Цели: показать детям разнообразие животного мира; учить работать с дополнительными источниками информации; учить делать выводы и логические заключения; развивать мышление, воображение; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, индивидуальные карточки, иллюстрация с изображением яка, энциклопедия "животный мир".
Ход урока
1. Эмоциональный настрой (слайд 1) (учитель начинает урок)
У - улыбнитесь друг другу
Р - радуйтесь успеху
О - ошибиться не бойтесь
К - класс всегда поможет
Начинаем наш урок.
2. Постановка целей урока.
- Я перед сегодняшним уроком поставила следующие цели:
1) Я постараюсь, чтобы вы унесли с урока новые знания;
2) И постараюсь сделать так, чтобы вам на уроке было интересно, спокойно, увлекательно.
- А какие цели можете поставить вы? (ответы детей)
3. Определение темы урока.
- Сегодня мы заканчиваем большой раздел урока "Окружающий мир".
- Какой это раздел? (Животные)
- Подберите прилагательные к слову животные. (ответы детей: дикие, красивые, злые, удивительные, интересные, добрые и т. д.)
- Это все правильно, но я остановлюсь на прилагательном удивительные.
Итак, тема нашего урока: "Эти удивительные животные". (слайд2)
4. Работа с карточкой № 1.
Карточка №1
7 * 5 = пат 9 * 4= дель 49 : 7 = кор Слово ____________ 35 : 7 = силь 10 * 5 = фин
Выберите четные ответы и составьте из них слово.
На карточке №1 вы увидите примеры. Да-да, не удивляйтесь. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, о каком животном будем говорить.
- Какое слово у вас получилось?
- Правильно, это дельфин. (слайд3)
- Рассказ ученика о дельфине. (Рассказывает заранее самостоятельно подготовившийся ученик)
- Дополнение учителя.
- Дельфины помогают рыбакам загонять рыбу в сети. А один дельфин в течение 30 лет проводил суда через опасный пролив в Новой Зеландии как заправский лоцман. Однажды пассажирское судно потерпело крушение, и оставшиеся в живых люди с ужасом увидели, как их окружает стая акул. Но вот из открытого моря примчалась стая дельфинов. Они разогнали акул и даже помогли держаться на воде ослабевшим людям, пока не подоспела помощь. Поняв разумность дельфинов, люди стали больше изучать их, стараться найти с ними "общий язык".
5. Работа с карточкой № 2.
О каком животном пойдет речь дальше, вы узнаете, решив примеры на карточке №2.
Карточка №2
450 + 100= о 500 + 70= к 400+200= у 700-150= о Слово _____________ 24+200= с 450-50= н 670-90= т
Поставьте ответы в порядке убывания.
- Какое слово у вас получилось? .(утконос) (слайд4)
Посмотрите на этого зверя. Он похож на коллаж, склеенный из частей разных животных.
В 1797 году какой-то любознательный европеец, переселившийся в Австралию, поймал необычного зверя. Зверь этот так поразил переселенца, что тот решил отправить его шкуру в Англию - пусть, мол, ученые разберутся. Но ученые не захотели разбираться, они подумали, что перед ними подделка. И только через 5 лет этот зверь был описан. Долго ученые спорили, кто это - зверь с птичьим клювом или птица в звериной шкуре? А когда в норах утконоса были обнаружены яйца, спор вспыхнул с новой силой. Яйцекладущее, которое вскармливает детенышей молоком! Утконосы пугливы и осторожны, поэтому изучать их сложно. До сегодняшнего времени остается много загадок: почему у малышей есть зубы, а у взрослых нет; почему только у самца есть шпоры с ядовитой железой... Действительно необычное млекопитающее, которое трудно понять.
6. А вот следующее животное совсем интересное. Почему? Посмотрите на слайд: (слайд5)
корова | лошадь | бизон | козел | бык | |
Голова | + | ||||
Хвост | + | ||||
Скелет | + | ||||
Шерсть | + | ||||
рога | + |
- У этого животного голова как у коровы, хвост как у лошади, скелет как у бизона, шерсть как у козла, а рога как у быка. Да еще и хрюкает как свинья.
- Может кто-нибудь догадался, какое это животное?
- Это як. (показ иллюстрации на доске). Этот великан живет высоко в горах Тибета. Он покрыт мохнатой шерстью. Такой длинной, что она касается земли. Он может преодолевать большие расстояния в горах, перенося на спине тяжелые грузы.
7. Выступления детей.
- Я знаю, вы тоже потрудились к сегодняшнему уроку, узнали и приготовили интересные факты о жизни животных. Знания можно получать не только в школе на уроках, но очень важно учиться их добывать самостоятельно.
- Какие источники помогли вам самостоятельно добыть новые знания? (ответы детей: энциклопедии, детские журналы, Интернет и т. д.)
Слово детям. (дети показывают рисунок, картинку и кратко характеризуют животное, говорят об интересных фактах, цифрах, деталях)
Все эти факты очень интересные. Я думаю, мы можем этот материал собрать воедино и оформить книгу, где составители будут учащиеся 3В класса Ленской средней школы, редактор - учитель Пихтовникова Елена Анатольевна. Назовем наше творение "Эти удивительные животные".(см. приложение)
8. К сожалению, некоторых животных мы больше не увидим никогда. Каждый час с лица Земли исчезает 3 вида живых организмов. Исчезает безвозвратно. Мы и наши потомки никогда их больше не увидят. Посмотрите фотографии животных, которых мы не успели застать. Лишь развивающиеся фото-технологии позапрошлого века успели запечатлеть их для нас в чёрно-белом виде. Каков их истинный окрас, запах, повадки, звуки больше никто из землян никогда не узнает. Внимание на экран:
(слайд 6) Крупные нелетающие голуби, три вида которых обитали на трех островах Маскаренского архипелага в Индийском океане.
Они были стремительно уничтожены человечеством практически сразу же после их открытия: архипелаг был открыт в 1507 году, последнего дронта на Маврикии видели в 1681 году, на Реюньоне последнюю птицу убили в 1750 году, на острове Родригес последняя птица тоже не дожила до конца 18 века.
(слайд 7) В 1914 г. в зоопарке города Цинциннати (Северная Каролина, США) погибла Марта - последняя представительница ранее многочисленного рода странствующих голубей. Странствующие голуби были безжалостно истреблены на мясо.
(слайд 8) Баклан - семейство птиц отряда веслоногих. Длина до 1 м. Питаются рыбой (иногда наносят ущерб рыболовству).
Стеллеров баклан, обитавший на о. Беринга, истреблен к 19 в. Хохлатый баклан охраняется. Огромные колонии бакланов на побережье Чили и Перу - источник залежей гуано. 1 вид и подвид в Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов
(слайд 9) Тарпан - предок современных лошадей. В былые времена ареал Тарпанов простирался от Испании до Казахстана. В Европе тарпанов уничтожили уже давно. В естественной среде обитания последний тарпан умер в 1876 году в заповеднике Аксания-Нова Херсонкой области Украины.
(слайд 10) Туранский (Каспийский) тигр. В последний раз в естественной среде обитания Каспийского тигра видели в 1950 году. Средне-азиатский тигр был "помехой" освоению обширных просторов Средней Азии и целенаправленно уничтожался, как потенциально опасное для человека животное.
(слайд 11) Тасманский сумчатый в Последний представитель этого животного умер в 1936 году в Зоопарке Хобарта (Тасмания). В природной среде эти животные исчезли благодаря местным фермерам, которые ошибочно обвинили сумчатых волков в гибели овец и объявили ему настоящую войну.
(слайд 12) Бубал хартебист. Это разновидность антилопы, которая исчезла с лица Земли в 1923 году. Животное обитало в Северной Африке. Причина исчезновения - варварская охота.
9. Выскажи предположение.
- Давайте попробуем разобраться почему так произошло. (предположение говорят заранее подготовленные дети, а выводы строят дети совместно с учителем)
(ученик) Гигантские панды жили в лесах Гималаев. Но вот в леса пришли люди и стали расчищать место для земледелия. Панды погибли. Почему?
Человек уничтожает места обитания животных. (слайд 13)
(ученик) В реках Америки жило большое количество аллигаторов. Человеку понравились изделия из кожи этого животного. И крокодилы почти исчезли из рек Америки. Почему?
Неразумная охота и промысел животных уничтожают их. (слайд 14)
(ученик) На поле, которое распахал человек, выросла пшеница. Но полевые животные - мыши и кроты часть зерна съедали. Взял человек и обработал поле ядом. Погибли не только мыши и кроты, но и редкие насекомые: жужелица- краснотал, жук-олень, кузнечики, которые жили вблизи поля. Почему?
Неосторожное применение ядов и химических веществ уничтожает всех живущих поблизости животных. (слайд 15)
(ученик) Приходят люди на прогулку в лес, поле, на луг, на водоем. Ловят бабочек, стрекоз, делают из них коллекции. А через несколько лет эти животные исчезают. Почему?
Неразумное собирание коллекций ведет к оскудению мира животных. (слайд 16)
Если мы, люди, и дальше будем так же бездумно обращаться с природой, то однажды окажемся на нашей огромной планете в полном одиночестве. Как предупреждение об этом была создана Международная Красная Книга. Эта книга называется так, потому что красный цвет - сигнал опасности и призыв к разуму и совести каждого. Сама по себе книга не охраняет, а предупреждает, фиксирует списки животных, которые на грани исчезновения. Посмотрите. Это только некоторые из них. (слайд 17 - 20 с изображением амурского тигра, белого и бурого медведей, атлантического моржа)
10. Стихи. ( дети читают по одной строчке)
Берегите эту Землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя!
11. К счастью, человек спохватился, понял, что природе нанес непоправимый урон и начал исправлять свои ошибки.
- Кто знает, как? (начали создавать заповедники - как одно из средств спасения животных)
Я обратилась к толковым словарям и нашла определения этого слова:
Заповедник - это заповедное, т. е. охраняемое место, где оберегают и сохраняют ценные и редкие растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.
Заповедники - участки земли (либо водной поверхности), на которых запрещается всякая хозяйственная деятельность человека, чтобы сохранить растения, животных и природную среду.
12. Самостоятельная работа с карточками 1 - 6 и их последующая проверка.
- А сейчас я предлагаю вам решить примеры на индивидуальных карточках. Выбирайте любую карточку. (решают самостоятельно)
- Давайте проверим, хорошо ли вы справились с работой. (Дети называют ответ, он появляется на слайде. Далее появляется текст)
№ 1.
126 + 764 - 416 =
474 редких вида животных занесены в Красную Книгу Российской Федерации. (слайд 21)
№ 2.
475 - (269 + 135) - 8 =
За последние 300 лет по вине человека исчезли с лица Земли 63 вида зверей. (слайд 22)
№ 3.
577 - (164 + 244) - 75 =
И 94 вида птиц. (слайд 23)
№ 4.
1000 - 256 - 370 =
374 особо охраняемых территории находится в Пермском крае.
(слайд 24)
№ 5.
200 - 6 * 4 - 158 =
Из них 18 зоологических заказников и столько же орнитологических. (слайд 25)
№ 6.
400 - 254 - 20 =
126 видов птиц, обитающих в Пермском крае, взято под защиту государства. (слайд 26)
Вот некоторые из них:
(слайды 27 - 32 с изображением черного аиста, степного орла, орлана-белохвоста, беркута, сокола сапсана, скопы, филина)
13. Рефлексия урока. (слайд 33)
Посмотрите на слайд. Подумайте и закончите предложения:
- Меня больше всего удивило...
- Меня напугало...
- Меня заставило задуматься...
- Я сделал(а) выводы...
14. Домашнее задание.
Если вы хотите получить оценку "5", надо сочинить стихотворение или рассказ об охране животных. На оценку "4" достаточно написать плакат об охране животных. На оценку "3" можно нарисовать рисунок дикого животного. Подойдите к заданию творчески, продуктивно и ответственно. Выбор за вами. А я желаю вам успеха.
15. Стихи.
- И закончить наш урок хочется положительным настроем.
Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
- будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги.
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной;
И шепчут губы на ветру:
"Я сберегу вас, сберегу!"
Слайд 34 Спасибо за урок.
Список использованной литературы.
- Лакоценина Т. П. Необычные уроки в начальной школе часть 1.
- Журнал "Начальная школа" № 6 1998 Новолоцкая Е Г Пресс-конференция "День Земли".
- Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: природоведение.
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Учебник.
- Журнал "Начальная школа" № 12. 1999.
- Васильев Ю. Р. Занимательное природоведение. - М., Омега, 1997
- Назаров Н. Н. География Пермской области. Пермь. Книжный мир. 1999.
- Энциклопедия "Живой мир".
- Белковская А. Н. о черном аисте и белом подснежнике. Пермское книжное изд. 1987.
- Животные, которых больше нет - www_ecology_md_files
- APUS.RU. Эти удивительные...