Идея урока: с помощью интеграции учебных предметов математики и окружающего мира и использования информационно- коммуникационных технологий сделать урок по данной теме развивающим, интересным, познавательным, наглядным.
Цели урока:
Образовательные:
- Закрепить умение прибавлять и вычитать число 3.
- Закрепить знание последовательности чисел от 1 до 10.
- Закрепить умение сравнивать числа.
- Совершенствовать вычислительные навыки.
- Решать простые задачи на сложение и вычитание природоведческого содержания.
- Познакомить учащихся с птицами нашего края, зимующими в наших краях.
Развивающие:
- Развивать математическую речь.
- Развивать внимание, логическое мышление (умение сравнивать, обобщать, анализировать)
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к птицам.
- Воспитывать у детей чувство сопереживания.
- С помощью занимательного материала и ИКТ воспитывать любовь к учебным предметам.
Оборудование:
- компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация;
- карточки для арифметического диктанта: игровое поле, карточки с числами ответами;
- карточки для самостоятельной работы;
- плакат с изображением кормушки, карточки с изображением птиц;
- учебники, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент. "Вхождение в урок".
- Начинаем наш урок. Желаю вам хорошо поработать сегодня, быть активными и узнать на уроке много нового и интересного! (Слайд 1)
- Я приготовила для вас стихотворение.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна -
И не страшна будет им зима.
- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
- Сегодня мы повторим пройденный материал по математике, потренируемся в прибавлении и вычитании числа 3. И соединим урок математики и урок окружающего мира - поговорим о птицах наших лесов, выясним, как помочь птицам зимой. (Слайд 2)
II. Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, какое сейчас время года? (Слайд 3)
- Назовите приметы зимы.
- Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами.
- Чтобы узнать о каких птицах мы будем говорить сегодня, нужно найти значения математических выражений.
- Положите перед собой игровое поле с математическими выражениями и карточки с числами. (Учащиеся получили игровое поле с 9 выражениями и маленькие карточки с числами-ответами) (Слайд 4)
2+3 | 3-2 | 8+1 |
7-3 | 6+2 | 4-2 |
4+3 | 5-2 | 7-1 |
- Найдем значение выражения.
- Возьмите карточку с правильным ответом.
- Карточку нужно положить числом вверх на игровое поле.
- Давайте сделаем проверку. (Слайды 5-13)
- Теперь переверните карточки с числами. Если значения выражений найдены правильно, перед вами сложится изображение птицы.
- Назовите зимующих птиц. (Слайд 14)
- Познакомимся с каждой птичкой поближе.
III. Закрепление пройденного.
1) Арифметический диктант.
- Первая птица, которую мы сейчас рассмотрим, имеет отличительный признак.
Грудка ярче, чем заря
У кого? (У снегиря) (Слайд 15)
- У снегиря красное брюшко, верх головы, крылья, хвост - черные, спинка голубовато-серая.
- Название свое снегири получили за то, что появляются у нас с первым снегом.
- Снегири держатся небольшими стайками (7-8 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. Любимое зимнее лакомство снегирей - ягоды рябины.
- Вместе со снегирями мы сейчас проведем арифметический диктант и вспомним последовательность чисел. (Слайд 16)
(Учитель называет задания арифметического диктанта, и на экране появляется изображение снегирей, дети записывают ответы в тетради.)
- Запишите число, которое при счете стоит перед числом 5.
- Запишите число, которое при счете стоит после числа 6.
- Запишите соседей числа 9.
- Увеличьте число 4 на 1.
- Уменьшите число 10 на 1.
- Увеличьте число 7 на 1 и еще на 1.
- Уменьшите число 5 на 1 и еще на 1.
- Проверим ответы. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Возьмите в руки простой карандаш для исправления ошибок.
2) Физкультминутка.
- А теперь познакомимся с одной из самых красивейших птиц, зимующих в наших краях.
- Это свиристель. (Слайд 17)
- Свиристель - птица средних размеров. На голове у нее широкий вызывающе торчащий хохолок розового цвета, на конце хвоста - ярко-желтая полоса. Оперение серо-розовое. В одиночку свиристеля не встретишь. И кормятся, и отдыхают птицы огромными стаями.
- Давайте отдохнем и сделаем физкультминутку. (Слайд 18)
Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы поживиться.
На зиму долгую в нашем саду
Мы приготовили птицам еду.
Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!
3) Упражнение в сравнении чисел.
- Ну, а следующая птичка вам хорошо знакома. Отгадайте загадку.
Непоседа - невеличка,
Желтогруденькая птичка.
Ест и сало, и пшеничку,
А зовут её: (Синичка) (Слайд 19)
- На голове у синицы черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса - галстучек. Крылья, хвост - серые, спина - желто-зеленая, а брюшко - желтое. Синички - подвижные птицы. Перелетая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.
- Вместе с синичками выполним задание. Будем сравнивать числа, числа и математические выражения. (Слайд 20)
5*3 | 8*8 | 6-3*5 |
4*7 | 9*5 | 8*4+3 |
4) Решение задач.
- Молодцы! Справились с заданием. А теперь угадайте, что за птица появится на экране.
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Ищет чем бы подкрепиться -
Собирает крошки.
Серенькие перышки,
Очень любит зернышки. (Слайд 21)
- Воробей - это маленькая подвижная птичка с округлой головкой. Короткой шеей, небольшими крыльями. Воробьи спокойно переносят морозы. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись.
- Решим задачу про воробьев. (Слайд 22)
- Откройте учебник на странице 112.
- Прочитаем задачу № 4.
- О ком говорится в задаче?
- Что нам известно?
- Как называется эта часть задачи?
- Что нужно узнать в задаче?
- Как называется эта часть задачи?
- Сделаем рисунок к задаче. Как можно обозначить воробьев?
- Сколько кружков нарисуем?
- 2 воробья улетели. Как это обозначить на рисунке?
- Каким арифметическим действием решим задачу?
- Запишем решение.
- Прочитаем еще раз вопрос задачи. Назовите ответ.
- Запишем ответ.
IV. Физкультминутка.
- Ну, а это что за птица?
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
Непоседа птица эта
Одного с березой цвета. (Слайд 23)
- У сороки голова, крылья, хвост - черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Сорока - ловкая, подвижная, суетливая птица.
- Проведем гимнастику для глаз. Сорока будет летать, а вы следите за её движением. (Слайд 24)
V. Самостоятельная работа.
- Для птиц зима - самое трудное время. Холодно, голодно птицам.
- Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод?
- Корм - это зимой главное! Когда он есть, и мороз не страшен. (Слайд 25)
- Зимой птицы питаются семенами деревьев и кустарников. Любят полакомиться сочными ягодами рябины, калины, шиповника.
- Особенно тяжело птицам приходится во время снегопадов, метелей и сильных морозов. Они прилетают к нашим жилищам за помощью.
- Как человек может помочь птицам? (Слайд 26)
- На балконе, в саду, в парке, в лесу - везде можно устроить для птиц столовую.
- Можно смастерить кормовой столик, кормушку с крышей в виде домика или приспособить для кормушки коробочку от кефира или молока. (Слайд 27)
- Заготовку птичьего корма нужно начинать еще в августе. Можно собирать семена подсолнечника, тыквы, дыни, арбуза.
- Воробьи клюют овес, пшено, подойдут крошки пшеничного хлеба.
- Синицы, кроме семян очень любят несоленое сало. Его нужно накалывать на кормушку - булавку. Или просто подвесить на ниточке.
- Ну а теперь мы с вами соберем корм для птиц. У каждого из вас есть карточка с математическими выражениями. Нужно самостоятельно найти значение выражения и положить карточку в корзинку. ( На каждой карточке изображение одного из видов семян) (Слайд 28)
4+3= | 7+ = 9 | 9+1- =8 |
8-3= | 5+ =8 | 5+1- =4 |
6-3= | 10- =7 | 3-2+ =2 |
VI. Итог урока.
- Вот и подошел к концу наш урок.
- Чем мы занимались на уроке? О чем расскажете дома? (Слайд 29)
- Я предлагаю вам оценить наш урок. У меня есть изображения кормушки и птиц: снегири, синицы и воробьи. Если урок вам понравился, и у вас все отлично получилось, то посадите на кормушку снегиря. Если вы старались, но всё получилось с затруднением, то посадите синицу. А если урок мог быть лучше, у вас получилось не всё на уроке, то посадите воробья.
- Я тоже оценю наш урок. (Учитель прикрепляет птичку к кормушке и объясняет свой выбор - оценивает работу детей на уроке.)
- Спасибо за работу.
- Я тоже оценю наш урок. (Учитель прикрепляет птичку к кормушке и объясняет свой выбор - оценивает работу детей на уроке.)
- Спасибо за работу. Урок окончен. (Слайд 30)