Этапы реализации проекта:
1. Выбор проблемы.
- Выявление и анализ проблемы
- Подведение итогов этапа выбора проблемы
2. Сбор информации
- Анализ нормативно-правовой базы
- Анализ материалов СМИ по проблеме
- Встречи с компетентными специалистами, интервью с ними.
3. Разработка плана действий
4. Реализация плана
- Осуществление программы действий
- Результаты работы над реализацией проекта «Милосердие»
I ЭТАП
Актуальность и социальная значимость проекта
В условиях современного общества всё чаще встречаются люди, готовые совершенно бескорыстно потратить несколько часов в неделю на доброе дело. Таких людей называют – волонтёры. Волонтер – не профессия, не хобби, не общественная нагрузка. Это образ мышления, удивительная по нынешней поре способность – находить время и силы для совершенно чужих людей. Ведь, казалось бы, есть семья, работа, друзья. Но что-то заставляет ехать на другой конец города к бездомным, сиротам, старикам, страдающим от одиночества, и согревать их самой простой заботой, вовремя приправленной добрым словом. Или покрасить лавочку в чужом дворе. Или починить окно незнакомой бабушке. Или накормить бомжа. Или… Да мало ли тех, кто нуждаются в помощи здесь и сейчас?
Вот и мы попробовали организовать такое движение среди учащихся нашей школы.
С каждым годом людям все тяжелее и тяжелее материально. Но, несмотря на все тяготы современной жизни, еще встречаются в России люди, желающие поделиться теплом, временем, сердцем.
Мы помогаем не столько материально, сколько душевно и психологически – исключительно из желания поддержать стариков – сирот. Старые люди нуждаются в близких не меньше маленьких детей.
Самое главное – это наше участие в их жизни. Это заинтересованный и неспешный разговор об их самочувствии, настроении, судьбе. Это принесенные печение и мармелад, когда они уже давно не ждут никаких гостинцев. Это выполнение их мелких просьб. Уже после нескольких посещений Вас будут с радостью ждать, будут скучать по Вас, будут помнить Ваши имена и мелкие детали ваших предыдущих разговоров.
Способами выявления социально значимой проблемы мы выбрали социальный опрос. (Приложение 1, Приложение 2). В результате чего было выявлено несколько социально значимых проблем. При рассмотрении путей решения этих проблем, мы определили, что собственными силами можем решить лишь одну: благотворительная помощь отделению Геронтологии Куровской городской больницы. В нашем городе при городской больнице есть отделение Геронтологии. Раньше такие отделения назывались Домами престарелых. Люди попадают сюда не по своему желанию, а, как правило, в результате семейной драмы. У каждого своя беда. Кого-то привезли дети, для того, чтобы освободить для себя квартиру, кого-то обманули мошенники. Плюс к этому эмоциональная угнетенность, которая может быть вызвана как одиночеством и связанными с этим затруднениями в быту, так и мыслями о том, что человек превращается в «обузу» для родственников, особенно в случаях, когда он не может самостоятельно передвигаться и обслуживать себя.
Чаще всего «уход в Дом» является выходом для одинокого немощного человека, не способного за собой ухаживать. Старики страдают от одиночества и заброшенности. Они нуждаются в нашем сочувствии, моральной поддержке, помощи. К ним редко приезжают родные, и то не ко всем. Эти люди ощущают себя забытыми, отрезанными от мира.
Из рассказа одной женщины, которая побывала в таком доме престарелых:
«Мы физически не могли оказать помощь всем нуждающимся, их было так много. Жаль, что в тот день мы были здесь только вдвоем. Кроме того, я почувствовала некоторые проблемы психологического характера. Нелегко общаться со старыми больными людьми, для многих из них постоянный пессимизм и безнадежное отношение к жизни стали, к сожалению, обычным повседневным состоянием. Трудно видеть свое бессилие…
Ужасно, когда человек почти все время кричит «помогите!», точнее, не кричит даже, а с трудом проговаривает, не имея сил произнести что-то еще. Ужасно, когда приветствуешь человека, а он не может ответить, и возможно, уже плохо понимает, в чем дело. Когда со слезами на глазах женщина признается «не хочу жить». И что здесь можно сказать? Что будут изменения, помогут врачи, лекарства, процедуры, приедут родные, подарить что-нибудь, наконец? Я старалась находить нужные слова, но часто создавалось впечатление, что они повисают в воздухе… Все-таки многие из этих несчастных людей были рады – хоть кто-то пришел, помог…»
II ЭТАП
1. Анализ нормативно-правовой базы
Право на свободную деятельность по социальному проектированию позволяет целый пакет правовых документов:
Принципы ООН в отношении пожилых людей:
Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста
Генеральная Ассамблея, высоко оценивая вклад, который вносят пожилые люди в жизнь своего общества, учитывая, что в Уставе Организации Объединенных Наций народы Объединенных Наций выражают, в частности, решимость вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, а также решимость содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе.
Принимая во внимание разработку этих прав во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах, а также в других декларациях с целью обеспечить осуществление универсальных норм в отношении конкретных групп населения,
во исполнение Международного плана действий по проблемам старения, принятого Всемирной ассамблеей по проблемам старения и одобренного Генеральной Ассамблеей в резолюции 37/51от 3 декабря 1982 года,
признавая огромные различия в положении пожилых людей не только между странами, но также в рамках отдельных стран и между отдельными лицами, что требует принятия различных мер в области политики,
учитывая, что во всех странах как никогда прежде возрастает число лиц преклонного возраста, состояние здоровья которых лучше, чем когда-либо ранее,
учитывая результаты научных исследований, опровергающие многие стереотипные представления о неизбежном и необратимом ухудшении здоровья с возрастом,
будучи убеждена в том, что в мире, дня которого характерно увеличение числа пожилых людей, заинтересованным и дееспособным пожилым людям необходимо обеспечить возможности участвовать в каждодневной жизни общества и вносить в нее вклад,
сознавая, что трудности, выпадающие на долю семьи, как в развитых, так и в развивающихся странах, требуют оказания поддержки лицам, обеспечивающим уход за слабыми пожилыми людьми,
принимая во внимание стандарты, уже определенные в Международном плане действий по проблемам старения, в конвенциях, рекомендациях и резолюциях Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения и других учреждений Организации Объединенных Наций,
призывает правительства включить — когда это представляется возможным — в свои национальные программы следующие принципы:
Независимость
1. Пожилые люди должны иметь доступ к соответствующим требованиям продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию через посредство обеспечения им дохода, поддержки со стороны семьи, общины и самопомощи.
2. Пожилые люди должны иметь возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности.
3. Пожилые люди должны иметь возможность участвовать в определении сроков и форм прекращения трудовой деятельности.
4. Пожилые люди должны иметь возможность участвовать в соответствующих программах образования и профессиональной подготовки.
5. Пожилые люди должны иметь возможность жить в условиях, которые являются безопасными и могут быть адаптированы с учетом личных наклонностей и изменяющихся возможностей.
6. Пожилые люди должны проживать дома до тех пор, пока это возможно.
Участие
7. Пожилые люди должны быть по-прежнему вовлечены в жизнь общества, активно участвовать в разработке и осуществлении политики, непосредственно затрагивающей их благосостояние, и делиться своими знаниями и опытом с представителями молодого поколения.
8. Пожилые люди должны иметь право искать и расширять возможности для деятельности в интересах общины и выполнять на добровольной основе работу, отвечающую их интересам и возможностям.
9. Пожилые люди должны иметь возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста.
Уход
10. Пожилым людям должны быть, обеспечены уход и защита со стороны семьи и общины в соответствии с системой культурных ценностей данного общества.
11. Пожилые люди должны иметь доступ к медицинскому обслуживанию, позволяющему им поддерживать или восстанавливать оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия и предотвращать или сдерживать начало периода недугов.
12. Пожилые люди должны иметь доступ к социальным и правовым услугам в целях повышения их независимости, усиления защиты и улучшения ухода.
13. Пожилые люди должны иметь возможность на соответствующем уровне пользоваться услугами попечительских учреждений, обеспечивающих защиту, реабилитацию, а также социальное и психологическое стимулирование в гуманных и безопасных условиях.
14. Пожилые люди должны иметь возможность пользоваться правами человека и основными свободами, находясь в любом учреждении, обеспечивающем кров, уход или лечение, включая полное уважение их достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода за ними и качества их жизни.
Реализация внутреннего потенциала
15. Пожилые люди должны иметь возможности для всесторонней реализации своего потенциала.
16. Пожилые люди должны иметь доступ к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.
Достоинство
17. Пожилые люди должны иметь возможность вести достойный и безопасный образ жизни и не подвергаться эксплуатации и физическому или психологическому насилию.
18. Пожилые люди имеют право на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, и их роль должна оцениваться независимо от их экономического вклада.
Конвенция о правах ребенка от 1959 г.
- Статья 15. Государства-участники признают право каждого ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
- Статья 27. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
Конституция РФ от12 декабря 1993 г.
- Статья 39. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
- Статья 44. Каждый имеет право на участие в культурной жизни
Федеральная целевая программа "Старшее поколение"
Цель программы: создание условий для повышения качества жизни пожилых людей на основе развития сети и совершенствования деятельности учреждений социального обслуживания, обеспечения доступности, медицинской помощи, социальных, образовательных культурно-досуговых и иных услуг, внедрения новых стратегий ухода, содействия: активному участию пожилых людей в жизни общества.
Всеобщая декларация прав человека
Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 22. Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Статья 25.
1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Статья 26.
1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми или религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Статья 27.
1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
Устав МОУ «Куровская СОШ №6» определяет среди основных задач школы создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, воспитание у учеников гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье, Родине. Программа развития школы, определяет своими целями модель формирование гармонично развитой личности, ориентированной в современный социум. Таким образом, социальное проектирование по теме «Милосердие» правомерно.
2. Анализ материалов СМИ.
Проанализировав материалы СМИ (Интернет-ресурсы, газеты), команда соцпроекта пришла в выводу, что проблема качества жизни одиноких пожилых людей актуальна и активно обсуждается и в стране и за рубежом.
Материалы СМИ:
- «Медицинский вестник» (25.09.09) Статья "Человек попал в больницу»
- Еженедельник «Орехово-Зуевская правда» (25.09.09) Статья «Международный день пожилых людей». Как много нужно нам всем еще сделать для того, чтобы жизнь лиц преклонного возраста была полнокровной».
- Газета «Ежедневные новости. Подмосковье», № 186 В.И. Лагункина «Забота, уважительное отношение необходимы каждому пожилому человеку»
- Общественно-политический еженедельник Орехово-Зуевского района «Своя газета» от 23.06.09 Статья «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области».
- Официальный сайт «Литературной газеты» www.lgz.ru Наталья Гамаюнова «О бестелесных идеалах, пожарах и богадельнях»
- Агентство новостей Подмосковья Международный день пожилых людей – «Качество жизни пожилых людей – на новый уровень»
- http://vkontakte.ru/2010/01/22/ «Волонтёры милосердия»
Цель проекта: Улучшение качества жизни одиноких пожилых людей.
Задачи:
- Организация сбора средств на покупку гостинцев для пациентов Геронтологии.
- Разработка программы и репетиция концерта.
- Выступление
- Формирование у молодежи навыков заботы о людях старшего поколения.
- Распространение опыта в районе.
Тактические задачи:
- Освоить технологию социального проектирования;
- Овладеть приемами делового общения и психологическими особенностями общения с представителями старшего поколения;
- Организовать и провести акцию «Милосердие»
Перспективы развития проекта – стать шефской традицией школы.
Взаимодействия
Проект поддерживается
- ШФР «Единство».
- Коллектив учителей и работников школы.
- Родительский комитет
III ЭТАП
Разработка плана действий
- Подготовительный этап (январь-февраль 2010 г.)
- Выявление сложностей и особенностей проекта
- Определение ресурсов и средств реализации
- Формирование команды проекта
- Проведение дополнительных социологических исследований
- Основной этап.
- Сбор средств на покупку подарков. (Приложение 3)
- Определение графика репетиций.
- Покупка продуктов.
- Посещение отделения Геронтологии Куровской городской больницы. (Приложение 4)
Ресурсы.
Технические
Мультимедийные средства для организации концерта
Кадровые
Учителя – организаторы:
- Чванова Н.В.
- Плужникова О.А.
- Базарова В.И.
- Панфилова Л.И.
- Капитанова Г.И.
Дети – участники (60 человек)
Родители – спонсоры (360 человек)
IV ЭТАП
Реализация плана действий
С 2010 года в школе дважды в год проводится сбор денежных средств. Нами закупаются продуктовые наборы для пациентов отделения Геронтологии Куровской городской больницы. Учащиеся школы готовят концертную программу, с которой с удовольствием выступают перед бабушками и дедушками в комнате отдыха больницы. После концерта учащиеся общаются с пожилыми людьми. Люди разных поколений находят общие темы для бесед, старики делятся воспоминаниями о прожитом времени, молодёжь – планами на будущее.
Двери отделения Геронтологии для нас всегда открыты. Пациенты больницы с нетерпением ждут каждой новой встречи с учениками, мы для них желанные гости.
Мы надеемся, что наш опыт будет взят на заметку учащимися других школ города и у пожилых людей, живущих в отделении Куровской городской больницы, будет на несколько радостных дней в году больше.
Фотоотчёт (Приложение 5).