Цели:
- Уточнить представления об именах людей.
- Формировать умения писать эти слова с большой буквы.
- Развивать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, орфографическую зоркость, речь.
- Развивать умение работать в группах, обогащать словарный запас учащихся.
- Воспитывать любовь и интерес к предмету, чувство товарищества.
Оборудование:
- тетрадь, дидактический материал, ребус;
- план работы, толковый словарь Ожегова;
- карточки с русскими именами;
- сигнальные карточки, сигналы-мордашки;
- карточки с именами учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
Поздоровайтесь с нашими гостями.
Учитель:
Что за чудо – чудеса: раз рука и два рука!
Вот ладошка правая, вот ладошка левая.
И скажу, вам не тая, руки всем нужны друзья.
Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
II. Актуализация знаний (словарная работа).
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Откройте тетради, запишите: число, классная работа. Начнем урок с кроссворда, повторим словарные слова и узнаем ключевое слово.
- Определенный порядок букв. (Алфавит.)
- Длинное ухо, комочек пуха. Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.)
- Отгадайте ребус. (Мороз.)
- Хищный лесной зверек с рыжим окрасом шубки. (Лисица.)
- Противоположное по значению слову «грустно». (Весело.)
- Ребенок мужского рода. (Мальчик.)
- Плод яблони. (Яблоко.)
Дети по очереди записывают слова в кроссворд у доски, остальные работают в тетрадях. Поставьте ударение, подчеркните «опасные места».
- Какое слово получили? (Фамилия.)
- Что означает слово «фамилия»? (Это семейное наименование, которое передается от родителей к детям.)
- Фамилии на Руси появились в 18 веке. Как возникали фамилии? (От названия профессий, по месту жительства, от названия животных, растений, от прозвищ и т.д.)
- Давайте попробуем образовать фамилии от первых 4-х слов кроссворда, запишем эти слова в тетрадях (с комментированием).
- Какое правило нужно помнить? (Алфавитов, Зайцев, Морозов, Лисицын.)
- Как обозначить «опасное место» в этих словах? Подчеркните заглавную букву в словах. На что она указывает? (На принадлежность одному лицу, на важность.)
III. Определение темы урока, постановка цели.
- Как вы думаете, что есть у каждого человека, живущего на Земле? (Имя.)
- Что вы знаете об именах?
- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Имена.)
- Какие цели поставим на уроке?
Итак, будем работать по следующему плану:
- Что означает слово «имя»?
- Происхождение имен.
- О значении имен.
- Правописание имен.
Физкультурная минутка.
IV. Введение в новый материал.
- Что означает слово «имя»? Где можно узнать значение слова? (Обратимся к толковому словарю Ожегова.)
О том, как произошли фамилии мы уже говорили. Как вы думаете, где можно узнать о происхождении имен? Обратимся к Дидактическому материалу. Откройте пособие на стр. 56. Выполним упражнение 121 (запишите).
Учащиеся под руководством учителя выполняют 1 часть задания.
- Что вы узнали о происхождении имен?
Рассказ учителя.
В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие – это русские имена. Очень легко понять, что они значат.
Владимир – владеет миром.
А Людмила? Светлана?
А еще в русском языке есть имена, пришедшие к нам из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имен тоже есть значения. Кто знает значение своего имени и откуда оно пришло?
Обратимся к плану работы. Какие цели мы достигли? Что вы знаете о правописании имен?
Вернемся к упражнению. Выделим «опасные места» в именах (комментированно). Что общего в этих именах?
Прочитаем слова орфографически. Закройте учебники, запишите по памяти 4 любых имени, которые вы запомнили. Проверьте написанное. Как написали имена? Подчеркните заглавную букву.
Поменяйтесь тетрадями. Выполните взаимопроверку.
Вывод. Как пишутся имена? (Да, имена людей – это имена собственные. Они пишутся с большой буквы.)
Дома выполните упражнение 122, где вы узнаете о происхождении некоторых женских имен.
Физкультурная минутка (игра).
Если услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы – приседаете. Если с большой буквы – тянитесь вверх. Слова: Юрий, космонавт, Андрей, пилот, Марина, ученица, солнце, Оля, тетрадь.
V. Закрепление изученного.
1. Загадки нашего языка.
а) Есть ли дети в нашем классе с одинаковыми именами? (Да.) Назовите их. Встаньте, пожалуйста, ребята. Как называют человека, носящего одинаковое с кем-нибудь имя. (Тезка.) Значит, Олеся Василенко и Олеся Алешникова – тезки. Кирилл Котов и Кирилл Науменко – тоже тезки. Как же различать в классе двух Кириллов, двух Олесь? (По фамилиям.)
б) Послушайте, какой разговор двух мальчиков я услышала. Меня сейчас зовут Дима. А когда вырасту, будут звать Дмитрий.
- А тебя, Митя? Митя (задумался): наверное, Микитрий. А вы как думаете, правильно ли назвал мальчик имя или нет? Почему? (Дима и Митя – неполная форма одного имени Дмитрий.)
Вывод. Имена могут быть полными и сокращенными.
в) Назовите свое имя. А теперь полное имя. Есть ли имена, которые не изменяются? (Да.) Приведите примеры. (Нина, Инна, Кира, Марина.)
г) Назовите имена, которые могут принадлежать и девочкам, и мальчикам. (Саша, Женя, Валя, Сима.)
Физкультурная минутка.
2. Работа в группах (3 группы).
Сейчас будете работать в группах. Капитаны подойдите, возьмите карточки со словами. Послушайте внимательно задание: на карточках имена ребят всей группы. Вам необходимо взять карточку со своим именем, расставить эти имена по алфавиту. По команде выстроиться в алфавитном порядке, держа карточку перед собой. Подойдите к парте капитана.
Проверка с помощью сигнальных карточек.
3. Напишите имена:
- Имеющие двойную согласную. (Анна, Инна, Геннадий, Алла, Жанна, ...)
- Образовавшиеся от названия цветов. (Лилия, Роза.)
- Имена с разделительным ь. (Илья, Татьяна, Марьяна.)
Запись имен с комментированием.
- Что нужно помнить при записи имен?
VI. Итог урока.
Какова тема урока? Какую цель ставили? Достигли? Расскажите, пользуясь планом, что узнали об имени. Для чего нужны полученные знания?
Рефлексия. Оцените свою работу на уроке (используя сигналы-мордашки).
Оценки. Домашнее задание: д.м.: с.56 упр. 122.