Изучение грамматики с помощью английских стихотворений

Разделы: Иностранные языки


Грамматика, как известно, – один из самых сложных разделов английского языка, представляющий особые трудности для тех, кто его изучает. В связи с этим многих интересует такой вопрос: что можно сделать, для того, чтобы облегчить, упростить изучение английской грамматики особенно для тех, кто только приступил к освоению английского языка?
Известно, что существуют разные виды памяти, в разной степени развитые у тех или иных людей. А также известно и то, что стихотворения запоминаются быстрее и легче, чем, такие же по объемы тексты, написанные прозой. Это объясняется тем, что стихотворения имеют ритм и рифму.

Благодаря этому они легко откладываются в нашей памяти.

Картинки, иллюстрации и схемы также легко запоминаются и надолго остаются в памяти человека. Ученые утверждают, что 70% всей информации, которую запоминает человек, это информация, усвоенная им зрительно. Поэтому есть предположение о том, что стихотворение, посвященное какому-нибудь грамматическому правилу и нарисованная к нему картинка, обязательно отложатся в памяти у ученика и смогут превратить процесс запоминания в легкое и увлекательное занятие.

Авторы многих учебников также считают, что стихотворения и рифмовки на английском языке не только разнообразят процесс изучения языка, но и способствуют усвоению лексики и грамматики. При регулярном повторении грамматических моделей и лексики, учащиеся запоминают их и используют в устной и письменной речи.
Наши учащиеся даже провести исследование в классах начальной школы и выявили, что с помощью стихотворений на английском языке в сопровождении рисунков, нарисованных учениками в процессе их запоминания, можно успешно изучать какие-либо грамматические явления.

Всю работу по изучению грамматики с помощью стихотворений в начальной школе можно разделить на несколько этапов.

1) Проверка знаний учащихся по грамматике

На первом этапе работы желательно предложить учащимся грамматический тест и выявить область грамматики, которая требует особого внимания (особенно если класс вам не знаком).

В нашем случае, результаты теста показали, что образование вопросительных предложений вызывает самые большие трудности.

2) Анализ учебников и подбор стихотворений

На втором этапе работы подберите стихотворения с разными грамматическими явлениями. Например: с использованием времен Present Simple, Past Simple, Future Simple, Present Continuous, глаголов to be, can, must, конструкции have got / has got.

Проанализируйте материал учебников, по которым вы занимаетесь на уроках английского языка. Однако материала учебников обычно недостаточно. Поэтому предлагаем обратиться и к другим пособиям и найти недостающие английские стихотворения по грамматике  и включить их в список стихотворений для заучивания.

Предлагаем некоторые  стихотворения:

Общие вопросы с глаголом «to be»

Is it a frog?
Is it a frog?
Is it a cat?
Is it a dog?
Is it a rat?

Is it a mouse?
Is it a mouse?
Is it a doll?
Is it a house?
Is it a ball?

Специальные вопросы с глаголом «to be»

Where are you?
I’ve got a big black dog,
And a little green frog,
And a big brown bear,
But where are you?
Oh, where?

A mini cap
A mini cap,
A maxi blouse,
Fancy sandals
And a scarf.
What is it?
It’s a giraffe.

What is your name?
2 and 4 and 6 and 8.
What’s your name?
My name is Kate.

1, 3, 5, 7, 9 and 10.
What’s your name?
My name is Ben.

Who is big?
Tell me, please,
Who is big?
Who is long?
Who is strong?

The tiger is big.
The cobra is long.
They both are strong.
Am I wrong?

Специальные вопросы в «Present Simple»

What do you need?
What do you need
To play football,
Volleyball and basketball?
No secret – it’s a ball.

Butterfly
Butterfly, butterfly
Where do you fly?
So quick and high
In the blue, blue sky.

Why do you swim?
Octopus, Octopus,
Why do you swim?
– I have legs, but cannot walk,
– That’s why I swim.

Who does what?
Do you know who does what?
Who sings?
Who flies?
Who plays?
Who cries?

The birds sing and fly.
The girls play and smile.
The boys fight
To prove that they are right.

Специальные вопросы в «Past Simple»

How did you travel?
How did you travel:
By plane or by train?

We travelled with rain
By car, by train,
By buses, trolley-buses,
On foot and by plane.

Общие и специальные вопросы в «Future Simple»

To Australia with a pet
Tell me, please,
How will you get
To Australia
With a pet?

Will you take it in your pocket?
Will you take it in your socks?
Will you take it in a parcel?
Will you put it in your box?

Специальные вопросы в «Present Continuous»

Who is riding in the cab?
Who is riding in the cab?
A crab.
Who is jumping in the hall?
A ball.
Who isn’t eating macaroni?
A pony.

Why aren’t you playing?
Why aren’t you playing with the mice?
– Don’t want to hurt them, they are nice.
Why aren’t you playing with the ball?
– I’m not in the mood to play at all.
Why don’t you want to sing a song?
– I think that all the songs are wrong.

Общие вопросы с модальным глаголом «Can»

Can you eat your jam with bacon?
Can you eat your jam with bacon?
Can you play with an apricot?
Can you sleep on a radiator?
My cat can, but I cannot!

Can you?
Can you run well?
Yes, I can.
Can you jump well?
Yes, I can.
Can you swim well?
Yes, I can.
But I can’t play tennis.

Can you drive a car?
No, I can’t.
Can you ride a horse?
No, I can’t.
Can you fly a kite?
No, I can’t.
But I can speak English.

Общие вопросы с модальным глаголом «Must»

What must be short?
What must be short?
Your shorts must be short!
What must be warm?
Your jumper must be warm!
What must be bright?
Your smile must be bright!
What must be good?
Your mood must be good!

Общие вопросы с конструкцией «have got / has got»

Have I got a dolphin?
Have I got a dolphin?
Has he got a dog?
Has she got a penguin?
Have I got a frog?

3) Подготовка иллюстраций

На третьем этапе учащиеся рисуют и подбирают иллюстрации к выбранным стихотворениям. Это могут быть обычные картинки и схемы или, опоры, по которым стихотворения легко вспоминаются.

4) Работа на уроках английского языка

На четвертом этапе мы начинаем работать над стихотворениями с вопросами на уроках английского языка. Во время речевой разминки 3-5 минут от урока  уделите работе над стихотворениями, обращая внимание на вопросы и их образование. Разминку может проводить учитель, а также сами ученики, выполняя задание «Act as a teacher». Такая работа очень нравится ребятам. Всем хочется ощутить себя в роли учителя. Учащиеся под руководством «Учителя» выполняют различные виды упражнений, направленные на запоминание стихотворений: чтение вслух, про себя, по частям.
Демонстрируя друг другу картинки-опоры, ребята легко вспоминают стихотворения и рассказывают их.
В итоге все учащиеся класса  знают эти стихотворения, умеют задавать вопросы, которые используются в них, знают какие грамматические структуры и времена в них используются.

5) Проверка усвоения вопросов

На пятом этапе работы проверяем уровень усвоения вопросов из стихотворений. Учащимся можно предложить предложения с пропущенным вспомогательным глаголом. Нужно вспомнить, как образуются вопросительные предложения в разных временах, и заполнить пропуски в предложениях.

Наш опыт показывает, что грамматическое явления можно успешно осваивать не только привычными способами, но и необычными, нетрадиционными, например, с помощью разучивания стихотворений, и получать при этом хорошие результаты.

Работа по усвоению разных видов вопросов всегда успешна. Уделяя внимание стихотворениям на уроках английского языка, учащиеся повторяют времена глаголов, образование вопросительных предложений, узнают и запоминают новые слова и выучивают много стихотворений. Красочные иллюстрации, подготовленные ребятами, сделают такую работу более увлекательной.

Приложение 1