумать и сделать свой выбор.
Ведущим на своем примере показывает
- "Я, выбираю :здоровый вариант:.;
- Я отказываюсь :.от наркотиков:.!"
Рвет второй вариант и выбрасывает в урну.
Каждый учащийся делает свой выбор и выбрасывает в урну порванный вариант.
III этап. Мозговой штурм.
Каждый из Вас сейчас сделал выбор для себя. А как решить проблему наркомании в пределах России?
Сначала учащиеся предлагают свои варианты решения проблемы:
- Усовершенствование законодательства
- Улучшение взаимоотношений между родителями и детьми
- Знания о наркотиках и последствиях их употребления
- Помочь подростку обрести уверенность в себе
- Помочь подростку организовать свободное время
- Нет таких способов
Затем обсуждается каждый вариант. Делаются выводы.
Заключение.
Обратиться к эпиграфам, объяснить их.
Прочитать притчу о старце и подарить ее распечатку.