В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно - координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста - это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Изучением мелкой моторики детей дошкольного возраста занимались многие как зарубежные, так и отечественные педагоги: - М. Монтессори, Е. Косённова, В. Солнцева, В. Елкина, Л. Левина и многие другие.
Учитывая важность этой проблемы целесообразно вести работу в этом направлении. Моделирования из полоски бумаги по типу техники "Квиллинг" - это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.
Обучение детей старшего дошкольного возраста будет происходить более эффективно при условии:
систематической и последовательной работы с детьми, постепенно усложняя уровень выполнения работ.
совместной работы детского сада и семьи по освоению техники моделирования из полоски бумаги.
Цель: Создание условий для развития творческого потенциала ребенка дошкольного возраста
Задачи:
- Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
- Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
- Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус дошкольников.
- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
- Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно-прикладному творчеству.
Отличительные особенности данной техники от традиционного квиллинга.
На начальном этапе (1,2,3) модели выполняются не в технике скручивания, а из отдельных зафиксированных элементов, с включением простейших элементов скручивания для украшения композиций и форм ( например: усики у бабочек, стебельки и др).
Необходимые материалы:
- Бумага цветная двухсторонняя
- Клей - карандаш (или ПВА)
- Линейка
- Простой карандаш (который может быть использован для фиксации малой формы)
- Ножницы
- Цветной картон для выполнения открыток и сюжетных композиций.
Условные обозначения расхода материала.
В основе лежит полоска бумаги размером 29,7см х 1см (длина формата А 4). В зависимости от того, сколько необходимо полосок, кроме целых, могут быть использованы следующие обозначения - 1/2, 1/3, 1/4; 1/6; 1/8; 2/3 полоски бумаги необходимого цвета.
Примерная тематика занятий каждого этапа:
- Цветы и листья
- Насекомые
- Птицы
- Рыбы
- Животные
- Зимние мотивы
- Деревья
Этапы работы
I этап Моделирование простых форм
Основные элементы:
- "колечко"
- "капелька"
- "листочек"
- "полукольцо"
- "колечко на веточке"
- "капелька на веточке"
- "листочек на веточке"
Модели: "Цветок", "Бабочка-коробочка", "Бабочка", "Петушок", "Рыбка", "Зайчик", "Белочка", "Снежинка", "Елочка".
Открытки: "Цветик - семицветик"; "Гроздья рябины".
Сюжетная картинка: "Цыплята и подсолнух", "Снеговик"
II этап Моделирование двойных форм
- "колечко"
- " двойная капелька"
- "двойной листочек"
- "двойное полукольцо"
- "двойное колечко на веточке"
- "двойная капелька на веточке"
- "двойной листочек на веточке"
Модели: "Бабочка", "Стрекоза", "Жар-птица", "Рыбка", и т.д.
Дидактическая игра: "Дуй ветерок"
Цель: Развивать речевое дыхание
Способ изготовления: Модель крепиться на ниточке к палочке от чупа-чупса.
Открытки: "Новогодняя открытка", "Еловая веточка с шишками"
Сюжетная картинка: "Зимняя сказка", "Подводный мир".
III этап Моделирование тройных форм
- "тройное колечко"
- "тройная капелька"
- "тройной листочек"
- "тройное полукольцо"
- "тройное колечко на веточке"
- "тройная капелька на веточке"
- "тройной листочек на веточке"
Модели: "Весенняя веточка", "Бабочка над цветком", "Петушок" (в стиле Гжель), "Разные рыбки"
Открытки: "8 Марта", "Весенние цветы"
Сюжетная картинка: "Рыбки в аквариуме", "Жар-птица"
Примечание: по аналогии можно выполнять любое количество спиралей в форме путем наращивания длины полоски (склеивание), при желании разных цветов
IV этап Моделирование сложных форм из круга (1,2,3 этапа)
- квадрат
- треугольник
- ромб
Каждый этап завершается выполнением либо открытки, либо дидактической игрой, либо сюжетной композицией с постепенным усложнением конструктивного решения моделей и композиционного построения сюжета. И как результат умение детей составлять собственные композиции с использованием приобретенных навыков и умений в моделировании из бумаги.
Моделирование из полоски бумаги интересный и захватывающий процесс, который может быть интересен не только ребенку, но и взрослому. Поэтому желаем всем творческих успехов в совместной художественной деятельности.
Пусть наша "Веселая полоска" принесет Вам и Вашим детям радость и вдохновение.